Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit._chtenie_1_klass_shirokih.docx | 75.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны
высшей квалификационной категории
по курсу «Литературное чтение»
1 класс
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета "Литературное чтение" для четырехлетней начальной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва, 2009), в основу положена авторская программа, разработанная В.А. Лазаревой. (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Составители Лазарева В.А.. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2012 г.; 1 класс). Программа составлена в соответствии с дидактическими принципами системы Л.В. Занкова для начальной школы. Имеет гриф Министерства образования Российской Федерации.
МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на послебукварный период и составляет 40 часов, 4 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Цель курса: нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Задачи курса:
- формирование беглого, осознанного и выразительного чтения разных видов текста; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных ценностей и качеств ребёнка и формирование нравственных понятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (40 часов)
Вводное занятие. (1 ч)
Раздел 1. Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес! (9 ч)
- Изобразительная природа художественного текста. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
- Изобразительная природа художественного текста. Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна..»
- Изобразительные возможности художественного текста. А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами». Г. М. Новицкая «Береза».
- Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани…»
- Способы изображения художественного образа.Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве ». В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре».
- Способы изображения художественного образа. В.Е. Викторов «Волшебство» А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..» Тим Собакин «Уходит тихо лето».
- Звукопись как способ изображения художественного образа. М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». А. А. Усачев «Шуршащая песня».
- Звукопись как способ изображения художественного образа А. А. Шибаев «Переполох, А.Л.Барто «Игра в слова».
- Изобразительные возможности художественного текста.Т. М. Белозеров «Тучка».С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде». К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь».
Раздел 2. Над вымыслом слезами обольюсь. (4 ч)
- Выразительность художественного текста. Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость».И. П. Токмакова «Это ничья кошка».
- Выразительность художественного текста. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка …» И.П. Токмакова «Осень» И.С.Никитин «Встреча зимы»
- Выразительное чтение. В. Д. Берестов «Заяц барабанщик». И. П. Токмакова «Крокодила», «Я ненавижу Тарасова».
- Выразительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». А. Н. Плещеев «Скучная картина»
Раздел 3. Сладко да ладно. (5ч)
- Особенности поэтически хтекстов. «Весна-красна» по И. Соколову-Микитову. А. Н. Плещеев «Весна». Д. Чиарди «Об удивительных птицах».
- Особенности поэтических текстов. А. Милн. «Хвосты». Считалки.
- Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)
- Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок). Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
- Способы рифмовки в поэтическом тексте. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»
Раздел 4. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. (7 ч)
- Фантастические образы в художественных произведениях. С. Я. Маршак «Дремота и зевота»
- Способы художественного воплощения фантастического. Ю. Тувим «Чудеса». Б. В. Заходер «Приятная встреча»
- Способы художественного воплощения фантастического. Д. Биссет «Орел и овечка».
- Реальная основа фантастической картины в художественном образе. М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется».
- Реальная основа фантастической картины в художественном образе. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок)
- Роль фантастического элемента в художественном тексте. Б. В. Заходер «Моя Вообразилия».
- Роль фантастического элемента в художественном тексте. Э.Э Мошковская «Хитрые старушки».
Раздел 5. Чтение - вот лучшее учение. (14 ч)
- Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л. Н. Толстой «Косточка».
- Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева «Сыновья»
- Нравственная проблематика и идея произведения. И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня).
- Нравственная проблематика и идея произведения. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»
- Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и козел» (Русская народная сказка).
- Авторская сказка. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».
- «Лиса и заяц» (Русская народная сказка).
- Лиса и заяц» (Русская народная сказка).
- «Глупый волк» (Русская народная сказка).
- Малые жанры фольклора: загадки.
- Малые жанры фольклора: пословицы. Малые жанры фольклора: скороговорки.
- Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева
- Проверка сформированности навыка чтения.
- Заключительный урок «Секреты художественного текста». Б.В. Заходер «Товарищам детям».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (40 часов)
Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку едва освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, и в конечном итоге, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. Но в этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста - изобразительностью и выразительностью.
Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника.
Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений. Вопросы и задания к текстам помогают учителю организовать работу. Поскольку она не просто новая для учащихся, но и объективно очень непростая, в учебнике предусмотрен такой вид работы, как предварительное чтение, когда учащиеся постигают смысл трудных слов через словообразование или этимологию. Кроме того, в учебнике есть несколько видов словарей: обычный толковый, разъясняющий детям значение незнакомых и непонятных слов, и несколько специальных словарей, помогающих найти точное слово для обозначения чувств и настроений, отношений людей и нравственных оценок. Все это способствует расширению словаря учащихся, а значит, и развитию их речи. В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.
Размышляя над содержанием произведений, изучаемых в 1 классе, дети начинают задумываться о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, забота. Этому способствует подбор текстов учебника и характер вопросов и заданий. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы учащиеся осмысливали и оценивали поступки героев эпических произведений и сопереживали им. Читая и рассказывая стихи, дети будут испытывать сильное эмоциональное воздействие художественного текста, волноваться, радоваться и огорчаться, только тогда произойдет их личностное восприятие и освоение нравственных ценностей и нравственных уроков произведений. Так, уже в 1 классе в процессе полноценного восприятия художественных произведений, сопереживания и осмысления закладываются основы формирования и развития таких нравственных качеств ребенка, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.
Круг детского чтения
1. «Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!»
«Тело лисицы оченьподвижное…» (По В.Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженныйв сани...»; А.С. Пушкин «Под голубыми небесами...»; Г.М. Новицкая «Береза»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек».
2. «Над вымыслом слезами обольюсь»
Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянь- ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы»; В.Д. Берестов «Заяц- барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
3. «Складно да ладно»
«Весна-красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Похожие хвосты» (перевод Р. Сефа); Считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».
4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»
С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»;М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; И.П. Токмакова «Голубая страна»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».
5. «Чтение вот лучшее учение»
Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Старый дед и внучек» (басня), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»;
«Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки);
Пословицы и поговорки; загадки; скороговорки; В.А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»; Б.В. Заходер «Товарищам детям».
В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;
– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
– первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);
– первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к учебному материалу;
– мотивации к успешности учебной деятельности;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
– умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя засчет целенаправленного развития произвольности психических процессов;
– принимать позиции слушателя и читателя, доступных по жанру литературных произведений;
– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– работать со словарем и материалом предварительного чтения;
– понимать принятую в учебнике систему значков;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– пользоваться словарем учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
– работать с сопоставительными таблицами;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
– понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по заданному образцу.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;
– находить в учебнике то или иное произведение;
– ориентироваться в учебнике по содержанию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;
–осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
– ориентироваться в сборнике сказок;
– участвовать в организации выставки книг в классе;
– объяснять назначение художественных книг;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;
– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;
– различать произведения малых фольклорных жанров.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;
– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;
– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;
– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;
– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать по ролям стихотворения;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять особенности характера животных – героев народных сказок.
В результате изучения литературного чтения в 1 классе, учащиеся должны знать:
- наизусть 4 – 5 стихотворений разных авторов; иметь представление:
- о тематическом многообразии литературы разных времён;
- об отличии художественного текста от научного;
- об отличии поэтического текста от прозаического;
- об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;
- об отличии фольклорного текста от литературного;
уметь:
- определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); находить рифмы;
- задавать и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение);
- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами (темп чтения 40 – 50 слов).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||||
1 | Первоначальные представления детей о книге | 1 | Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации. | Знать автора учебника, название учебника. Уметь ориентироваться в учебнике; различать условные обозначения. | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя; | Рассматривание иллюстраций. Работа с условными обозначениями. | Стр. 3-4 | март | ||
Раздел 1. Ведь это чудо из чудес — когда из слов вдруг вырос лес! (9 ч) | ||||||||||
2 | Изобразительная природа художественного текста. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | 1 | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства, отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа. | Знать литературоведческие понятия «художественный текст»; «изобразительная природа художественного текста»; «способы создания художественного образа»; «рисующие» слова, звукопись. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); Знать литературоведческие понятия «художественный текст»; «изобразительная природа художественного текста»; «способы создания художественного образа»; «рисующие» слова, звукопись. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему; выявлять простейшие способы художественного изображения. Уметь: сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему; выявлять простейшие способы художественного изображения. Знать литературоведческие понятия «художественный текст»; «изобразительная природа художественного текста»; «способы создания художественного образа»; «рисующие» слова, звукопись. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); Знать литературоведческие понятия «художественный текст»; «изобразительная природа художественного текста»; «способы создания художественного образа»; «рисующие» слова, звукопись. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему; выявлять простейшие способы художественного изображения. Уметь: сопоставлять художественный и нехудожественный тексты на одну тему; выявлять простейшие способы художественного изображения. | Личностные: -проявление интереса к литературному чтению Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя; Познавательные: Общеучебные: -находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; -отличать новое от уже известного с помощью учителя; Логические: -пересказывать небольшие тексты, называть их тему Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной речи; -умение задавать вопросы Личностные: -проявление интереса к литературному чтению Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя; Познавательные: Общеучебные: -находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; -отличать новое от уже известного с помощью учителя; Логические: -пересказывать небольшие тексты, называть их тему Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной речи; -умение задавать вопросы. Личностные: -проявление интереса к литературному чтению Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя. Познавательные - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные -воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении; - принимать участие в обсуждении прочитанного произведения; - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Творческая работа «Рисование картин на основе художественного текста». | Стр. 7-8 | март | ||
3 | Изобразительная природа художественного текста. Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна..» Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани…» | 1 | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Сопоставление изображения действительности в литературе и живописи. | Стр. 9-10 | март | ||||
4 | Изобразительные возможности художественного текста. А. С. Пушкин «…Под голубыми небесами». Г. М. Новицкая «Береза». | 1 | Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. | Сочинения по картине. | Стр. 11-12 | март | ||||
5 | Способы изображения художественного образа. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве ». В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре». | 1 | Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. | Заучивание наизусть стихотворений. | Стр. 12-14 | март | ||||
6 | Способы изображения художественного образа. В.Е. Викторов «Волшебство» А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает..» Тим Собакин «Уходит тихо лето». | 1 | Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. | Поиск информации в энциклопедии. Описание лошади. | Стр. 15-17 | март | ||||
7 | Звукопись как способ изображения художественного образа М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». А. А. Усачев «Шуршащая песня». | 1 | Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. | Работа со словарём. | Стр. 18-19 | март | ||||
8 | Звукопись как способ изображения художественного образа А. А. Шибаев «Переполох А.Л.Барто «Игра в слова» | 1 | Выразительное чтение текстов с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа.Анализировать текст, различая позицию автора. | Чтение по ролям стихотворения. Работа в паре (инсценировка) Игра «Повтори звуки» | Стр. 20-22 | март | ||||
9 | Изобразительные возможности художественного текста. Т. М. Белозеров «Тучка». С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде». К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь». | 1 | Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и худож.), выделять особенности, образные средства. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения | Работа в группе. | Стр. 23-24 | март | ||||
Раздел 2. Над вымыслом слезами обольюсь. (4 ч) | ||||||||||
10 | Выразительность художественного текста. Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость». И. П. Токмакова «Это ничья кошка». | 1 | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. | Знать термин «проза», «рифма»; изобразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь подбирать темп чтения и интонацию, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения; заучивать поэтические тексты; находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; пересказывать небольшие по объёму тексты. Знать термин «проза», «рифма»; изобразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь подбирать темп чтения и интонацию, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения; | Личностные У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; Регулятивные - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; Познавательные - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные -воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении; - принимать участие в обсуждении прочитанного произведения; - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Заучивание наизусть стихотворения по желанию. Работа с иллюстрациями. | Стр. 25-27 | март | ||
11 | Выразительность художественного текста. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка …» И.П. Токмакова «Осень» И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Поиск информации. Анализ отличительных особенностей поэтического текста. | Стр. 28-31 | \март | ||||
12 | Выразительное чтение. В. Д. Берестов «Заяц барабанщик». И. П. Токмакова «Крокодила», «Я ненавижу Тарасова» | 1 | Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. | Прослушивание текста. Разыгрывание сценок с использованием фразы с разной интонацией. | Стр. 32-34 | апрель | ||||
13 | Выразительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». А. Н. Плещеев «Скучная картина» | 1 | Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. | Работа со словарём. Работа с иллюстрациями. | Стр. 35-37 | апрель | ||||
Раздел 3. Складно да ладно. (5 ч) | ||||||||||
14 | Особенности поэтически хтекстов. «Весна-красна» по И. Соколову-Микитову. А. Н. Плещеев «Весна». Д. Чиарди «Об удивительных птицах». | 1 | Выразительно читать тексты с анализом и обоснованием разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Знать жанр произведения «стихотворение»; начальные представления о рифме, ритме; стихотворение наизусть. Уметь пересказывать небольшие тексты; находить в тексте рифмы; определять персонажей и героев (главных действующих лиц); отличать прозаический текст от поэтического текста; передавать интонацию при чтении произведений; выразительно читать диалог; определять созвучие и подбирать рифму. Знать жанр произведения «стихотворение»; начальные представления о рифме, ритме; стихотворение наизусть. Уметь пересказывать небольшие тексты; находить в тексте рифмы; определять персонажей и героев (главных действующих лиц); отличать прозаический текст от поэтического текста; передавать интонацию при чтении произведений. | Личностные: -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности на уроках литературного чтения Регулятивные: -выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Общеучебные: -произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; -делать выводы в результате совместной работы всего класса; Логические: - составлять простой план небольшого текста-повествования. Коммуникативные: -читать вслух и про себя тексты учебников и при этом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. | Работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе, словарём). Заучивание наизусть. | Стр. 38-40 | апрель | ||
15 | Особенности поэтических текстов. А. Милн. «Хвосты». Считалки. | 1 | Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. | Отработка техники чтения. Соревнование «Кто больше знает считалок». | Стр. 42-45 | апрель | ||||
16 | Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок) | 1 | Выделять в стихотворении сравнения | Выразительное чтение | Стр. 46-50 | апрель | ||||
17 | Рифма. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок). Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | Выразительное чтение 1диалогов в рассказе. | Стр. 51 | апрель | ||||
18 | Способы рифмовки в поэтическом тексте. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского» | 1 | Сравнивать тексты различных жанров с рифмами | Составление характеристики героя. | Стр. 53-54 | апрель | ||||
Раздел 4. А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает. (7 ч) | ||||||||||
19 | Фантастические образы в художественных произведениях. С. Я. Маршак «Дремота и зевота» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Знать литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет». Уметь находить реальные детали в фантастической картине; выборочно читать; придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение; называть некоторые качества характера героев произведения; вести беседу о прочитанном. Знать литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет». Уметь находить реальные детали в фантастической картине; выборочно читать; придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение; называть некоторые качества характера героев произведения; вести беседу о прочитанном. Знать литературоведческие понятия «автор», «герой произведения», «идея», «сюжет». Уметь находить реальные детали в фантастической картине; выборочно читать; придумывать и рисовать иллюстрации к тексту, доказывая текстом своё видение; называть некоторые качества характера героев произведения; вести беседу о прочитанном | Личностные:
У обучающегося будут сформированы: - интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; Обучающийся получит возможность для формирования: -положительного отношения к школе, чувства необходимости учения - способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину; - способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье; - положительного отношения к школе, чувства необходимости учения; - интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; - способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; - умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту; - позитивной самооценки.
Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя. | Словарная работа. Иллюстрации к тексту. | Стр. 55-56 | апрель | ||
20 | Способы художественного воплощения фантастического. Ю. Тувим «Чудеса». Б. В. Заходер «Приятная встреча» | 1 | Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев. | Выборочное чтение текста. | Стр. 57-58 | апрель | ||||
21 | Способы художественного воплощения фантастического. Д. Биссет «Орел и овечка». | 1 | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Пересказ текста. | Стр. 59-61 | апрель | ||||
22 | Реальная основа фантастической картины в художественном образе. М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется». | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Чтение по ролям. Восстановление цепочек слов. | Стр. 62-63 | апрель | ||||
23 | Реальная основа фантастической картины в художественном образе. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок) | 1 | Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. | Игра «Веришь – не веришь». Поиск информации. | Стр. 64-68 | апрель | ||||
24 | Роль фантастического элемента в художественном тексте. Б. В. Заходер «Моя Вообразилия». | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. | Выставка рисунков и поделок «Наша классная Вообразилия». Отработка техники чтения. | Стр. 69-70 | апрель | ||||
25 | Роль фантастического элемента в художественном тексте. Э.Э Мошковская «Хитрые старушки». | 1 | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | Стр. 71-74 | апрель | |||||
Раздел 5. Чтение - вот лучшее учение. 14 ч | ||||||||||
26 | Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. Л. Н. Толстой «Косточка». | 1 | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора | Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану; находить главную мысль текста с помощью учителя; делить текст на смысловые части с помощью учителя; самостоятельно извлекать нравственную идею произведения; составлять план с помощью учителя; выразительно читать диалоги; находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста; составлять характеристику героя; создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану. Знать содержание произведений разделов и их авторов Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам; выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение. Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану. Знать содержание произведений разделов и их авторов Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам; выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение. Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану; находить главную мысль текста с помощью учителя; делить текст на смысловые части с помощью учителя; самостоятельно извлекать нравственную идею произведения; составлять план с помощью учителя; выразительно читать диалоги; находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста; составлять характеристику героя; создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану. Знать содержание произведений разделов и их авторов Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам; выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение. Знать жанр произведения «басня», «сказка», малые жанры фольклора: «загадки», «пословицы», «поговорки», «скороговорки» Уметь кратко пересказывать текст; пересказывать текст по плану. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, читать по строфам; выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение. | Регулятивные Обучающийся научится: - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; - принимать и понимать алгоритм выполнения задания; - осуществлять действие по образцу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные Обучающийся научится: - работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию с помощью знаков; - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - пользоваться словарными пояснениями учебника. - выбирать книгу в библиотеке; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - видеть особенности характера героя в литературном произведении - работать с информацией, искать информацию в учебных текстах.
Коммуникативные Обучающийся научится: -воспринимать мнение сверстников, родителей о прочитанном произведении; - принимать участие в обсуждении прочитанного произведения; - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Обучающийся получит возможность научиться: - уважать мнение собеседников; - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению и групповой работе; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Личностные:
У обучающегося будут сформированы: - интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; Обучающийся получит возможность для формирования: -положительного отношения к школе, чувства необходимости учения - способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вину; - способности осознавать семейные традиции, уклад жизни своей семьи, традиции чтения в семье; - положительного отношения к школе, чувства необходимости учения; - интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; - способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; - умения передавать своё эмоциональное отношение к тексту; - позитивной самооценки. Познавательные: Общеучебные: -произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; -делать выводы в результате совместной работы всего класса; Логические: - составлять простой план небольшого текста-повествования. Коммуникативные: -читать вслух и про себя тексты учебников и при этом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками. | Краткий пересказ текста. Работа со словарями. | Стр. 75-77 | апрель | ||
27 | Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева «Сыновья» | 1 | Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. | Составление плана текста. Создание «картинного» плана произведения. | Стр. 78-80 | апрель | ||||
28 | Нравственная проблематика и идея произведения. И. А. Крылов «Чиж и Голубь» (Басня). | 1 | Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения | Парная работа по придумыванию загадок. . | Стр. 80-82 | май | ||||
29 | Нравственная проблематика и идея произведения. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья» | 1 | Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. | Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь не перевыскороговоришь». | Стр. 83-84 | май | ||||
30 | Чтение и анализ русских народных сказок. «Лиса и козел» (Русская народная сказка). | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям | Восстановление пропущенных слов в цепочке. | Стр. 85-88 | май | ||||
31 | Авторская сказка. К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». | 1 | Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. | Творческая работа «Придумать концовку басни». | Стр. 88-91 | май | ||||
32 | «Лиса и заяц» (Русская народная сказка). | 1 | Выделять последовательность действий в произведении. | Пересказ текста по плану. Работа по группам. Изображение животных (позой, мимикой, жестами). | Стр. 92-98 | май | ||||
33 | «Лиса и заяц» (Русская народная сказка). | 1 | Выделять особенности русской народной сказки о животных. | Разыгрывание ситуаций, подходящих к какой-либо пословице. | Стр. 92-98 | май | ||||
34 | «Глупый волк» (Русская народная сказка). | 1 | Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки. Выделять последовательность действий в произведении. | Упражнения в технике чтения. | Стр. 99-102 | май | ||||
35 | Малые жанры фольклора: загадки. | 1 | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности загадки. Находить рифмы, толкование слова. | Упражнения в технике чтения. | Стр. 103-106 | май | ||||
36 | Малые жанры фольклора: пословицы. | 1 | . Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности пословиц. Соотносить текст произведения с пословицей, которая может быть выражением главной мысли | Тренировка в чтении трудных слов | Стр. 107 | май | ||||
37 | Малые жанры фольклора: скороговорки. | 1 | Сравнивать авторские фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. | Инсценирование отрывка из сказки С.Я. Маршака «Теремок». | Стр. 108-109 | май | ||||
38 | Нравственное содержание произведений, их поучительный смысл. В.А. Осеева | 1 | Обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. | Поиск информации в учебнике, Интернете. | Стр. 110-112 | май | ||||
39 | Проверка сформированности навыка чтения. | 1 | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп | Самостоятельное чтение текста. Работа над текстом. (самостоятельно) | Стр.112 | май | ||||
40 | Заключительный урок «Секреты художественного текста». Б.В. Заходер «Товарищам детям». | 1 | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, лог. ударения. | Выразительное чтение. | Стр.113 | май |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
- Лазарева В.А. Литературное чтение : Учебник для 1 класса - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
- Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- ФНМЦ им. Л.В.Занкова «Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»; примерная программа по русскому языку (авт. Н.В. Нечаева), Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров».
2. Специфическое оборудование:
Персональный компьютер
- Мультимедийная установка
- портреты писателей;
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- детская периодика.
- презентации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (сист...
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, система Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Программы началь...
Рабоча программа по литературному чтению 4 класс система Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой и направлена на достижение обучаю...