Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Литературное чтение
составлена на основе авторской программы
Н. А. Чураковой по курсу «Литературное чтение»,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)
в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного стандарта начального общего образования.
Количество часов в неделю: 3 часа
Количество часов за год: 97 часов
Пояснительная записка
Литературное чтение – один из важных предметов художественного цикла, с помощью которого формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами природы и общества.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать представления о широкой картине мира, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека.
В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста.
Это происходит через:
– работу с более сложными и объемными текстами;
– освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;
– усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.
Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических умений:
– осмысливать эволюцию художественного образа;
– выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;
– находить в тексте и объяснять эпитеты;
– видеть сюжет произведения;
– находить средства художественного изображения и выражения чувств.
Главные учебные цели и задачи этого года обучения:
– продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;
– углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;
– познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом;
– углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;
– начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;
– продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.
Реферативное описание тем
№ | Содержание курса | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народ. творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литератур | Обучающиеся должны иметь представление: – об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; – об особенностях характеров героев в народной и вторской сказке; – об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; – об особенностях жанра басни; знать: – наизусть 10–12 стихотворений разных авторов; – имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту; – различать малые жанры фольклора; – находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литерат; – отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; – характеризовать героев произведений; сравнивать характ.героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – рассказывать о любимом литературном герое; – устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). |
2 | Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. | |
3 | Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка каприроду | |
4 | Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических)представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). | |
5 | Авторская сказка Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке) | |
6 | Сказочная повесть Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. | |
7 | Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями – торговлей или ратными подвигами – свое отечество). | |
8 | Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки,кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. | |
9 | Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание пережива- ния. Средства худож. выразит. олицетворения, сравнения, эпитета |
Четверть | Всего часов | Формы контроля | |||
Контрольные работы | Стихи для заучивания наизусть | Тесты | Беседы по картине | ||
1 четверть | 26 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2 четверть | 21 | 1 | 4 | 1 | 3 |
3 четверть | 28 | 1 | 4 | 3 | |
4 четверть | 22 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Всего | 97 | 5 | 13 | 3 | 8 |
Литературное чтение 3 класс
Содержание курса
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
Корни есть не только у дерева | 13 | |
В жизни всегда есть место подвигу | 4 | |
Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками | 12 | |
Такой знакомый незнакомый мир | 9 | |
Мир просит тебя: открой меня заново | 3 | |
Самые настоящие чудеса | 11 | |
Родная сторона | 9 | |
Мир нуждается в нашей защите | 8 | |
Лаборатория искусств | 7 | |
Как трудно стать человеком | 10 | |
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств | 5 | |
Красота спасет мир | 6 | |
Итого: | 97 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Н.А. Чуракова. Литературное чтение 3-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2009г | Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2,3,4 кл.- Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом « Федоров» Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. CD «Поурочное планирование 3 кл.» | CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей». | Н.В.Нечаева. «Изучение результативности речевой деятельности младших школьников». М., «ЦОР», 2000г. М.В.Зверева. «Изучение результативности обучения в начальных классах». Методические рекомендации для учителей. М., «ЦОР», 2000г. Сборник контрольных и проверочных работ. М., «ЦОР», 2001г. |
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Коррек ти ровка | Тип урока | Основные вопросы | Наглядн. пособия. Интернет Ресурсы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Корни есть не только у дерева (13 часов) | ||||||||
1 | День знаний | 1 | Познакомиться с новым учебником; начать формировать основы инструментария, необходимого в дальнейшем обучении, для анализа не только разных жанров устного народного творчества, но и для анализа авторской литературы: объяснить главные особенности мифологических представлений о мире, когда человек считает себя частью природы и устанавливает с ней отношения через обряд, рассказать о вере древнего человека в силу слова. | |||||
2 | Знакомство с учебником. Вводный урок | 1 | комб. | учебник икт | С. 3-6 читать | |||
3 | «Корни есть не только у дерева». Малые жанры фольклора и их связь с мифом | 1 | комб. | учебник | С. 7-10 читать | |||
4 | Античный гимн «Природе». Отрывок из античного гимна «Пану» | 1 | комб. | учебник | 11-14 читать | |||
5 | Тайны мира природы и способ жизни древнего человека | 1 | повторить | |||||
6 | Законы сказочного жанра. РНС «Крошечка -Хаврошечка». | 1 | комб. | Показать, что сказка еще один древнейший жанр устного народного творчества и содержит в себе множество древних представлений о мире и человеке | учебник икт | 14- 18 читать | ||
7 | Малые фольклорные жанры. Загадки | 1 | комб. с пробл. зад. | Познакомить с загадками древнего происхождения. Поставить задачу: доказать их древность | учебник икт | С. 19 Найти старинные загадки | ||
8 | Входная контрольная работа. | 1 | контр | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика. | Сборник тестов | читать | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | р.н.о | Коррекция знаний учащихся по литературному чтению. | ||||
10 | Главные закономерности сказочного жанра. Сказка «Сивка - Бурка». | 1 | комб. | На основе сравнительного анализа двух сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-Бурка» дать детям возможность выявить главные закономерности сказочного жанра: особенности внешности и социальн. положения героя (героини) сказки, обращение к числовой магии и магии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшеб- ный) мир. | учебник | 21-29 Читать, сочинить свою волшеб-ную сказку. | ||
11 | Поговорки. | 1 | комб. | Показать, что поговорки - один из древнейших жанров устного народного творчества и содержат в себе множество древних представлений о мире и человеке | 29 – 30 Подгото-вить поговорки | |||
12 | Мифологический герой и его подвиги. Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | комб. | Выявить, как древние представления о мире и человеке отражаются в описании путешествий и подвигов мифологического героя. Обнаружить в античном мифологическом сюжете мотивы и сюжетные линии, харак- терные для международного фольклора | учебник икт иллюстр | 31-38 Читать | ||
13 | Мотивы и сюжетные линии международного фольклора. Персей. | 1 | комб. | учебник икт | 31-38 Пересказ. | |||
В жизни всегда есть место подвигу (4 часа) | ||||||||
14 | «В жизни всегда есть место подвигу» | 1 | комб. | Расширить объем понятий «подвиг», «герой», заложить основы различения мифологического и эпического героев на материале мифа о Прометее | учебник | 39 – 44 читать | ||
15 | Эпический герой и его подвиги. Прометей. | 1 | комб. | учебник икт | 44- 49 читать | |||
16 | Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Былина «Илья Муромец и Святогор» | 1 | исслед. | учебник икт | 49-58 Доп.о богатырях | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
17 | Красота и своеобразие языка русской былины. | 1 | комб. | Выявить красоту и своеобразие языка русской былины. | учебник икт | 49-58 читать | ||
Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками (12 часов) | ||||||||
18 | «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». Отрывок из «жизнеописания Эзопа» | 1 | комб. | Показать древнее происхождение жанра басни и отметить ее связь с мифологическими представлениями о мире и человеке (на материале описания внешности Эзопа). На основании сходства басни со сказками, отметить отличие басни от сказки из-за присутствия в ней морали. | учебник икт | 60- 62 читать | ||
19 | Знакомство с античной басней. Басни Эзопа. | 1 | комб. | учебник икт | 63 – 65 О Крылове сообщение | |||
20 | Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. Крылова. «Ворона и Лисица», «Лев и Лисица» | 1
| комб. | Организовать сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни | учебник иллюстр икт | 66 - 67 Выучить наизусть «Вор. и Лис.» | ||
21 | Аллегоричность, мораль, поучительность басен. И. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Лисица и виноград» | 1 | комб. | учебник иллюстр икт | 68 – 70 наиз. по желанию | |||
22 | Сравнительный анализ басен Эзопа и И. Крылова. | 1 | исслед. | учебник икт | С. 70 сравнит. анализ басен | |||
23 | Контрольная работа. ТЕСТ | 1 | контр | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, поработать над ошибками. | ||||
24 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | Повторен. | |||||
25 | Сказка, похожая на басню. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | комб. | Учить детей очень внимательно относиться к художественному слову. Выявить сходство сказки В. Гаршина с басней и с русскими народными сказками. | учебник икт | 70-77 читать | ||
26 | Выявление мотивов народных сказок в авторской сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | комб. | учебник икт | 70 – 77 пересказ | |||
27 | Смех в народной сказке. Докучная сказка. РНС «Яичко». | 1 | комб. | Обнаружить черты древних, мифологических представлений в русской народной сказке «Яичко». Посмотреть, на чем основан комический эффект этой сказки. | Иллюстр икт | 78-80 Читать, вопросы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
28 | Баллада. Мотивы народных сказок в произведениях других жанров. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде». | 1 | комб. | Подвести детей к пониманию некоторых общих закономерностей смешного. Обнаружить связь стихотворения Милна с народной сказкой. | учебник | 80-83 Читать, Сообще-ние об А. Милне | ||
29 | Законы смешного в авторской поэзии. С. Маршак «Шалтай- Болтай» (англ. нар. песенка). | 1 | комб. | учебник икт | С. 84 наизусть | |||
Такой знакомый незнакомый мир (9 часов) | ||||||||
30 | Необычное в обычном: поэти-ческие открытия. Д. Албузова «Подражание хокку». | 1 | исслед. | Подчеркнуть мысль, что окружающий нас природный и человеческий мир полон тайн и чудес, надо просто уметь их замечать; и что поэт (художник) как раз тот человек, который помогает нам в этом. | учебник иллюстр | 85-86 Состав. хокку | ||
31 | Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин. « С добрым утром». | 1 | комб. Работа по картине | Развить мысль о том, что поэт (художник) способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира и не просто о них рассказать, но выразить их в художественном образе; | учебник икт | с. 87 наизусть стих. | ||
32 | Чудеса окружающего мира в стихотворении К. Бальмонта «Гномы» | 1 | комб. | учебник | с. 88 | |||
33 | Сказочная повесть: мир приключений и открытий. Я. Ларри. | 1 | комб. | Получение начального представления о жанре повести. Развивать умение ориентироваться в тексте большого объема, приступить к формированию понятия «контекст». | учебник иллюстр | 89 - 93 читать | ||
34 | Чудеса окружающего мира в прозе. Я. Ларри. «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 | комб. | учебник | 93 - 99 Пересказ | |||
35 | Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Я Ларри. | 1 | комб. | учебник икт | 100 – 107 читать Сост. план | |||
36 | Чудесные открытия: взгляд художника и взгляд ученого. Ю. Дмитриев. Сколько глаз у стрекозы. | 1 | комб. | Учебник энциклоп. Словарь | 108 - 109 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
37 | Разный смысл изображений окружающего мира в поэзии, прозе и научно – популярной литературе. | 1 | комб. | Выявить различие художественных и научно – популярных произведений. | учебник | |||
38 | Изображение окружающего мира в поэзии. А. Фет. «Весенний дождь». | 1 | комб. | Работа над средствами художественной выразительности. | учебник | С. 110 читать | ||
Мир просит тебя: открой меня заново (3 часов) | ||||||||
39 | Знакомство с поэтическими приёмами: сравнение, эпитет, метафора, контраст. Бассё. Исса. А. Вознесенский. | Комб Работа по картине. | Познакомиться с поэтическими приёмами, украшающими образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст. Показать приёмы передачи поэтического настроения посредством живописи. | Учебник икт | 112 - 114 читать, отвеч. на вопросы | |||
40 | Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир. Д. Даррелл. Землянично- розовый дом. | 1 | комб. | Развивать умение детей ориентиров. в тексте и подтверждать свои выводы, обращаясь к тексту. Сравнить автобиографического героя Даррелла с поэтом, который тоже обостренно воспринимает окружающий нас мир природы и мир человеческих чувств. | Учебник икт | 115 – 118 читать | ||
41 | Поэтические и живописные образы как открытия. И. Бунин. «Бушует полая вода». | 1 | исслед. | Учебник икт | 119 -120 | |||
Самые настоящие чудеса (11 ч) | ||||||||
42 | Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. | 1 | урок фантаз. | Показать, какие яркие пронзительные образы создают поэты, чтобы поде- литься с нами своим необыкновен-ным восприятием мира, природы и чувств. | учебник | Сообще-ние о С. Маршаке | ||
43 | Самые настоящие чудеса. С. Маршак. «Ландыш». | 1 | комб. | учебник икт | с. 122 наизусть | |||
44 | Чудеса поэтических и живописных образов. Д. Кедрин Приглашение на дачу. | 1 | комб. | учебник икт | 121-12 Наизусть стих. | |||
45 | Фантазия художника щедра. К. Бальмонт. «Трудно фее». | 1 | Комб. Работа по картине | учебник | С. 124 читать | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
46 | Контрольная работа ТЕСТ за 1 полугодие. | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, проверить навык чтения, поработать над ошибками. | ||||
47 | Анализ контрольных работ. Т/Ч | 1 | р. н. о. | Начать читать с. 125 | ||||
48 | Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа (Арабская сказка) | 1 | комб. | Продолжить формирование умения ориентироваться в тексте большого объема. Выявить общие закономер-ности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях. Иметь представление о наличии бродячих сюжетов в сказках разных народов. | учебник | 125-140 | ||
49 | Нравственная идея волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
50 | Неизбежная победа «своего» мира над «чужим». Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
51 | Следы обрядов и мифологических мотивов в волшебной сказке. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
52 | Природа героя волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. Работа по картине | Учебник икт | 125-140 | |||
Родная сторона (9 часов) | ||||||||
53 | Поэтические образы «малой родины». А. Вознесенский «Увижу ли…», А. Рыленков «Все в тающей дымке…» | 1 | комб. | Формировать чувства причастности к отечественной истории и культуре. Обращаясь к опыту переживаний и впечатлений самих детей, подвести их к мысли,что человеку свойственна привязанность к тому городу или местечку, где он вырос, к своей «малой родине» | Учебник IIч. 3-8 наиз | |||
54 | Разные страны, разные поэты – общая любовь к Отечеству. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» | 1 | комб. | учебник иллюстр | 8-10 читать | |||
55 | Жанровая принадлежность текста: рассказ или сказка. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | Формировать у детей умение определять жанровую принадлеж-ность текста (сказка или рассказ), выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста. | учебник | 10-13 читать | ||
56 | Счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | 13-19 | ||||
57 | Характеристика главного героя. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | учебник | 13 -19 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
58 | Точность поэтических образов. А Фет «Чудная картина», | 1 | комб. | Показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живешь. | икт | 20-21 Наизусть стих. | ||
59 | Разные образы родины. А.Пушкин «Вот север…» | 1 | комб. | иллюстр | 22 сравнен. | |||
60 | Гавриил Державин. Александр Грибоедов. Строки о Родине | 1 | комб. | учебник | Крылат. высказ. о родине | |||
61 | Красота и выразительность пушкинского стиха. «Зимнее утро» | 1 | комб. | учебник | 23-24 наизусть | |||
Мир нуждается в нашей защите (8 часов) | ||||||||
62 | Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов «Чудо»Кикаку. Хокку. | 1 | комб. | Показать полнокровность поэтичес-ких образов зимы, созданных А. Фетом и А. Пушкиным: вырази-тельные зрительные образы; точность передачи эмоционального состояния лирического героя. | учебник | 26-28 читать | ||
63 | Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 4 | комб. | Отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта. Показать, что резкой границы между жанрами не существует. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||
64 | Структурные связи с еародной сказкой и обретение нового смысла. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||||
65 | Особенности характеров героев сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||||
66 | Коллективная работа по составлению плана пересказа сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 пересказ по плану | ||||
67 | Внимательное и бережное отношение поэта к миру. И.Бунин ««Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 | комб. | Продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир. Осознание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения. | Учебник икт | 41- 42 Наизусть | ||
68 | Трепетное отношение «большого» героя к беззащитному. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | комб. | Учебник икт | 42 – 43 читать | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
69 | Образ няни в лирике А.Пушкина. | 1 | комб. | Продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как бережного и внимательного отношения к миру. Показать как поэт нежно и заботливо относится к няне, | Учебник икт | 44 - 46 Характе-ристика образа няни | ||
Лаборатория искусств (7часов) | ||||||||
70 | Поэтические секреты. | 1 | исслед | Поставить перед детьми проблему: постараться выяснить, как рождается художественный образ. | Учебник икт | 48-50 Наизусть стих. | ||
71 | Контрольная работа | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика. | Карточки | |||
72 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | р. н. о. | Восполнить пробелы в знаниях учащихся по литер. Чтению. Проверить навык чтения. | Карточки | повтор. стих. | ||
73 | Лингвистические эксперименты. К. Бальмонт «Как я пишу стихи» | 1 | комб. | Поработать с формообразованиями -неологизмами и подвести к интуитивному пониманию того, что смысл предложения вытекает не только из значений составляющих его слов, но что значимы сами синтак_ сические связи в предложении, заложенные в нем интонации, порядок и состав самих слов. | Учебник | 50-53 читать | ||
74 | Формотворчество: в поэзии, в прозе, в живописи. Ю.Коваль. Соловьи. | 1 | комб. | Учебник икт | 54-57 читать | |||
75 | Тайны творчества. Творчество – это труд или вдохновение? Льюис Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтая-Болтая», Л. Петрушевская «Пуськи бятые» | 1 | комб. | Учебник | 57- 60 Сравн. | |||
76 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С. Маршак «Разговор лягушек», В. Хлебников «Кузнечик». Скороговорки. | 1 | исслед | Отметить древнее происхождение самого принципа использования человеком зашифрованных слов. | Учебник икт | читать | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Как трудно стать человеком (10 часов) | ||||||||
77 | Знакомые сюжетные линии. С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Выявить сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях, отметить, что сюжетные линии являются неким переходящим достижением мировой литературы. Учить по эмоциональным проявлениям,словам и поступкам формировать представление о характе рах главного героя и других персонажей и прослеживать их развитие. | Учебник | 62- 67 Учебник | ||
78 | Жанровая специфика сказочной повести. С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 67 – 70 читать | |||
79 | Характер главного героя произведения С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 71-79 читать | |||
80 | Средства художественной выразительности в повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 80 - 87 | |||
81 | Завязка, кульминация, развязка в объёмном литературном произведении С.Лагерлёф | 1 | комб. | Учебник | 88 - 96 | |||
82 | Нравственная проблема текста. С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 97 – 104 читать | |||
83 | Авторское отношение к героям повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | ||||
84 | О взрослой жизни: и в шутку и всерьёз. Н.Некрасов. Крестьянские дети. | 1 | комб. | Учить по эмоциональным проявлениям,словам и поступкам формировать представление о характе рах главного героя и других персона-жей и прослеживать их развитие. Подготовить детей к обсуждению нравственной проблемы, заявленной в тексте. | Учебник | 104-106 Наизусть стих. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
85 | Когда человек становится взрослым? Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | 1 | комб. | Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом. | Учебник икт | 106-116 читать | ||
86 | Характеристика героев произведения Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка». | 1 | комб. | Учебник | Сообще-ние об Андерсе-не | |||
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств (5часов) | ||||||||
87 | Законы сказки в рассказе. Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | комб. | Поставить перед школьниками проблему сопоставления эмоционального тона, тематики, особенностей героя народной и авторской сказки и подвести их к пониманию специфики авторской сказки на материале сказки Г._Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». | Учебник | 118 -126 читать | ||
88 | Выявление авторского отношения к герою. Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | комб. | икт | 118 -126 Иллюст-рирова-ние | |||
89 | Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Д. Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою…» И. Бунин «Детство», М. Цветаева «Красною кистью…» | 1 | комб. | Учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы. | 127-130 читать | |||
90 | Рождение чувства благоговения. И.Тургенев «Воробей». С.Козлов «Лисичка». | 1 | комб. | Показать, что не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте можно передать сильное эмоцио_ нальное впечатление, жизненное переживание. | Учебник | 130-134 читать | ||
91 | Рождение чувства одиночества. Ранран. Хокку, М. Лермонтов «На севере диком…» | 1 | комб. | Подвести детей к пониманию сложного лирико_философского смысла сказки | икт | 134-136 читать стих. наиз. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
92 | Сложное чувство одиночество в поэтических образах. М.Лермонтов. «Парус». | 1 | комб. | Выявить, какими средствами пере-дают поэты это сложное, многогран-ное, разнообразное чувство, которое может быть проникнуто грустью, связано с ожиданием, с мечтами. | Учебник | 134-136 Наизусть стих. | ||
Красота спасет мир (6 часов) | ||||||||
93 | Метафорический смысл произведения С.Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». | 1 | комб. | Обобщить читательский опыт школьников подготовить их к пониманию особенностей характеров героев этих сказок и выяснить, в чем заключается смысл этой конкретной сказки. | Учебник | 138-140 читать | ||
94 | Контрольная работа ТЕСТ | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, поработать над ошибками. | карточки | читать | ||
95 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | контр. р. н. о. | текст | 140 – 151 начать читать | |||
96 | Способы выражения авторского отношения в рассказе В.Драгунского «Девочка на шаре». | 1 | комб. | Продолжить формировать понятие «контекст» (с латинского «тесная связь, соединение»,помещение обсуждаемого события в более широкие связи) | икт | 140-151 пересказ | ||
97 | Секрет красоты прост – красиво то, что любишь. Б. Заходер «Что красивей всего?» | 1 | комб. | Обсудить проблему прекрасного как связанную со способностью наделять красотой, воспринимать как самого красивого того, кого любишь, к кому искренне привязан; с умением разглядеть красоту души человека за обычной, неприметной и даже уродливой оболочкой. | Список лит-ры для чтения летом |
Литература
- Борисенкова О.В., . Чуракова Н.А., Малаховская О.В.Литературное чтение.3 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник,2005
- Е. И. Самохвалова, Н. А. Доброниченко, А. И. Николаева Развёрнутое тематическое планирование 3 – 4 классы Волгоград, «Учитель», 2010 г.
- Лазарева В.А. Оникс - 2007 Уроки поэзии в начальной школе. 1-4 классы
- Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия\Под редакцией Чураковой Н.А., .-М.:Академкнига/Учебник,2005.
- Малаховская О.В.Литературное чтение.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. -М.: Академкнига/Учебник,2005.
- Малаховская О.В Н.А.Чуракова. Литературное чтение. 3 класс: в 2 ч. Самара: Корпорация Федоров, изд-во Учебная литература, 2004 (по системе Л.В. Занкова).
Чуракова Н.А., Литературное чтение 3 класс: Учебник. В 2 ч. Части 1 и2.-М.:Академкнига/Учебник,2005. Чуракова Н.А., Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации Корпорация Федоров, изд-во Учебная литература, 2004 (по системе Л.В. Занкова).
- CD «Поурочное планирование по системе Л. В. Занкова 3 – 4 классы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-28620-1433541393.jpg)
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-95655-1638370611.jpg)
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-95655-1638370611.jpg)
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)
В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/04/picture-95218.jpg)
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/04/picture-95218.jpg)
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389788-1390541168.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...