Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 91.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Литературное чтение
составлена на основе авторской программы
Н. А. Чураковой по курсу «Литературное чтение»,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)
в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного стандарта начального общего образования.
Количество часов в неделю: 3 часа
Количество часов за год: 97 часов
Пояснительная записка
Литературное чтение – один из важных предметов художественного цикла, с помощью которого формируются представления о главных гуманитарных ценностях: о красоте и хрупкости окружающего мира, о праве каждого живого существа на жизнь, о любви как о главном законе жизни, о присущей человеку внутренней свободе и неизбежной ограниченности этой свободы законами природы и общества.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать представления о широкой картине мира, развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове, то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека.
В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста.
Это происходит через:
– работу с более сложными и объемными текстами;
– освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;
– усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.
Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических умений:
– осмысливать эволюцию художественного образа;
– выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;
– находить в тексте и объяснять эпитеты;
– видеть сюжет произведения;
– находить средства художественного изображения и выражения чувств.
Главные учебные цели и задачи этого года обучения:
– продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;
– углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;
– познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом;
– углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;
– начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;
– продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.
Реферативное описание тем
№ | Содержание курса | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народ. творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литератур | Обучающиеся должны иметь представление: – об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; – об особенностях характеров героев в народной и вторской сказке; – об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; – об особенностях жанра басни; знать: – наизусть 10–12 стихотворений разных авторов; – имена 4–5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4–5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; уметь: – читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70–80 слов в минуту; – различать малые жанры фольклора; – находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литерат; – отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; – характеризовать героев произведений; сравнивать характ.героев разных произведений; – выявлять авторское отношение к герою; – рассказывать о любимом литературном герое; – устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). |
2 | Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. | |
3 | Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка каприроду | |
4 | Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических)представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). | |
5 | Авторская сказка Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке) | |
6 | Сказочная повесть Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. | |
7 | Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями – торговлей или ратными подвигами – свое отечество). | |
8 | Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки,кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. | |
9 | Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание пережива- ния. Средства худож. выразит. олицетворения, сравнения, эпитета |
Четверть | Всего часов | Формы контроля | |||
Контрольные работы | Стихи для заучивания наизусть | Тесты | Беседы по картине | ||
1 четверть | 26 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2 четверть | 21 | 1 | 4 | 1 | 3 |
3 четверть | 28 | 1 | 4 | 3 | |
4 четверть | 22 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Всего | 97 | 5 | 13 | 3 | 8 |
Литературное чтение 3 класс
Содержание курса
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
Корни есть не только у дерева | 13 | |
В жизни всегда есть место подвигу | 4 | |
Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками | 12 | |
Такой знакомый незнакомый мир | 9 | |
Мир просит тебя: открой меня заново | 3 | |
Самые настоящие чудеса | 11 | |
Родная сторона | 9 | |
Мир нуждается в нашей защите | 8 | |
Лаборатория искусств | 7 | |
Как трудно стать человеком | 10 | |
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств | 5 | |
Красота спасет мир | 6 | |
Итого: | 97 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Н.А. Чуракова. Литературное чтение 3-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2009г | Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2,3,4 кл.- Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом « Федоров» Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. CD «Поурочное планирование 3 кл.» | CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей». | Н.В.Нечаева. «Изучение результативности речевой деятельности младших школьников». М., «ЦОР», 2000г. М.В.Зверева. «Изучение результативности обучения в начальных классах». Методические рекомендации для учителей. М., «ЦОР», 2000г. Сборник контрольных и проверочных работ. М., «ЦОР», 2001г. |
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Коррек ти ровка | Тип урока | Основные вопросы | Наглядн. пособия. Интернет Ресурсы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Корни есть не только у дерева (13 часов) | ||||||||
1 | День знаний | 1 | Познакомиться с новым учебником; начать формировать основы инструментария, необходимого в дальнейшем обучении, для анализа не только разных жанров устного народного творчества, но и для анализа авторской литературы: объяснить главные особенности мифологических представлений о мире, когда человек считает себя частью природы и устанавливает с ней отношения через обряд, рассказать о вере древнего человека в силу слова. | |||||
2 | Знакомство с учебником. Вводный урок | 1 | комб. | учебник икт | С. 3-6 читать | |||
3 | «Корни есть не только у дерева». Малые жанры фольклора и их связь с мифом | 1 | комб. | учебник | С. 7-10 читать | |||
4 | Античный гимн «Природе». Отрывок из античного гимна «Пану» | 1 | комб. | учебник | 11-14 читать | |||
5 | Тайны мира природы и способ жизни древнего человека | 1 | повторить | |||||
6 | Законы сказочного жанра. РНС «Крошечка -Хаврошечка». | 1 | комб. | Показать, что сказка еще один древнейший жанр устного народного творчества и содержит в себе множество древних представлений о мире и человеке | учебник икт | 14- 18 читать | ||
7 | Малые фольклорные жанры. Загадки | 1 | комб. с пробл. зад. | Познакомить с загадками древнего происхождения. Поставить задачу: доказать их древность | учебник икт | С. 19 Найти старинные загадки | ||
8 | Входная контрольная работа. | 1 | контр | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика. | Сборник тестов | читать | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | р.н.о | Коррекция знаний учащихся по литературному чтению. | ||||
10 | Главные закономерности сказочного жанра. Сказка «Сивка - Бурка». | 1 | комб. | На основе сравнительного анализа двух сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сивка-Бурка» дать детям возможность выявить главные закономерности сказочного жанра: особенности внешности и социальн. положения героя (героини) сказки, обращение к числовой магии и магии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшеб- ный) мир. | учебник | 21-29 Читать, сочинить свою волшеб-ную сказку. | ||
11 | Поговорки. | 1 | комб. | Показать, что поговорки - один из древнейших жанров устного народного творчества и содержат в себе множество древних представлений о мире и человеке | 29 – 30 Подгото-вить поговорки | |||
12 | Мифологический герой и его подвиги. Легенды и мифы Древней Греции. | 1 | комб. | Выявить, как древние представления о мире и человеке отражаются в описании путешествий и подвигов мифологического героя. Обнаружить в античном мифологическом сюжете мотивы и сюжетные линии, харак- терные для международного фольклора | учебник икт иллюстр | 31-38 Читать | ||
13 | Мотивы и сюжетные линии международного фольклора. Персей. | 1 | комб. | учебник икт | 31-38 Пересказ. | |||
В жизни всегда есть место подвигу (4 часа) | ||||||||
14 | «В жизни всегда есть место подвигу» | 1 | комб. | Расширить объем понятий «подвиг», «герой», заложить основы различения мифологического и эпического героев на материале мифа о Прометее | учебник | 39 – 44 читать | ||
15 | Эпический герой и его подвиги. Прометей. | 1 | комб. | учебник икт | 44- 49 читать | |||
16 | Подвиги русских богатырей: миф или эпос? Былина «Илья Муромец и Святогор» | 1 | исслед. | учебник икт | 49-58 Доп.о богатырях | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
17 | Красота и своеобразие языка русской былины. | 1 | комб. | Выявить красоту и своеобразие языка русской былины. | учебник икт | 49-58 читать | ||
Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками (12 часов) | ||||||||
18 | «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». Отрывок из «жизнеописания Эзопа» | 1 | комб. | Показать древнее происхождение жанра басни и отметить ее связь с мифологическими представлениями о мире и человеке (на материале описания внешности Эзопа). На основании сходства басни со сказками, отметить отличие басни от сказки из-за присутствия в ней морали. | учебник икт | 60- 62 читать | ||
19 | Знакомство с античной басней. Басни Эзопа. | 1 | комб. | учебник икт | 63 – 65 О Крылове сообщение | |||
20 | Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. Крылова. «Ворона и Лисица», «Лев и Лисица» | 1
| комб. | Организовать сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни | учебник иллюстр икт | 66 - 67 Выучить наизусть «Вор. и Лис.» | ||
21 | Аллегоричность, мораль, поучительность басен. И. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Лисица и виноград» | 1 | комб. | учебник иллюстр икт | 68 – 70 наиз. по желанию | |||
22 | Сравнительный анализ басен Эзопа и И. Крылова. | 1 | исслед. | учебник икт | С. 70 сравнит. анализ басен | |||
23 | Контрольная работа. ТЕСТ | 1 | контр | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, поработать над ошибками. | ||||
24 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | Повторен. | |||||
25 | Сказка, похожая на басню. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | комб. | Учить детей очень внимательно относиться к художественному слову. Выявить сходство сказки В. Гаршина с басней и с русскими народными сказками. | учебник икт | 70-77 читать | ||
26 | Выявление мотивов народных сказок в авторской сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | комб. | учебник икт | 70 – 77 пересказ | |||
27 | Смех в народной сказке. Докучная сказка. РНС «Яичко». | 1 | комб. | Обнаружить черты древних, мифологических представлений в русской народной сказке «Яичко». Посмотреть, на чем основан комический эффект этой сказки. | Иллюстр икт | 78-80 Читать, вопросы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
28 | Баллада. Мотивы народных сказок в произведениях других жанров. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде». | 1 | комб. | Подвести детей к пониманию некоторых общих закономерностей смешного. Обнаружить связь стихотворения Милна с народной сказкой. | учебник | 80-83 Читать, Сообще-ние об А. Милне | ||
29 | Законы смешного в авторской поэзии. С. Маршак «Шалтай- Болтай» (англ. нар. песенка). | 1 | комб. | учебник икт | С. 84 наизусть | |||
Такой знакомый незнакомый мир (9 часов) | ||||||||
30 | Необычное в обычном: поэти-ческие открытия. Д. Албузова «Подражание хокку». | 1 | исслед. | Подчеркнуть мысль, что окружающий нас природный и человеческий мир полон тайн и чудес, надо просто уметь их замечать; и что поэт (художник) как раз тот человек, который помогает нам в этом. | учебник иллюстр | 85-86 Состав. хокку | ||
31 | Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин. « С добрым утром». | 1 | комб. Работа по картине | Развить мысль о том, что поэт (художник) способен разглядеть все чудеса окружающего нас мира и не просто о них рассказать, но выразить их в художественном образе; | учебник икт | с. 87 наизусть стих. | ||
32 | Чудеса окружающего мира в стихотворении К. Бальмонта «Гномы» | 1 | комб. | учебник | с. 88 | |||
33 | Сказочная повесть: мир приключений и открытий. Я. Ларри. | 1 | комб. | Получение начального представления о жанре повести. Развивать умение ориентироваться в тексте большого объема, приступить к формированию понятия «контекст». | учебник иллюстр | 89 - 93 читать | ||
34 | Чудеса окружающего мира в прозе. Я. Ларри. «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 1 | комб. | учебник | 93 - 99 Пересказ | |||
35 | Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Я Ларри. | 1 | комб. | учебник икт | 100 – 107 читать Сост. план | |||
36 | Чудесные открытия: взгляд художника и взгляд ученого. Ю. Дмитриев. Сколько глаз у стрекозы. | 1 | комб. | Учебник энциклоп. Словарь | 108 - 109 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
37 | Разный смысл изображений окружающего мира в поэзии, прозе и научно – популярной литературе. | 1 | комб. | Выявить различие художественных и научно – популярных произведений. | учебник | |||
38 | Изображение окружающего мира в поэзии. А. Фет. «Весенний дождь». | 1 | комб. | Работа над средствами художественной выразительности. | учебник | С. 110 читать | ||
Мир просит тебя: открой меня заново (3 часов) | ||||||||
39 | Знакомство с поэтическими приёмами: сравнение, эпитет, метафора, контраст. Бассё. Исса. А. Вознесенский. | Комб Работа по картине. | Познакомиться с поэтическими приёмами, украшающими образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст. Показать приёмы передачи поэтического настроения посредством живописи. | Учебник икт | 112 - 114 читать, отвеч. на вопросы | |||
40 | Взгляд писателя-исследователя на окружающий мир. Д. Даррелл. Землянично- розовый дом. | 1 | комб. | Развивать умение детей ориентиров. в тексте и подтверждать свои выводы, обращаясь к тексту. Сравнить автобиографического героя Даррелла с поэтом, который тоже обостренно воспринимает окружающий нас мир природы и мир человеческих чувств. | Учебник икт | 115 – 118 читать | ||
41 | Поэтические и живописные образы как открытия. И. Бунин. «Бушует полая вода». | 1 | исслед. | Учебник икт | 119 -120 | |||
Самые настоящие чудеса (11 ч) | ||||||||
42 | Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. | 1 | урок фантаз. | Показать, какие яркие пронзительные образы создают поэты, чтобы поде- литься с нами своим необыкновен-ным восприятием мира, природы и чувств. | учебник | Сообще-ние о С. Маршаке | ||
43 | Самые настоящие чудеса. С. Маршак. «Ландыш». | 1 | комб. | учебник икт | с. 122 наизусть | |||
44 | Чудеса поэтических и живописных образов. Д. Кедрин Приглашение на дачу. | 1 | комб. | учебник икт | 121-12 Наизусть стих. | |||
45 | Фантазия художника щедра. К. Бальмонт. «Трудно фее». | 1 | Комб. Работа по картине | учебник | С. 124 читать | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
46 | Контрольная работа ТЕСТ за 1 полугодие. | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, проверить навык чтения, поработать над ошибками. | ||||
47 | Анализ контрольных работ. Т/Ч | 1 | р. н. о. | Начать читать с. 125 | ||||
48 | Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа (Арабская сказка) | 1 | комб. | Продолжить формирование умения ориентироваться в тексте большого объема. Выявить общие закономер-ности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях. Иметь представление о наличии бродячих сюжетов в сказках разных народов. | учебник | 125-140 | ||
49 | Нравственная идея волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
50 | Неизбежная победа «своего» мира над «чужим». Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
51 | Следы обрядов и мифологических мотивов в волшебной сказке. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. | учебник | 125-140 | |||
52 | Природа героя волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа | 1 | комб. Работа по картине | Учебник икт | 125-140 | |||
Родная сторона (9 часов) | ||||||||
53 | Поэтические образы «малой родины». А. Вознесенский «Увижу ли…», А. Рыленков «Все в тающей дымке…» | 1 | комб. | Формировать чувства причастности к отечественной истории и культуре. Обращаясь к опыту переживаний и впечатлений самих детей, подвести их к мысли,что человеку свойственна привязанность к тому городу или местечку, где он вырос, к своей «малой родине» | Учебник IIч. 3-8 наиз | |||
54 | Разные страны, разные поэты – общая любовь к Отечеству. Р. Бёрнс «В горах моё сердце…» | 1 | комб. | учебник иллюстр | 8-10 читать | |||
55 | Жанровая принадлежность текста: рассказ или сказка. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | Формировать у детей умение определять жанровую принадлеж-ность текста (сказка или рассказ), выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста. | учебник | 10-13 читать | ||
56 | Счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | 13-19 | ||||
57 | Характеристика главного героя. К.Паустовский. «Стальное колечко». | 1 | комб. | учебник | 13 -19 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
58 | Точность поэтических образов. А Фет «Чудная картина», | 1 | комб. | Показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живешь. | икт | 20-21 Наизусть стих. | ||
59 | Разные образы родины. А.Пушкин «Вот север…» | 1 | комб. | иллюстр | 22 сравнен. | |||
60 | Гавриил Державин. Александр Грибоедов. Строки о Родине | 1 | комб. | учебник | Крылат. высказ. о родине | |||
61 | Красота и выразительность пушкинского стиха. «Зимнее утро» | 1 | комб. | учебник | 23-24 наизусть | |||
Мир нуждается в нашей защите (8 часов) | ||||||||
62 | Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов «Чудо»Кикаку. Хокку. | 1 | комб. | Показать полнокровность поэтичес-ких образов зимы, созданных А. Фетом и А. Пушкиным: вырази-тельные зрительные образы; точность передачи эмоционального состояния лирического героя. | учебник | 26-28 читать | ||
63 | Авторская сказка. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». | 4 | комб. | Отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта. Показать, что резкой границы между жанрами не существует. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||
64 | Структурные связи с еародной сказкой и обретение нового смысла. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||||
65 | Особенности характеров героев сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 читать, | ||||
66 | Коллективная работа по составлению плана пересказа сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | комб. | Учебник икт | 28-38 пересказ по плану | ||||
67 | Внимательное и бережное отношение поэта к миру. И.Бунин ««Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 | комб. | Продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир. Осознание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения. | Учебник икт | 41- 42 Наизусть | ||
68 | Трепетное отношение «большого» героя к беззащитному. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | комб. | Учебник икт | 42 – 43 читать | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
69 | Образ няни в лирике А.Пушкина. | 1 | комб. | Продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как бережного и внимательного отношения к миру. Показать как поэт нежно и заботливо относится к няне, | Учебник икт | 44 - 46 Характе-ристика образа няни | ||
Лаборатория искусств (7часов) | ||||||||
70 | Поэтические секреты. | 1 | исслед | Поставить перед детьми проблему: постараться выяснить, как рождается художественный образ. | Учебник икт | 48-50 Наизусть стих. | ||
71 | Контрольная работа | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика. | Карточки | |||
72 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | р. н. о. | Восполнить пробелы в знаниях учащихся по литер. Чтению. Проверить навык чтения. | Карточки | повтор. стих. | ||
73 | Лингвистические эксперименты. К. Бальмонт «Как я пишу стихи» | 1 | комб. | Поработать с формообразованиями -неологизмами и подвести к интуитивному пониманию того, что смысл предложения вытекает не только из значений составляющих его слов, но что значимы сами синтак_ сические связи в предложении, заложенные в нем интонации, порядок и состав самих слов. | Учебник | 50-53 читать | ||
74 | Формотворчество: в поэзии, в прозе, в живописи. Ю.Коваль. Соловьи. | 1 | комб. | Учебник икт | 54-57 читать | |||
75 | Тайны творчества. Творчество – это труд или вдохновение? Льюис Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтая-Болтая», Л. Петрушевская «Пуськи бятые» | 1 | комб. | Учебник | 57- 60 Сравн. | |||
76 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С. Маршак «Разговор лягушек», В. Хлебников «Кузнечик». Скороговорки. | 1 | исслед | Отметить древнее происхождение самого принципа использования человеком зашифрованных слов. | Учебник икт | читать | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Как трудно стать человеком (10 часов) | ||||||||
77 | Знакомые сюжетные линии. С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Выявить сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях, отметить, что сюжетные линии являются неким переходящим достижением мировой литературы. Учить по эмоциональным проявлениям,словам и поступкам формировать представление о характе рах главного героя и других персонажей и прослеживать их развитие. | Учебник | 62- 67 Учебник | ||
78 | Жанровая специфика сказочной повести. С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 67 – 70 читать | |||
79 | Характер главного героя произведения С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 71-79 читать | |||
80 | Средства художественной выразительности в повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 80 - 87 | |||
81 | Завязка, кульминация, развязка в объёмном литературном произведении С.Лагерлёф | 1 | комб. | Учебник | 88 - 96 | |||
82 | Нравственная проблема текста. С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | 97 – 104 читать | |||
83 | Авторское отношение к героям повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | комб. | Учебник | ||||
84 | О взрослой жизни: и в шутку и всерьёз. Н.Некрасов. Крестьянские дети. | 1 | комб. | Учить по эмоциональным проявлениям,словам и поступкам формировать представление о характе рах главного героя и других персона-жей и прослеживать их развитие. Подготовить детей к обсуждению нравственной проблемы, заявленной в тексте. | Учебник | 104-106 Наизусть стих. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
85 | Когда человек становится взрослым? Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». | 1 | комб. | Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом. | Учебник икт | 106-116 читать | ||
86 | Характеристика героев произведения Н. Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка». | 1 | комб. | Учебник | Сообще-ние об Андерсе-не | |||
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств (5часов) | ||||||||
87 | Законы сказки в рассказе. Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | комб. | Поставить перед школьниками проблему сопоставления эмоционального тона, тематики, особенностей героя народной и авторской сказки и подвести их к пониманию специфики авторской сказки на материале сказки Г._Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». | Учебник | 118 -126 читать | ||
88 | Выявление авторского отношения к герою. Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | комб. | икт | 118 -126 Иллюст-рирова-ние | |||
89 | Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний. Д. Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою…» И. Бунин «Детство», М. Цветаева «Красною кистью…» | 1 | комб. | Учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы. | 127-130 читать | |||
90 | Рождение чувства благоговения. И.Тургенев «Воробей». С.Козлов «Лисичка». | 1 | комб. | Показать, что не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте можно передать сильное эмоцио_ нальное впечатление, жизненное переживание. | Учебник | 130-134 читать | ||
91 | Рождение чувства одиночества. Ранран. Хокку, М. Лермонтов «На севере диком…» | 1 | комб. | Подвести детей к пониманию сложного лирико_философского смысла сказки | икт | 134-136 читать стих. наиз. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
92 | Сложное чувство одиночество в поэтических образах. М.Лермонтов. «Парус». | 1 | комб. | Выявить, какими средствами пере-дают поэты это сложное, многогран-ное, разнообразное чувство, которое может быть проникнуто грустью, связано с ожиданием, с мечтами. | Учебник | 134-136 Наизусть стих. | ||
Красота спасет мир (6 часов) | ||||||||
93 | Метафорический смысл произведения С.Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». | 1 | комб. | Обобщить читательский опыт школьников подготовить их к пониманию особенностей характеров героев этих сказок и выяснить, в чем заключается смысл этой конкретной сказки. | Учебник | 138-140 читать | ||
94 | Контрольная работа ТЕСТ | 1 | контр. | Выявить уровень достижений по литературному чтению каждого ученика, поработать над ошибками. | карточки | читать | ||
95 | Анализ контрольной работы. Т/Ч | 1 | контр. р. н. о. | текст | 140 – 151 начать читать | |||
96 | Способы выражения авторского отношения в рассказе В.Драгунского «Девочка на шаре». | 1 | комб. | Продолжить формировать понятие «контекст» (с латинского «тесная связь, соединение»,помещение обсуждаемого события в более широкие связи) | икт | 140-151 пересказ | ||
97 | Секрет красоты прост – красиво то, что любишь. Б. Заходер «Что красивей всего?» | 1 | комб. | Обсудить проблему прекрасного как связанную со способностью наделять красотой, воспринимать как самого красивого того, кого любишь, к кому искренне привязан; с умением разглядеть красоту души человека за обычной, неприметной и даже уродливой оболочкой. | Список лит-ры для чтения летом |
Литература
- Борисенкова О.В., . Чуракова Н.А., Малаховская О.В.Литературное чтение.3 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник,2005
- Е. И. Самохвалова, Н. А. Доброниченко, А. И. Николаева Развёрнутое тематическое планирование 3 – 4 классы Волгоград, «Учитель», 2010 г.
- Лазарева В.А. Оникс - 2007 Уроки поэзии в начальной школе. 1-4 классы
- Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия\Под редакцией Чураковой Н.А., .-М.:Академкнига/Учебник,2005.
- Малаховская О.В.Литературное чтение.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. -М.: Академкнига/Учебник,2005.
- Малаховская О.В Н.А.Чуракова. Литературное чтение. 3 класс: в 2 ч. Самара: Корпорация Федоров, изд-во Учебная литература, 2004 (по системе Л.В. Занкова).
Чуракова Н.А., Литературное чтение 3 класс: Учебник. В 2 ч. Части 1 и2.-М.:Академкнига/Учебник,2005. Чуракова Н.А., Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации Корпорация Федоров, изд-во Учебная литература, 2004 (по системе Л.В. Занкова).
- CD «Поурочное планирование по системе Л. В. Занкова 3 – 4 классы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)
В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...