Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Система Л.В. Занкова)
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В. Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.Согласно Базисному плану тематическое планирование рассчитано на 105 часов в год; количество часов в неделю – 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe__chtenie.docx | 65.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Автор программы: В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова
Пояснительная записка
Цель курса «Литературное чтение»– осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника
Задачи курса:
∙ расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
∙ воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
∙ обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
∙ создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
∙ развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
– восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
– их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
– собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора.
На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике, так и в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
На протяжении третьего года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов в год, из расчета 3 часа в неделю.
Содержание программы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
| Корни есть не только у дерева В жизни всегда есть место подвигу Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками Такой незнакомый знакомый мир Мир просит тебя: открой меня заново Самые настоящие чудеса Родная сторона Мир нуждается в нашей защите Лаборатория искусств Как трудно стать человеком Такой хрупкий и такой прочный мир чувств Красота спасет мир Итого: | 12 4 11 8 3 8 11 10 7 10 9 12 105часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наимено-вание раздела | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы доп. содержа-ния | Д/З | Дата | |||
план | факт | ||||||||||||
1 | «Корни есть не только у дерева» | Что такое миф | 1 | Урок ознак. с но-вым мате-риа-лом | Чтение и анализ эпиграфа; беседа по вопросам; чтение статьи | Уметь устанавливать связь малых жанров фольклора с мифом | Фронт. опрос, выбороч-ное оценива-ние | с.8 -11 | |||||
2 - 3 | Отношения человека и Природы в древности | 2 | Урок применения зна-ний | Коллективное чтение и анализ гимнов; анализ картины М. Врубеля «Пан»;словарная работа. | Знать особенности мифологического восприятия мира в античных гимнах богам. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | рисунок «Каким я представ-ляю Пана» | с.11-12 с.12-14 | |||||
4-5 | Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» | 2 | Комбиниро-ван-ный | Чтение вслух по цепочке; анализ содержания; характеристика героев. | Отслеживать особенности сюжета волшебной сказки. Знать особенности характера героев волшебной сказки. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.14-18 с.18-20 | ||||||
6-8 | Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка-бурка» | 3 | Комбиниро-ван-ный | Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; характеристика характеров героев. | Знать особенности сюжета волшебной сказки, уметь сопоставлять события сказки с древними представлениями человека о мире. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.21-24 с.24-28 придумать сюжет волшебной сказки | ||||||
9 | Отражение представлений древних людей о мире в поговорках. | 1 | Урок применения новых зна-ний | Чтение поговорок; беседа о поговорках; анализ картин «Древнеегипетского папируса».Изображение богинь. | Уметь выявлять связи поговорки с народной сказкой; знать различные рус. нар. поговорки. | Фронтальный опрос выборочное оценивание | с.30 подоб-рать поговорки о друж-бе | ||||||
10-12 | Мифологический герой и его подвиги | 3 | Комбиниро-ван-ный | Рассказ учителя; чтение и анализ мифа; беседа. | Иметь общее представление о мифе, как способе жизни древнего человека. Учиться правильному и осознанному чтению. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.31-33 с.33-35 с.35-38 | ||||||
13-14 | В жизни всегда есть место подвигу | Эпический герой и его подвиги | 2 | Комбиниро-ван-ный | Чтение по цепочке; анализ мифа по вопросам учебника;анализ иллюстрации; лексическая работа. | Уметь наблюдать за эпического героем и мифологическим; за борьбой с природными силами в эпосе; беглому и правильному чтению. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | рисование иллюстра-ции к мифу | с.41-44 с.44-48 | ||||
15-16 | Приёмы использованные былиной для создания образов «Ильи Муромца и Святогора» | 2 | Комбиниро-ван-ный | Комментированное чтение былины; беседа по содержанию; лексическая работа; выразительное чтение; анализ былины с характеристикой героев; анализ картин Васнецова и М. Врубеля. | Уметь отличать былину от других эпических жанров, знать особенности былины как эпического жанра. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | подобрать эпиграф ко II главе | с.49-53 с.54-58 | |||||
17 | Смеясь, мы рас-стаемся со своими недостатками | Басня-назидательное авторское произведение. Эзоп и И. А. Крылов | 1 | Урок ознакомле-ния с новым мате-риа-лом | Анализ эпиграфа; выразительное чтение басен; рассказ о баснописцах и о басне; сравнение басен; лексическая работа. | Познакомиться с новым жанром литературы- басней, учиться определять басню, отличать от других жанров, знать имена известных баснописцев. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | инсценировка басни,рисование иллюстра-ций | с.60-61 | ||||
18 | Сопоставление басен «Лисица и лев» Эзопа и «Лев и лисица» И. Крылова. | 1 | Урок применения новых зна-ний | Выразительное чтений басен; беседа по содержанию; лексическая работа; работа над выразительностью | Учиться определять басню как жанр литературы, сравнивать с другим литературным жанрами. | Фронта-льный опрос выборочное оце-нивание | рисование иллюстра-ций | с.64 с. 67 | |||||
19 | Сравнение басни Эзопа «Лев и мышь» и басни Крылова «Муравей и голубь». | 1 | Урок применения новых зна-ний | Выразительное чтение басен; Сравнительный анализ басен; работа над лексикой. | Уметь определять басню как жанр по характерным признакам, уметь выделять мораль, аллегоричность, поучительность. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.63 с.65 | ||||||
20 | Сопоставительный анализ басен «Лисица и виноград» | 1 | Урок применения нов. зна-ний | Выразительное чтение басен;сопоставительный анализ; анализ иллюстраций В. Серова; лексический анализ. | Уметь давать характеристику героям басни, находить аллегорию и др. отличительные признаки, учиться ввввыразительному чтению. | Фронтальный опрос выборочное оценивание | с.62,69 | ||||||
21 | Сопоставительный анализ басен «Волк и ягнёнок» Эзопа и И. Крылова. Басня в иллюстрации В. Серова | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение вслух; сопоставительный анализ басен; лексический анализ; анализ иллюстраций; выразительное чтение по выбору уч-ся. | Учиться сравнивать басни, проводя анализ. Уметь сравнивать басню с др. эпическими жанрами, учиться выраз. читать | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | Нарисо-вать иллюстра-цию | с.64-65, 68-69 | |||||
22 | Сопоставительный анализ басен «Во-рон и лисица» Эзопа и И. Крыло-ва «Ворона и лисица» Нравоучительная основа сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница». | 1 2 | Комбиниро-ван-ный Комбиниро-ван-ный | Чтение вслух; сопоста-вительный анализ басен; лексический анализ; выразительное чтение по выбору уч-ся. Чтение вслух по цепочке; анализ сказки по вопросам учебника; словарная работа | Учиться сравнивать басни, проводя анализ. Уметь сравнивать басню с др. жанрами, учиться выраз. читать Познакомиться с творчеством и биографией писателя, учиться отличать авторскую сказку от народной. | Фронта-льный опрос выбороч оценивние | Составле-ние плана | с.61 с.66-67 с.70-73 с.73-77 | |||||
23-24 | |||||||||||||
25 | Законы смешного в народной сказке «Яичко» | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения; сравнительный анализ с др. сказками похожей композицией («Колобок», «Теремок».) и др. | Знать понятие «кумулятивная сказка», уметь различать от других народ. сказок по построению композиции. | разноуровнев. тестовые задания | с.78-80 | ||||||
26 | Использование приёма народной сказки в произведении А. Милна «Баллада о королевском бутерброде». |
1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения. | Уметь находить приём нар. сказки- кумулятивную цепочку. Знать понятие « комическое стихотворение» | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | чтение др. произведений А. Милна | с.80-83 | |||||
27 | Шуточная народная английская песенка «Шалтай-Болтай». | 1 | Урок применения знаний | Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью | Провести сравнительный анализ авт. и нар. произведений. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.84 наи-зусть | ||||||
28 | Такой незнако-мый знако-мый мир | Необычное в обычном: поэтические открытия | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа с эпиграфом;чтение и анализ стихотворений, беседа по иллюстрации. | Познакомиться с японс-ким стихотворением «хокку», понимать особенности поэтичес-кого взгляда на мир. | Фронта-льный опрос выбор. оценив. | чтение других произведений Басё | с.86 | ||||
29 | Особый взгляд поэта на мир. | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения; анализ картины; лексическая работа | Уметь видеть образные языковые средства ( сравнение , метафора и др.) | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.87-88 наи-зусть (по выбо-ру) | ||||||
30-33 | Образ героя в произведении Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». | 4 | Комбиниро-ван-ный | Рассказ о творчестве Я. Ларри; чтение текста отрывками и их анализ, чтение со стопами, лексическая работа | Познакомиться с понятием «научный подвиг», познакомиться с творчеством Я. Ларри, уметь различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | Составле-ние устного рассказа , работа с кроссвор-дом | с.89-93 с.93-99 с.100-103 с.103-107 | |||||
34 | Сопоставление художественного и научно- популярного произведения Ю. Дмитриева «Сколько глаз у стрекозы». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение по цепочке; сравнительный анализ двух произведений | Уметь различать жанр научно- популярного рассказа, учиться работать с текстом. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | чтение других научно- популярн. произведений . | с.108-109 | |||||
35 | Образ дождя в стихотворении А,. Фета «Весенняя песня». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворения; словарная работа | Учиться находить образные языковые средства, особенности поэтического взгляда на мир. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.110 наи-зусть | ||||||
36 | Мир просит тебя: открой меня заново! | Поэтические, живописные и научные открытия в мире Природы | 1 | Комбиниро-ван-ный | Анализ иллюстрации, чтение эпиграфа, анализ картины Ван Гога; составление устного рассказа. | Учиться составлять связанный рассказ (текст- описание) | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | написание сочинения | с.113 -115 | ||||
37 | Д. Даррелл «Землянично-розовый дом». Приёмы создания коммического эфекта. | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение по цепочке; анализ произведения. | Учиться определять приём комического эффекта. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 115-118 | ||||||
38 | Приёмы создания картины природы в поэтических образах. И. Бунин «Бушует талая вода». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения; работа над выразительностью. | Учиться находить приёмы создания поэтических образов (сравнения, метафоры и др.) | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | рисование иллюстра-ции | с. 119 наи-зусть | |||||
39 | Самые настоя-щие чудеса | Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру. | 1 | Комбиниро-ванный | Анализ картинки- иллюстрации; анализ эпиграфа; чтение и анализ стихотворения. | Учиться находить особенности поэтического взгляда на мир, учиться выразительному чтению | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 122-123 наи-зусть | |||||
40 | Необыкновенный мир созданный Д. Кедриным «Приглашение на дачу» | 1 | Комбиниро-ванный | Чтение и анализ стихотворения. | Учиться находить особенности поэтич. взгляда на мир, учиться выразительному чтению. | Фронта-льный опрос выборочное оце-нивание | с. 123-124 вопро-сы | ||||||
41 | Необыкновенный мир, созданный К. Бальмонтом и М. Врубелем | 1 | Урок применения знаний | Чтение и анализ стихотворения; анализ картин «Жемчужина», «Сирень». | Учиться находить приёмы и способы создания поэтич. образов картин природы. | Фронта-льный опрос выбороч. оцени-вание | с.124 | ||||||
42-46 | Чудеса волшебной сказки «Аладдин и волшебная лампа» | 5 | Комби-ниро-ванный | Чтение произведения; характеристика героев, сопоставление с др. сказками; анализ по вопросам учебника; составление устного рассказа о герое. | Знать и различать особенности построения композиции и сюжета волшебной сказки. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | Составле-ние устного и письменного рассказа | С.125-129; С.130-134; С.135-139; С.140-146; Вопросы с.146 | |||||
47 | Родная сторона | А. Вознесенский Образ Родины в стих. «Увижу ли я как лес сквозит…» | 1 | Урок ознакомления с новой темой. | Чтение и анализ стихотворения. Анализ картин М. Шагала «Окно на даче», «Моя деревня». | Учиться различать поэтические образы, средства выразительности. Развитие связной речи. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 6 | |||||
48 | Образы Родины в стихотворении Н. Рыленкова «К Родине». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворения. Работа над выразительностью. | Уметь различать образные средства языка | Фронта-льный опрос | с. 6-7 наи-зусть | ||||||
49 | Работа с «Картинной галереей». Анализ картин А. Рублёва « Троица» | 1 | Комбинированый урок | Работа по составлению устного рассказа по картине. | Учиться составлять рассказ-описание по картине. | Фронта-льный опрос выбор. оценив. | соста-вить устн. рас-сказ | ||||||
50 | Лирический герой в стихотворении Р. Бернс «В горах моё сердце». Иссё. Хокку. | 1 | Комбинированый урок | Чтение и анализ стихотворений; лексическая работа | Уметь выделять смысловые единицы стихотворения (строфы). | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 9-10 | ||||||
51-53 | Создание образа Родины через судьбы героев рассказа К. Паустовского «Стальное колечко». | 3 | Комбинированый урок | Чтение рассказа; анализ героев; работа над беглостью и выразительностью чтения. | Учиться давать характеристики героям. Проводить анализ текста. Иметь представление о жанре рассказа | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.10-13 с.13-17 с.18-19 | ||||||
54 | Точность поэтических образов А. Фета и А. Пушкина | 1 | Комбиниро-ванный | Работа по сравнительному анализу стихотворений, работа над выразительностью. | Учиться находить художественные приёмы и средства выразительности по созданию поэтических образов. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 20-21 наи-зусть | ||||||
55 | Разные образы родины. Г.Державин, А.Грибоедов | 1 | Комбиниро-ванный | Сравнение стихотворных строк Г. Державина и Грибоедова. Сравнительный анализ картин А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Тихая обитель». | Познакомиться с высказываниями русских поэтов о Родине, учиться находить в тексте главную мысль, знать понятие «крылатое выражение» | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.22 | ||||||
56 | Пейзажная лирика. Стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро». | 1 | Урок приме-нения новых знаний, уменийи навы-ков | Чтение и анализ стихотворения; работа над выразительностью | Учиться проводить анализ поэтического произведения, учиться понимать настроение лирического героя стихотворения, уметь находить образные сравнения и другие средства выразительности | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.23-24 наи-зусть | ||||||
57 | Пейзажная лирика В. Хлебников «Мне мало надо!» | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворения. | Учиться проводить анализ поэтического произведения, учиться понимать настроение лирического героя стихотворения, уметь находить образные сравнения и другие средства выразительности | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.24 | ||||||
58 | Мир нуждает-ся в нашей защите | Красота под защитой поэзии | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворений. Работа по составлению устного рассказа- описания. | Учиться понимать язык поэтической речи. Учиться составлять устный рассказ- описание по картине. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.26-27 зада-ние с.28 | |||||
59-61 | Особый почерк писателя Д. Мамина-Сибиряка Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 3 2 | Комбиниро-ван-ный Комбиниро-ван-ный | Чтение по цепочке; анализ отрывков; сравнительный анализ героев Работа по заданиям учебника; работа над выразительностью и беглостью чтения | Знать и различать особенности сказки о животных и научных рассказов. Различать особенности жанра авторской сказки; учиться составлять характеристики героев. | Фронта-льный опрос Выборочное оценивание | с.28-31 с.31-34 с.34-37 с.38-40 с.41 зада-ния | ||||||
62-63 | |||||||||||||
64 | Анализ сюжета лирического стихотворения И. Бунин «Густой зелёный ельник». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворения И.Бунина; работа с «Картинной галереей», анализ картины А. Дюрера «Заяц». | Учиться находить приёмы создания, поэтические образы. Учиться проводить сопоставительный анализ поэтич. и живопис. произведений. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.42выразит. чтение | ||||||
65 | Темы лирического стихотворения С.Чёрного «Что ты тискаешь утёнка». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворения; работа по заданиям учебника; формирование навыков выразительного чтения. | Знать краткую биографию автора. Различать средства выразительности. | Фронта-льный опрос | С.43 наи-зусть | ||||||
66 | Образ няни в стихотворении А. Пушкина «Няне». | 1 | Комбиниро-ванный | Беседа по творчеству А. С. Пушкина; чтение и анализ стихотворения; работа по заданиям учебника. | Знать краткую биографию поэта, учиться проводить анализ стихотворения, различать худ. средства выразительности. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.44 наи-зусть | ||||||
67 | Мир нуждается в нашей защите А. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Урок применения ЗУН | Работа по подготовке к восприятию поэтич. текста; чтение и анализ стихотворения. Лексическая работа; работа с «Картиной галереей. В. Попков «Моя бабушка и её ковёр». | Учиться находить художественные средства выразительности, понимать настроение лирического героя. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.45-46 наи-зусть | ||||||
68 | Лаборатория искусств | Секреты творчества. | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа с эпиграфом к главе; чтение и анализ стихотворения; работа с картиной С. Дали «Космический слон». | Учиться находить основную идею произведений (поэтических и живописных). Учиться составлять связный рассказ по картине. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.48-49 | |||||
69 | Художественная школа создаёт художественный мир | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа по картине Шагала «Автопортрет с семью пальцами»; чтение и анализ произведения | Учиться находить и различать средства художественной выразительности, иметь представление об особенностях характеров героев. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.50-52 подго-товить чтение по ролям | ||||||
70 | Художественное слово создаёт художественный мир | 1 | Урок приме-нения ЗУН | Работа стекстом Л. Петрушевской | Знать грамматические признаки разн. частей речи. Развитие творческих способностей. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.53-54 | ||||||
71 | Художественные приёмы в создании образа в литературе и живописи. | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа над художественными и литературными произведениями; анализ произведений; работа с художественными приёмами контраста. | Познакомиться с художественными приёмами контраста, учиться различать его в художеств. и литер. произведениях. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.54 | ||||||
72 | Приём аллитерации в создании образа. | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения Ю. Ковыля. Знакомство с приёмами звукоподражания | Познакомиться с приёмами аллитерации, учиться свободно ориентироваться в тексте, пользоваться выборочным чтением. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | Организа-ция выставки творчес-ких работ | с.55-57 выра-зит. чтение | |||||
73-74 | Единство мира фольклора и авторской литературы | 2 | Комбиниро-ван-ный | Сравнительный анализ авторской и фольклор-ной литературы на при-мере чешской народной поэзии в переводе С. Маршака. Беседа о считалках. | Учиться видеть единс-тво мира фольклора и авторской литературы, находить приём звуко-подражания в различ-ных текстах. Знать от-личительные признаки считалки | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с. 57-58 с.59-60 | ||||||
75-79 | Как трудно стать челове-ком | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 5 | Комбиниро-ван-ный | Рассказ о творчестве С. Лагерлёф; знакомство с жанром сказочная -повесть. Чтение и анализ произведения сравнительная характеристика героев | Познакомиться с творчеством С. Лагерлёф, с новым жанром литературы -сказочная повесть. Учиться проводить сравнительный анализ героев, выражать собственное отношение к ним | Фронтальный опрос выборочное оценивание | с.62-71 с.71-79 с.79-87 с.87-96 с.96-103 | |||||
80 | О взрослой жизни: в шутку и всерьез | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа по теме урока: беседа, чтение, анализ стихотворения. | Учиться определять художественные средства выразительности | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.104 выра-зит. чтение | ||||||
81 | Содержательность размера стиха в стихотворении Н. Некрасова «Крестьянские дети», | 1 | Комбиниро-ван-ный | Работа по определению размера стихотворения; чтение и анализ стихотворения | Учиться определять стихотворный размер, познакомиться с понятиями «хорей», «амфибрахий». | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.105 наи-зусть | ||||||
82-84 | Анализ произведения Н. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» | 3 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения. Составление киносценария по прочитанному: фрагмент, цвет, музыка, план, камера. | Познакомиться с творчеством Н. Гарина- Михайловского, знать жанровые особенности повести, работать над выразительностью чтения. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.106-110 с.110-112 с.113-116 | ||||||
85-86 | Такой хрупкий и такой прочный мир чувств | Сравнительный анализ народной и авторской сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» | 2 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ эпиграфа к главе; чтение и анализ сказки: сюжет, композиция , характеристика героев. | Знать жанровые особенности авторской сказки, учиться анализировать прочитанное | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.118-126 зада-ние с.126 | |||||
87 | Образ детства в лирических стихотворениях Д. Кедрина | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворений; сопоставительный анализ; работа над выразительностью чтения | Учиться сравнивать темы и сюжеты лири-ческих стихотворений; находить и определять художественные средства выразительн. | Фронта-льный опрос выборочное оценив. | С.127 наи-зусть | ||||||
88 | Образ детства в лирических стихотворениях И.Бунина | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ стихотворений; сопоставительный анализ; работа над выразительностью чтения | Учиться сопоставлять и сравнивать темы и сю-жеты лирических сти-хотворений; находить и определять художест-венные средства выразительности | выборочное оценивание | с.128 наи-зусть | ||||||
89 | Лирический герой в стихотворении М. Цветаевой | 1 | Комбиниро-ван-ный | Беседа по творчеству М. Цветаевой; чтение и анализ стихотворения, работа над выразительностью чтения. | Познакомиться с творчеством М. Цветаевой, различать понятия «автор» и «лирический герой». | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.129 наи-зусть | ||||||
90 | Образ любви в произведении И. Тургенева «Воробей». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ рассказа; беседа о творчестве И. Тургенева | Познакомиться с творчеством И. Тургенева Знать жанровые особенности рассказа; учиться работать с текстом | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.130-131 | ||||||
91 | Красота вечна. Рассказ С. Козлова «Лисичка» | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ рассказа С. Козлова «Лисички». | Учиться определять тему и идею произведения. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.132-134 перес-каз | ||||||
92 | Чувство одиночества в произведениях Ранран и М. Шагала «Часы». | 1 | Комбиниро-ван-ный | Сравнительный анализ произведений; беседа по картине; составление связаного рассказа- описания. | Учиться связано изла-гать свои мысли, про-водить сравнительный анализ произведений разного жанра | Фронта-льный опрос | сост. рас-сказ по карти-не | ||||||
93 | Образ одиночества в произведениях М. Ю. Лермонтова | 1 | Комбиниро ван-ный | Сравнительный анализ стихотворений; беседа о творчестве поэта; работа над выразительностью. | Познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова. Учить проводить сопоставительный анализ произведений | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.135-136 наи-зусть на выбор уч-ся | ||||||
94 | Красота спасёт мир | Красота и хрупкость мира в поэтической сказке | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведений Бусона, С. Козлова | Учиться целостному восприятию текста, формулировать основную мысль произведения. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.138-140 | |||||
95-97 | Красота взаимоотношений в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре» | 3 | Комбиниро-ван-ный | Составление связного рассказа по картине П. Пикассо «Девочка на шаре».Написание сочинения- описания. | Учиться связной речи, составлению рассказа- описания по картине». | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.140-145 с.145-150 с.151задание | ||||||
98 | Красота в окружающем нас мире в произве-дении С. Козлова. «Разрешите с вами посумерничать». | 1 | Комбиниро-ван -ный | Чтение и анализ произведений. Работа по вопросам учебника. | Учиться целостному восприятию и осмыслению поэтического текста. Знать жанровые особенности рассказа. | Фронта-льный опрос выборочное оценивание | с.152-155 | ||||||
99 100-103 | Секреты красоты в произведении Н. Матвеевой «Галчонок» Секреты красоты в прозведении Ш. Перро «Рике с хохолком» | 1 4 | Комбиниро-ван-ный Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведений; работа по заданиям учебника. Чтение и анализ произведения; работа по заданиям учебника | Уметь анализировать стихотворение, учиться связной речи. Уметь анализировать произведение, учиться связной речи. | Фронта-льный опрос Выборочное оценивание | с.156 с.156-158 с.159-162 с.162-166 с.156-166 | ||||||
104 | Секреты красоты в прозведении Б. Заходера «Что красивее всего»? | 1 | Комбиниро-ван-ный | Чтение и анализ произведения; работа по заданиям учебника | Учиться целостному восприятию и осмыслению поэтического текста. | Фронта-льный опрос | с.167-168 | ||||||
105 | Обобщающий урок. Литературная викторина. | 1 | Урок- викторина | Обобщение пройденного материала. | Обобщить и систематизировать полученные знания. |
Обучающиеся должны:
иметь представление:
- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
знать:
- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 - 80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
- эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
- сравнивать характеры героев разных произведений;
- сравнивать своё и авторское отношение к герою,рассказывать о любимом литературном герое.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
контрольная работа за I полугодие
Работа 1
Слава часто ходил на лыжах в лес. Не думайте, что Слава был хороший лыжник, совсем нет! Не для того, чтобы стать лыжником-чемпионом, отправлялся он в лес. Он шёл тихо, не торопясь, ко всему приглядывался, прислушивался…
А как красиво зимой в лесу! Куда ни глянешь – все кругом покрыто мягким, пушистым снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев – и увидишь замысловато-сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких-то гномиков… Славе нравится их разбирать.
В лесу тихо-тихо. Идёшь – только снег под лыжами поскрипывает, а остановишься – тут сразу все звуки лесные услышишь. Вот где-то сверху попискивают невидимые синицы, одиноко стучит дятел.
Слава знает и этого дятла, и место, где он стучит, – там, на старом, засохшем дереве, в расщелине сука, у него устроена «кузница». Видно, принёс туда еловую шишку, вот и долбит.
Совсем рядом со Славой пролетела стайка хохлатых свиристелей и скрылась среди деревьев, застрекотала сорока…
(По В. Чаплиной.)
1) Прочитай текст вполголоса.
2) По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3) Из какого предложения понятно, почему Слава не стремился кататься на лыжах быстро? Подчеркни это предложение одной чертой.
4) Какие чудеса увидел Слава в обычном зимнем лесу? Подчеркни место, где об этом говорится, волнистой линией.
5) Какие лесные звуки услышал Слава? Подчеркни строчки, из которых это понятно, двумя чертами.
6) Из какой части текста понятно, что Слава знаком с лесными обитателями и знает их повадки? Обведи эту часть строчки.
7) В какую главу учебника можно поместить этот текст: «Такой незнакомый знакомый мир»; «Мир просит тебя: открой меня заново»; «Самые настоящие чудеса»? Нужное подчеркни.
8) Как ты думаешь, является ли этот текст отрывком рассказа или сказки? Нужное подчеркни.
Работа 2
Галка и кувшин
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
(Л. Толстой.)
1) Прочитай басню вполголоса и про себя.
2) В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи.
3) Какой может быть мораль этой басни?
а) галка – очень умная птица;
б) из любой сложной ситуации есть выход.
Нужную букву обведи.
4) Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни?
а) терпение и труд всё перетрут;
б) не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Нужную букву обведи.
Работа 3
Катерок
(отрывок)
Солнце за море садится,
Машет рыжей головой.
В синем море по границе
Ходит важный часовой:
Тёмно-серый,
Аккуратный
Катерок сторожевой.
Пушка,
Будто бы игрушка,
На носу его стоит.
На корме – другая пушка,
Злая, тощая старушка,
На подружку
Не глядит:
Сгорбилась, как под дождём,
Под брезентовым плащом.
……………………………………
Хорошо, когда лягушки
Тараторят без конца,
Хорошо, когда старушки
Соберутся у крыльца –
Повздыхают,
Поболтают,
Пусть –
Друг дружку побранят…
Горе людям,
Если пушки
На земле заговорят.
С. Козлов
1) Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2) Найди и подчеркни одной чертой те строчки, которые помогают поэту создать образы-олицетворения.
3) Найди сравнения и подчеркни их волнистой линией.
4) Какие строчки в этом отрывке можно считать главными, самыми важными по смыслу? Подчеркни эти строчки двумя чертами.
Итоговая контрольная работа
Задание 1
Кот-ворюга
(Отрывок)
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.
Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: в нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.
Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.
(К. Паустовский.)
1. Прочитай вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Подчеркни карандашом те слова, выражения, которые характеризуют кота.
5. Как автор относится к коту?
а) с презрением;
б) с мягким юмором.
Задание 2
Златовласка
(Отрывок)
Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:
– Куда шагаешь, добрый человек?
– Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жены красавицу с золотыми волосами. А где ее найдешь?
Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.
– Ну что ж, – говорят, – ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.
Красавица с золотыми волосами на всем свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живет, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчесывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от нее в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезем тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.
– Это почему же? – спрашивает Иржик.
– А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твое, Иржик, трудное.
Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошел прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.
– Ладно! – сказал король. – Я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идёт?
– Идёт! – согласился Иржик.
(Чешская сказка.)
1. Прочитай текст вполголоса и про себя.
2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
а) магические числа;
б) волшебные цвета;
в) наличие волшебных предметов.
3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
4. Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках?
Подчеркни соответствующие фразы, предложения волнистой чертой.
Задание 3
* * *
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
(Н. Некрасов)
1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.
2. Как лучше читать стихотворение?
а) тихо и задумчиво;
б) громко, четко, радостно;
в) печально.
3. Раздели стихотворение на строфы.
4. Соедини рифмующиеся слова в 1-й и 2-й строфе.
5. Лирический герой воспринимает окружающий мир:
а) только глазами;
б) всеми чувствами.
(Обведи нужную букву.)
6. Подчеркни одной чертой те слова и строчки в стихотворении, которые подтверждают твое мнение.
7. Найди в стихотворении приемы сравнения и подчеркни волнистой линией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)
В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...