Звук З. Буква З.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению(обучение грамоте).Расширить понятие звуки и буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tema_bukva_z.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения

Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

(УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)

1 класс

                                              Разработала :           учитель МБОУ СОШ

                                              №20 Величко И.Н.

                                   2015г

Предмет:  Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Программа: УМК « Планета знаний »

Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. 

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : урок- экскурсия

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Метапредметные (МПР):

 регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

-  группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные: - составлять рассказы о животных ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению  звуков [з], [з,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

 -воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;

-воспитывать бережное отношение к животным;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока:

учебник «Букварь» 1 класс, авторы Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова, карточки со слогами и словами, магнитные доски, карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки. компьютер, презентация  (среда POWER POINT)

                                                         

Ход урока

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги  лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

  1. Организационный момент. 1 cлайд

        Прозвенел звонок,

        Начинается урок.

- Как называется наш урок?

- Чем мы занимаемся на этом уроке ?

- Зачем надо уметь читать?

II.     Актуализация знаний

        Чтобы книги читать,

        Надо буквы изучать.

Повторение изученных букв. 2 слайд

- Назовите  буквы, которые живут в первом домике   ( а, о, э, и, у, ы)

- Какая  гласная  буква показывает на мягкость согласного звука? (и)

- Кто живет во втором домике? (н, л, м, р, в- буквы звонких согласных)

- Кто живет в третьем  домике?         ( буквы парных согласных)

    2. Чтение  слогов  ( по таблице, по индив. листам)

 

III.  Постановка учебной задачи . Формулирование темы и задач урока учащимися.

1.- Назовите предметы, изображенные на картинках. 3 слайд

          зубр                        зебра

        лиса                        кабан        

белка        жираф

2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)

– Послушайте стих-загадку о зверях.

        

                     Я ходил куда-то с папой.

        Видел там зверей я много

        Обезьяну, тигра, крокодила.

        Слон водою нас облил.

        Где я был? Куда ходил?    (В зоопарк) 4 слайд

3. Беседа о зоопарке.

- Итак, где можно встретить этих и других животных?

- Что такое зоопарк? (Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.)

  -Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат  диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных)

- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких  и дальних странах. Живут  также  в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться  этим животным.

- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?

- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.

- Мы сегодня тоже с вами отправимся на  экскурсию в зоопарк.  5 слайд

- Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике по трем признакам одновременно?

(Зубр -  один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук)

- Какое слово лишнее во 2 столбике?

(Зебра – первый звук мягкий, последний звук – гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю) 6 слайд

- Произнесите первый звук в слове зубр.          (В слове зубр первый звук  [з])

- Какой первый звук в слове зебра?                   ( В слове зебра первый звук [з’])

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?     (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает).

- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.   7 слайд

Познакомимся с …..

 Научимся отличать ….

Научимся читать …..  

(предположения детей)

- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.

- Экскурсия начинается. Первое задание. .  Слайд 8   прочитать

 Детям вручаются билеты.   Билеты вам - бесплатные, но вы должны поработать в них и показать свои знания, которые дороже денег.

IV.   Знакомство со звуками.

1.Подойдем поближе к клеткам с этими животными. 

Демонстрация фотографии зубра   Слайд 9

- Кто расскажет о зубре? (Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место –  заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )

Демонстрация фотографии зебры  Слайд 10

- Кто нашел информацию о зебре? (Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев. ) 

- Исследуйте первые звуки в словах зебра и зубр и дайте им характеристику. Раскрасьте  соответственно звуковичков.

2. – Поделитесь своими открытиями. (Учащиеся по «цепочке» дают характеристику звукам с опорой на схему и одновременно «одевают» звуковичка на доске).

- У кого так же «одет» звуковичок?

Вывод. – Почему звуки [з], [з’] согласные? Звонкие?

3. Игра «Твердый, мягкий».

Экскурсия продолжается  

Игра « Твердый, мягкий»

        - Поиграем, ребята.   Я  будут проверять, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные в названиях животных.

 11-Коза, землеройка-12, бизон-13,   змея-14, заяц-15 ,  обезьяна-16.

V.  Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

Работа в группах.

 - У вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв.

 - Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [з], [з’] и обведите её в кружочек.

 - Кто знает, как она называется?

 - Давайте на алфавите найдем  эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в   парах находят на своих алфавитах на местах).

- Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв З, з)

- На что она похожа?  Для чего нужна заглавная буква З?

- Послушайте стихотворения про букву З.  Слайд 17

Первый ученик.       На эту букву посмотри

                            Она совсем как цифра 3.

Второй ученик.        «З »– не просто завитушка,

                           «З » - пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик.        Занят заклинатель змей

(В.Берестов)        Звонкой музыкой своей.

        А под музыку, друзья,

        Затанцует и змея.

- Подходим к клетке со змеями. Слайд 18

- Попробуйте из шнурочков выложить букву  з, чтобы она была похожа на змею.

 2. Упражнение на концентрацию внимания.

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

        УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ

Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

ФИЗМИНУТКА.  Слайд 19

- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.

Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.

слонята, лисята, зайчата, жирафы

VI. Чтение слогов и слов с новой  буквой.

1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги.  Слайд 20, 21, 22, по таблице

Чтение слогов 1-го и 2-го столбика хором.

- Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками.

- Прочитайте слоги 3-го столбика самостоятельно.

- В каких слогах мягкие согласные звуки [з’]?

4. Работа с учебником.

- В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 70. Слайд 23

- Какую букву увидели?

- Назовите слова в которых есть новые звуки.

- Чтение слов в столбиках

-  Что интересного заметили ?

- А может кто-то из вас знает  как называются эти части? А  тогда как называются слова?

- Прочитаем последний столбик.

- Что здесь заметили?

-  Что обозначает ЗОО?

 -Где можно узнать точное объяснение? Зоо- (Zoo-)  приставка, обозначающая животных.

 Зоо... — первая часть сложных слов со значением

1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .

5. Работа с текстом.

а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст?

Б) Читает  хорошо читающий ученик

- О чем этот текст?

в) Беседа по содержанию. Слайд 24

- Каких животных встретили дети в зоопарке?

- Что делал крокодил? А тигр?

 - Чем занимались мартышки? А носорог?

- Как надо относиться к животным?

-  Прочитайте слова, в которых  есть буквы З. з

VII. Проверка  знаний.

- Наша экскурсия в зоопарк завершается.

- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.

1.Записать изученную букву.

  1. Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .

                       Звук  [з] гласный.

                       Звук [з ] согласный.

                       Звук [з] глухой.

                       В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.

                       В слове корзина звук [з] твердый.

Самопроверка (по доске)   -, +, -, +, -

 Дополнительное задание на смекалку.

- Назовите крокодила по другому.  Кто сможет записать это слово? ( Аллигатор) Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский  аллигатор  и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором

Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.

- Где можно проверить написание  слов?( В орфографическом словаре)

- Назовите бегемота по другому. Записать это слово. ( Гиппопотам)

Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.

VIII. Рефлексия  деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.

Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … .  Слайд 25

Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.

Спасибо за работу Слайд 26.

 Приложение №1  Справочное бюро.

Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.

Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место –  заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.

Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.

 Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский  аллигатор  и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором

Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.

Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.

Зоо- (Zoo-)  приставка, обозначающая животных.

 Зоо... — первая часть сложных слов со значением

1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .

 Приложение №2 Стихи про букву

Первый ученик.       На эту букву посмотри

                                     Она совсем как цифра 3.

Второй ученик.        «З »– не просто завитушка,

                                     «З » - пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик.        Занят заклинатель змей

        Звонкой музыкой своей.

        А под музыку, друзья,

        Затанцует и змея.

 Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...