Рабочая программа "Риторика 3 кл"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на методическом объединении Протокол от _____________ №________ | Согласована Заместитель директора по УВР___________ /_______________/ | Принята на педагогическом совете Протокол от _____________ №________ | Утверждена Директор школы ________________ /С.А. Рогачева/ Приказ от ___________ №________ |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Учимся общаться»
социальной направленности
для обучающихся 3в класса
(ФГОС НОО)
Составитель рабочей программы:
Финдеева Ольга Александровна
учитель начальных классов
г. Энгельс, 2015 год
I. Пояснительная записка.
Актуальность программы.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. В соответствии с запросом родителей в 3в классе второй год будет реализовываться программа кружка «Учимся общаться».
Практическая значимость.
Программы направлена на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков обучающихся, позволит им научиться умению общаться, развить мотивацию к правильному общению в разных ситуациях.
Программа кружка «Учимся общаться» имеет связь в интеллектуальном направлении с программой по русскому языку и программой «Чтение и начальное литературное образование».
Связь с программами.
Через кружок «Учимся общаться» осуществляются тесные межпредметные связи с :
- с литературным чтением , так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов, умение пользоваться основными формами реч);
- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, былей, забавных историй);
- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм;
Вид.
Разработана на основе авторской программы курса «Детская риторика» Т.А.Ладыженская. 2004г. Программа составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.
Цель
данной программы– научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к слову как эффективному средству общения, приобретение определенных знаний, коммуникативных умений в мире общения;
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, толерантности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Отличительные особенности построения курса .
Курс кружка «Учимся общаться»– сугубо практический. Большая часть занятий будет проводиться в нетрадиционной форме: праздники, фестивали, культурно- массовые мероприятия.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.
2015-2016 учебный год 3- й год реализации программы.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.
2015-2016 учебный год 3- й год реализации программы.
Возрастная группа.
Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4 классов. На изучение отведено 34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов аудиторных занятий не должно не превышает 50% от общего количества занятий.
Уровни результатов.
- Приобретение школьником социальных знаний.
- Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
- Получение опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые предметные результаты:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
Планируемые личностные, метапредметны результаты.
Личностными результатамиявляется формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | ||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | ||||
НАУКА РИТОРИКА | ||||
Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | 4 | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П). Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П). Называть задачи общения (Н). Называть некоторые коммуникативные профессии (Н). Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н). Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н). | ||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ | ||||
Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. | 5 | Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П). | ||
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) | ||||
Похвала (комплимент). | 1 | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П). Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П). | ||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ | ||||
Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | 2 | Называть задачи слушания (П). Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н). Оценивать свои особенности как слушателя (Н). | ||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ | ||||
Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) | 3 | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П). Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П). Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н). | ||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||||
Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова. | 2 | Давать определение вежливости (П). Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П). Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П). | ||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ | ||||
Проверь себя. Тексты разные нужны. Диалог и монолог. | 2 | Называть признаки текста, типы текстов (Н). Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П). Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н). Различать диалог и монолог (П). Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П). | ||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | ||||
Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | 3 | Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П). Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н). Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н). | ||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА | ||||
Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). | 4 | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н). | ||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… | ||||
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 2 | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П). Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). | ||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ | ||||
Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве. | 2 | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П). | ||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | ||||
Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. | 3 | Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н). Называть правила сравнения (П). Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П). Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П). Реализовывать сравнительное описание разными способами (П). | ||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ | ||||
Риторический праздник. | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Форма занятия | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата | Корр. |
Наука риторика 4ч | |||||
1 | Что мы помним о речевой ситуации. (Повторение.) | Игра «Речевые роли». | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П). Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П). Называть задачи общения (Н). Называть некоторые коммуникативные профессии (Н). Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н). Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н). | 3.09 | |
2 | Твои речевые роли. | Инсценировка сказки. | 10.09 | ||
3 | Твои речевые роли. | Инсценировка сказки. | 17.09 | ||
4 | С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | Экскурсия в школьный двор «Учимся играть в коллективные игры». | 24.09 | ||
Учимся общаться 5 ч | |||||
5 | Неподготовленная речь. | 1.10 | |||
6 | Подготовленная речь, приёмы подготовки. | Викторина «Лучшее поздравление именнинику». | Различать подготовленную и неподготовленную речь (П). Анализировать примеры неподготовленной речи (Н). Называть приёмы подготовки устного высказывания (П). Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н). Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П). | 8.10 | |
7 | Подготовленная речь, приёмы подготовки. Составь схему. | Подготовка к празднику «Осеннины» | 15.10 | ||
8 | Подготовленная речь, приёмы подготовки. Составь схему. | Праздник «Осеннины» | 22.10 | ||
9 | Говорим подробно, кратко | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П). Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П). | 29.10 | ||
Похвала 1 ч | |||||
10 | Похвала (комплимент). | Посещение краеведческого музея. | 12.11 | ||
Слушаем и вдумываемся 2ч | |||||
11 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | Экскурсия в школьный двор «Учимся играть в коллективные игры». | Называть задачи слушания (П). Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н). Оценивать свои особенности как слушателя (Н). | 19.11 | |
12 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | Посещение театра. | 26.11 | ||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3ч | |||||
13 | Читаем учебные тексты. | Викторина «Кто внимательнее» | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П). Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П). Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П). Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н). | 3.12 | |
14 | Читаем учебные тексты. | Игра «Редакторы» | 10.12 | ||
15 | Учимся писать, редактировать.Как исправить текст? (Правка текста.) | 17.12 | |||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2ч | |||||
16 | Что такое вежливость. | Выставка рисунков «Мои добрые дела». | 24.12 | ||
17 | Добрые дела – добрые слова. | 14.01 | |||
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2ч | |||||
18 | Проверь себя. Тексты разные нужны. | Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П). Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П). | 21.01 | ||
19 | Диалог и монолог. | Разыгрывание диалогов. | 28.01 | ||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3ч | |||||
20 | Пиши правильно! | Конкурс «Лучшая записка маме». | 4.02 | ||
21 | Пиши правильно! | Конкурс «Письмо Деду Морозу». | 11.02 | ||
22 | Произноси правильно! Употребляй слова правильно! | 18.02 | |||
Пересказ 4ч | |||||
23 | Пересказ. | Разучивание сценок. | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П). Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н). Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н). | 25.02 | |
24 | Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | 3.03 | |||
25 | Цитата в пересказе. | Конкурс «Найди главное». | 10.03 | ||
26 | Кратко о книге (аннотация). | 17.03 | |||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…2ч | |||||
27 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | Подготовка поздравлений к праздникам. | 24.03 | ||
28 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | Подготовка поздравлений к праздникам. | Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). | 7.04 | |
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2ч | |||||
29 | Рассуждение, вывод в рассуждении. | Праздник «8 Марта». | 14.04 | ||
30 | Правило и цитата в доказательстве. | Экскурсия в школьный двор «Повторяем правила и цитаты». | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П). Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П). Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П). | 21.04 | |
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3ч | |||||
31 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | Поездка в театр. | 28.04 | ||
32 | Как строятся сравнительные тексты. | Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П). Реализовывать сравнительное описание разными способами (П). | 5.05 | ||
33 | Риторический праздник. | Подготовка к празднику «Общение- жизнь». | 12.05 | ||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1ч | |||||
34 | Риторический праздник. | Праздник «Прощание с 3 классом». | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). | 19.05 |
Учебно-методическое обеспечение курса.
1.Ладыженская ТА.,Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. :Баласс; Ювента.2011
2.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс; Ювента.2011
3.Ладыженская ТА. Детская риторика. Методические рекомендации для учителя.М. :Баласс; Ювента.2013
4.Ладыженская Т.А. Учебник «Детская риторика» для начальной школы.М.:Баласс; Ювента.2013
Материально-техническое обеспечение курса.
Аппаратные средства:
• мультимедийные ПК;
• проектор;
• принтер;
• сканер.
Ссылки на образовательные интернет-ресурсы:
1.http://www.solnyshko.ee/ - познавательный портал Солнышко.Разнообразное содержание позволяет использовать этот ресурс во внеклассной работе. Сказки и раскраски, стишки и песенки, загадки и кроссворды, ребусы и многое другое можно найти на сайте.
2. http://www.nachalka.com - безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...