Рабочая программа "Риторика 3 кл"
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа "Школа 2100" "Риторика 3 кл"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx71.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена       на методическом объединении

Протокол              от _____________ №________

Согласована

Заместитель директора по УВР___________ /_______________/

Принята              на педагогическом совете

Протокол              от _____________ №________

Утверждена

Директор школы ________________ /С.А. Рогачева/ Приказ                  от ___________ №________

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности                                                          

 «Учимся общаться»

социальной  направленности

для обучающихся   3в   класса

(ФГОС НОО)

Составитель рабочей программы:

Финдеева  Ольга Александровна

учитель  начальных классов

г. Энгельс, 2015 год

I. Пояснительная записка.

Актуальность программы.

В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. В соответствии с запросом родителей в 3в классе второй год будет реализовываться программа кружка «Учимся общаться».

Практическая значимость.

Программы направлена на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков обучающихся, позволит им научиться умению общаться, развить мотивацию к правильному общению в разных ситуациях.

Программа кружка «Учимся общаться» имеет связь в интеллектуальном направлении с программой по русскому языку и программой «Чтение и начальное литературное образование».

Связь с программами.

Через кружок «Учимся общаться» осуществляются тесные межпредметные связи  с :

- с литературным чтением , так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении  устных и письменных рассказов, умение пользоваться основными формами реч);  

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм;

Вид.

Разработана на  основе авторской программы курса «Детская риторика» Т.А.Ладыженская. 2004г.  Программа составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.

Цель

данной программы– научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к слову как эффективному средству общения,   приобретение определенных знаний, коммуникативных умений в мире общения;

- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

- развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, толерантности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Отличительные   особенности построения курса .

Курс кружка «Учимся общаться»– сугубо практический. Большая часть занятий будет проводиться в нетрадиционной форме: праздники, фестивали, культурно- массовые мероприятия.

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.

2015-2016 учебный год  3- й год реализации программы.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.

2015-2016 учебный год  3- й год реализации программы.

Возрастная группа.

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4 классов. На  изучение  отведено  34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов аудиторных занятий не должно не превышает 50% от общего количества занятий.

Уровни   результатов.

  1. Приобретение школьником  социальных знаний.
  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Ожидаемые предметные результаты:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Планируемые     личностные,  метапредметны   результаты.

Личностными результатамиявляется формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;        

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

Похвала (комплимент).

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

2

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

ВЕЖЛИВОЕ   ОБЩЕНИЕ

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова.

2

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог.

2

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

ПОЗДРАВЛЯЮ   ТЕБЯ … ВАС…

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Риторический праздник.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Форма занятия

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Корр.

Наука риторика 4ч

1

Что мы помним о речевой ситуации. (Повторение.)

Игра «Речевые роли».

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

3.09

2

Твои речевые роли.

Инсценировка

сказки.

10.09

3

Твои речевые роли.

Инсценировка

сказки.

17.09

4

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

Экскурсия в школьный двор «Учимся играть в коллективные игры».

24.09

Учимся   общаться  5 ч

5

Неподготовленная речь.

1.10

6

Подготовленная речь, приёмы подготовки.

Викторина «Лучшее поздравление именнинику».

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

8.10

7

Подготовленная речь, приёмы подготовки. Составь схему.

Подготовка к празднику «Осеннины»

15.10

8

Подготовленная речь, приёмы подготовки. Составь схему.

Праздник «Осеннины»

22.10

9

Говорим подробно, кратко

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

29.10

Похвала 1 ч

10

Похвала (комплимент).

Посещение краеведческого музея.

12.11

Слушаем и вдумываемся 2ч

11

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

Экскурсия в школьный двор

«Учимся играть в коллективные игры».

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

19.11

12

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

Посещение театра.

26.11

                                                          УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3ч

13

Читаем учебные тексты.

Викторина «Кто внимательнее»

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

3.12

14

Читаем учебные тексты.

Игра «Редакторы»

10.12

15

Учимся писать, редактировать.Как исправить текст?

(Правка текста.)

17.12

                                                          ВЕЖЛИВОЕ   ОБЩЕНИЕ  2ч

16

Что такое вежливость.

Выставка рисунков «Мои добрые дела».

24.12

17

Добрые дела – добрые слова.

14.01

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2ч

18

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

21.01

19

Диалог и монолог.

Разыгрывание диалогов.

28.01

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ  3ч

20

Пиши правильно!

Конкурс «Лучшая записка маме».

4.02

21

Пиши правильно!

Конкурс «Письмо Деду Морозу».

11.02

22

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

18.02

Пересказ 4ч

23

Пересказ.

Разучивание сценок.

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовыватьсжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

25.02

24

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

3.03

25

Цитата в пересказе.

Конкурс «Найди главное».

10.03

26

Кратко о книге (аннотация).

17.03

ПОЗДРАВЛЯЮ   ТЕБЯ … ВАС…2ч

27

Поздравляю кого?

С чем? Как?

Желаю кому? Чего? Как?

Подготовка поздравлений к праздникам.

24.03

28

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

Подготовка поздравлений к праздникам.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

7.04

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2ч

29

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Праздник «8 Марта».

14.04

30

Правило и цитата в доказательстве.

Экскурсия в школьный двор

«Повторяем правила и цитаты».

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

21.04

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3ч

31

Сравни и скажи. Правила сравнения.

Поездка в театр.

28.04

32

Как строятся сравнительные тексты.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

5.05

33

Риторический праздник.

Подготовка к празднику «Общение- жизнь».

12.05

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1ч

34

Риторический праздник.

Праздник «Прощание с 3 классом».

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

19.05

Учебно-методическое обеспечение курса.

1.Ладыженская ТА.,Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. :Баласс; Ювента.2011

2.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс; Ювента.2011

3.Ладыженская ТА. Детская риторика. Методические рекомендации для учителя.М. :Баласс; Ювента.2013

4.Ладыженская Т.А. Учебник «Детская риторика» для начальной школы.М.:Баласс; Ювента.2013

Материально-техническое обеспечение курса.

Аппаратные средства:

•        мультимедийные ПК;

•        проектор;

•        принтер;

•        сканер.

Ссылки на образовательные  интернет-ресурсы:

1.http://www.solnyshko.ee/ - познавательный портал Солнышко.Разнообразное содержание позволяет  использовать  этот ресурс во внеклассной работе.  Сказки и раскраски, стишки и песенки, загадки и  кроссворды, ребусы и многое другое можно найти на сайте.

2. http://www.nachalka.com - безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...