Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой Басня «Старый дед и внучек» Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Арыг-Узю
Открытый урок по предмету:
« литературному чтение»
во 2 классе
по теме:
«Лев Николаевич Толстой.
Басня «Старый дед и внучек»
Провела учитель начальных классов
второй кв.категории: Семис-оол А.С.
6 декабря 2013 год.
Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой
Басня «Старый дед и внучек»
Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цель:
-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;
-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;
-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
-пересказывать текст подробно, выборочно;
-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.
Оборудование: мультимедийный проект, карточки с пословицами, учебник по литературному чтению (автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий )
Тип урока: комбинированный
Сценарий урока:
- Организационный момент.
1.Приветствие
-Повернулись на право, ещё на право. Поздоровались с гостями. Вы заметили, что сегодня у нас много гостей.
-Все набегались отдохнули на перемене? (Да)
2.Психологический настрой в начале урока. (Слайд1)
Посмотрите на изображения человечков и выберите того человека, который вам нравится больше всех.
-Почему выбрали именно этого человека?
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у одного из человечков
II.Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
1)Обсуждение сюжетных рисунков которые учащиеся дома нарисовали к стихотворению «Бодум-оол».
2)Кто автор стихотворения «Бодум-оол»? (Ч.Кара-Куске)
3)Сколько сюжетных рисунков можно подобрать к стихотоврению?
4)Понравился ли вам Бодум-оол?
5)Хотели бы вы иметь такого друга как Бодум-оол?
6)Бинарное чтение отдельных строк стихотворения.
7)Чтение голосом змеи, лисы,медведя.
III.Сообщение темы урока (Слайд 3)
-Поиграем немножко в сыщики. Вы уже по прошлым урокам, фильмам знаете, кто такие сыщики. Я в классе спрятала картинки, вы встаньте и быстро найдите эти картинки и узнаете о чём или о ком мы будем говорить на этом уроке.
(Ученики встают и ищут картинки. Они находят картинки (дедушки, внука и портрет Л.Н.Толстого)
-Молодцы, вы как сыщики или полицейские хорошо поработали и нашли спрятанные мною картинки.
Кто на картинках изображены?(Дедушка, внук )
А это кто? Кто его видел или знает?
(Наверное это писатель или тоже чей то дедушка)
Вот сегодня узнаем кто он такой. Это великий писатель Лев Николаевич Толстой.
И как же сформулируем тему нашего урока? (Лев Николаевич Толстой) (Слайд4)
Какие вопросы вынесем для обсуждения? (Слайд5)
1.Познакомиться с биографией писателя. (Вспомним что такое биография ?(допчу намдары)
2.Узнать какие произведения он написал?
3.Чему они нас учат?
IV. Изучение нового материала
1.Знакомства с биографией писателя.
(Опережающее задание. Сообщение Суван-оол Снежаны)
-Снежана познакомит нас с биографией писателя, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопросы.
Сколько лет прожил Л.Н.Толстой? (82г)
2. Смотр презентаций о жизни писателя. (Слайд 6-23)
-Я немножко добавлю к сообщению Снежаны несколько событий из жизни Л.Н.Толстого.
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. (слайд)
Был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария . Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет(слайд)
Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Но вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу графини А.М. Остен-Сакен.
слайд)
Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой. Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда(слайд)
Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию, но, несмотря на это, в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну - имение, доставшееся ему по наследству. (Слайд)
Здесь в Ясной Поляне Толстой пытается найти применение своим силам, берется за изучение многих наук, серьезно занимается музыкой(слайд)
В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждается орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно достоверную картину войны, что произведет огромное впечатление на русское общество. (Слайд)
В это же время всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будут напечатаны повести «Отрочество» и «Юность (Слайд)
-Так же в классе сегодня есть выставка книг Толстого. Посмотреть сможете послу уроков.
3.Проверка восприятия материала.
-Где жил Толстой?
-Каким он был человеком?
Как Толстой помогал бедным детям?
V. Физминутка (Слайд24)
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Мама чуть по ниже ростом,
А сынок малютка просто
С погремушкой он ходил
Динь-динь-динь, динь-динь-динь
VI. Продолжение работы по теме.
1.Работа в тетрадях
Напишите сегодняшнее число и тему урока (Слайд)
Шестое декабря.
Лев Николаевич Толстой.
Басня «Старый дед и внучек»
Басня это – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы, люди.Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или совет.(записать это определение)
2.Работа с книгой.
-Откройте страницу 52 и прочитайте название басни, с которой мы познакомимся сегодня. (Слайд)
-Как вы думаете о чём это произведение? (Предположение детей)
Басня «Старый дед и внучек рассказывает об истории, которая произошла очень давно в одной семье. Посмотрите и прочитайте внимательно слова, которые встречаются в тексте и некоторые из них уже не употребляются в нашей жизни.
3.Словарная работа (Слайд)
Лоханка- круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. (ыяштан кылган суук чуул кудар сава)
Слаживать-делать, мастерить (эптеп кылыр)
Раз-однажды (бир катап)
Невестка-келин
Течь изо рта-аксындан токтур
Дощечки-дилиндек ыяштар, манзалар
Ухаживать-ажаап карактаар
Бранить-хорадап хыйланып, кончуттунар
4.Работа над произношением
с.52(не ходили, уши, у него, невестка, раз, в чашке, ухаживать, муж, с женой)
5.Озвучивание чтение басни
(ученики следят в книге,за чтением голоса из записи)
6. Бинарное чтение
7.Первичное восприятие.
-Назовите героев басни (Дед,сын,невестка, внучек Миша)
-Какая тема объединяет героев басни?(друзья, семья,гости)
-Что такое семья?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним стихотворение, которое мы учили в начале, когда приступали к изучению большой общей темы «В семейном кругу мы с вами растём»
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (Семья)
-Молодцы, вы все очень хорошо помните стихотоворение, которое мы учили на прошлых уроках.
А ещё каждый год 15 мая мы стали отмечать день семьи.Это официальный праздник в России. Символами считаюся ромашки.
-Какую семью называю дружной?
- На сколько частей можно поделить текст? (на 2 части)
- О чём говорится в первой части, во второй части? (В первой говорится о том, как обижали деда, во второй – о том, как сын проучил родителей)
А как вашей семье относятся к пожилым людям?
8.Интересное в мире по теме урока (из интернета) (Слайд)
-Я сейчас расскажу вам про одного интересного человека.
Джованни Лигато вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Никогда не курил и ел много овощей.
Джованни Лигато дожил до 111 лет и тихо скончался в своем доме в городке Вентимилья на Лигурийском побережье Италии. Это был самый старый житель страны.
В пятницу вечером Джованни Лигато после ужина выпил немного граппы с печеньем — такая у него была традиция — и расположился в своем кресле, где заснул и больше не проснулся.
Лигато родился в 1901 году на юге. За свою жизнь он вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Джованни никогда не курил, ел много овощей, спагетти и рыбы, не очень много мяса и всегда выпивал по бокалу хорошего красного вина.
Под конец жизни журналисты прозвали его «самый старый дедушка» Италии, передает РИА Новости.
9)Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.
-Посмотрите на следующие картинки и ответьте на вопросы.
-Каким стал дед? Почему деда перестали сажать за стол? Найдите и прочитайте описание деде.
-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Найдите в басне ответ и прочитайте.
-Что сынишка слаживал на полу? Прочитайте разговор отца с Мишей.(диалог)
-Почему родители Миши заплакали? Найдите ответ в тексте и прочитайте. Как стали относиться муж с женой к старику.
-Чему учит это басня? (Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя).
10.Актуальность произведения.
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше времени?
-Как нужно относиться к пожилым людям?
11.Работа с пословицами. Игра «Собери пословицы» . Слайд
- Мы на прошлых уроках изучали пословицы про семейную тему. Поэтому. Я надеюсь вы справитесь с этой игрой.
Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
При солнышке тепло… и душа на месте.
Вся семья вместе… тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… при матери добро.
Нет лучше дружка… детки же и горе
Детки-радость… чем родная матушка
VII. Рефлексия. Слайд
-Выберите и продолжите любое предложение.
*На сегодняшнем уроке я узнал…
*На этом уроке я похвалил бы себя за…
*После урока мне захотелось…
*Сегодня я сумел…
12.Психологический настрой в конце урока Слайд
Посмотрите на изображения человечков и ещё раз выберите того человека, который теперь, вам нравится больше всех.
-Почему выбрали именно этого человека?
VIII. Итог урока. Отметки.
а) - С каким писателем мы сегодня познакомились?
-Какой рассказ мы прочитали?
-Какая главная мысль рассказа?
-Чему научил вас этот рассказ?
-А возникли ли у вас вопросы к писателю?
У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.
б) Домашнее задание.
С.52-53 прочитать дома целыми словами.
Составить проект о своей семье. Вам помогут в этом вопросы .
Слайд
Проект моя семья.
(приложите фотографии)
1. С кем ты живешь?
2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?
Есть ли у тебя бабушки и дедушки?
3. Где работает мама? Папа?
4. Чем занимаешься ты?
5. Какая ваша семья? Почему ты так решил?
-Всем спасибо, за урок!
Молодцы. Хорошо сегодня поработали.
Предварительный просмотр:
Самонанализ урока литературного чтения во 2 классе на тему:
«Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек»
учителя начальных классов: Семис-оол Аяны Сергеевны
Данный урок является седьмым уроком литературного чтения раздела «В семейном кругу мы с вами растём». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют разный уровень техники чтения , на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.
Цель урока:
-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;
-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;
-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
-пересказывать текст подробно, выборочно;
-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку, видеоролик, выставка книг Л.Н.Толстого, картинки (дедушки, внука, семьи)учебник по литературному чтению, тетради.
Тип урока: комбинированный
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, задавала вопросы связанные с их жизнью в семье, чтобы любому ученику посильно было отвечать на поставленные вопросы. Создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник и ТСО
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Они и в дальнейшем будут с интересом читать произведения Толстого, так, как узнали что он очень любил детей.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи. И в соответствии с интересами сегодняшних учеников брала новости из интернета про самого старого дедушки. Чтобы они сравнили его со своими дедушками.
Физминутку тоже делала по теме урока и с учётом возрастных особенностей детей. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. В конце урока я дала посмотреть видеоролик с актуальной темой, которые проводили группа исследователей детям от 4 до 8 лет задавая один и тот же вопрос: «Что такое любовь?», чтобы дети понимали как их сверстники в разных странах понимают это чувство по отношению к своим близким по разному. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
6 декабря 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой...
Технологическая карта по литературному чтению 2 класс Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Урок изучения нового материала по литературному чтению ( знакомство с произведением Л.Н. Толстого " Старый дед и внучек"...
Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"
Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова, Практические упражнения в...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение". 1 класс. УМК "Планета Знаний" (букварь Т.М.Андриановой; учебник Э.Э.Кац)
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение". 1 класс. УМК "Планета Знаний" (букварь Т.М.Андриановой; учебник Э.Э.Кац)...