Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 1-3
Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных
фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при
обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.
Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 22.39 КБ |
chtenie.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 1-3
Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных
фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при
обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.
Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.
Этап урока | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивационный Словесный: слово учителя. Словесный: высказывать свое мнение. Практич.: отгадывают загадки. | 5 мин. | -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. - Какую роль на уроке литературного чтения вы будете исполнять? На доске записаны слова: человека, книга, растит, века, испокон. - Из данных слов составьте предложение. Как вы его понимаете?( Книга - источник знаний, мудрости и осведомленности, книги помогают подрастающему поколению понять важность чтения и бережного отношения к книге.) Какое слово заставило вас задуматься над его смыслом. Где можно найти информацию? Испокон- с давних времен. Игра «Алфавит» (а, в, к, д) Загадки:
| Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы. Высказывать собственное мнение. Отгадывать загадки. | Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций. | |
2. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. Практический: письмо под диктовку. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: чтение по ролям. | 30 мин. | - Я вам прочитаю текст. Все пловцы на белом свете Перед Петей просто дети. Петя плавает, заметьте, На совсем сухом предмете – Не в бассейне, не в реке, А на математике! Б. Заходер Что вы о нем можете сказать? - Как вы думаете, относится ли этот текст к научной литературе? Посмотрите на экран перед вами портрет Бориса Заходера- поэт, прозаик, переводчик. Он научил говорить по-русски Винни-Пуха, Мери Поппинс, Карлсона и многих других героев книг зарубежных писателей. - Что нам может рассказать обложка? А сейчас откройте учебник стр.22, послушайте стихотворение Б. Заходера «пошел Сережа в первый класс…». - Почему этот текст помещен в учебник литературного чтения, а не математики? Перечитайте стихотворение. Отметьте знаком (?) незнакомые для вас слова и выражения. - Что поможет нам объяснить значения слов? (знаки - словарь, спроси у взрослых) - Сколько героев в стихотворении? А сколько человек нужно для чтения его по ролям? А сейчас давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям. - Как будете читать ответ отца? Серьезно, с чувством гордости за успехи сына, деловито? - Какие чувства сменяли друг друга в душе Сережи? Как менялось его лицо? (широкая улыбка, улыбка сходит с его лица, готов заплакать) - Как назван Сережа в стихотворении? (курносый мудрец). Чье это мнение? (автора) - Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения? Попробуем переложить текст на язык математики, превратить его в математическую задачу. - Чем же отличаются эти два текста? С каким настроением надо читать следующее стихотворение со словом «сколько»? Самостоятельно прочитайте стихотворения Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» - Замени слово «сколько» на слово «много». Изменилось ли настроение стихов? - О чем это стихотворение? Чем похожи эти тексты? Чем отличаются? | Слушать стихотворение. Отвечать на вопросы. Рассказывать о книге по обложке. Слушать стихотворение. Искать в стихотворении незнакомые слова. Анализ стихотворения. Читать стихотворение по ролям. Отвечать на вопросы. Изменять текст. Выразительное чтение стихотворения. Отвечать на вопросы. | К: развивают умение слушать и понимать речь других. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями. | |
Физкультминутка. | 2мин. | Повторяют движения. | |||
3. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы. Практич.: работа с учебником. Словесный: вопросы по домашнему заданию. | 5 мин. | Как вы думаете, есть ли тексты, у которых нет автора? Докажите, читая тексты. - С каким настроением надо читать русскую народную скороговорку и считалку? Как вы определили, что данные тексты относятся к малым жанрам фольклора? Соотнеси тексты с жанром. - Как называются тексты, у которых нет автора? (сказка, загадка, задача, пословица, поговорка). Дома вы читали рассказ Донольда Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли все полоски». Как вы думаете, почему это могло произойти? Наверное, природа забыла подарить ему полоски... Или он оказался волшебным тигренком... Как вы думаете, почему Тигрица-мама полюбила тигренка, ведь у него же не было ни одной полосочки? Ребята, как вам кажется, откуда Бинки мог это знать? Кто такой военный, сержант? Военный- человек, который защищает нас от врагов. Сержант- самое маленькое звание, которое может заслужить военный. Скажите, пожалуйста, хороший ли поступок совершил сержант? Почему вы так решили? Скажите, нравится ли вам способ стать полосатым, который придумал тигренок? А что бы предложили вы? Ребята, понравился ли вам поступок зебры? Почему? Как бы поступили вы на ее месте? Как вы думаете, за что Тигрица-мама отблагодарила Зебру? Как вы считаете, каким был тигренок Бинки по характеру? Какой была Тигрица-мама? Сержант? Зебра? Поведение каких героев вам нравится, а каких нет? Почему? Как вы поступите, если вдруг вашему товарищу, как и тигренку Бинки, понадобится помощь? Понравилась ли вам сказка или нет? Почему? Чему нас научила это сказка? Итак, о ком эта сказка? Какие похожие сказки вы знаете? Чем они похожи?( Эта сказка похожа на сказку «Гадкий утенок». Утенок тоже был не похож на остальных лебедей, а потом стал прекрасным лебедем.) Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.
| Отвечать на вопросы. Выполнять задание. | К: развивают умение слушать и понимать речь других. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями. | |
4. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы. | 3 мин. | - Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни? С какими авторами мы познакомились? Чему мы научились читая стихотворения? - Достигли ли мы цели? | Отвечать на вопросы. | Р: отслеживать цель учебной деятельности. Р: самоанализ. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Испокон века книга растит человека.
Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите глава. Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву ...
Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?
Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву ...
Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву …(
Борис Заходер (1918-2000 гг.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "И.Суриков "Зима"."
Презентация + конспект урока....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» (УМК "Школа России") 2 класс
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» УМК "Школа России"...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (конспект, презентация), 4 класс
Конспект урока...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")
Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...