Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (конспект, презентация), 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu.doc | 54.5 КБ |
skazka_o_mertvoy_tsarevne_i_o_semi_bogatyryah.ppt | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Цели деятельности учащихся: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”; обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей; воспитывать любовь к чтению, к книге.
Планируемые результаты:
предметные:
- формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
-совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении;
личностные:
- развитие интереса к освоению новых знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Литературное чтение: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение, презентация;
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-номет-раж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный | ≈ 3 | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места! - Меня зовут Елена Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Итак, давайте начнём урок. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. | |
2. | Мотивационный Практич. слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: чтение, ответы на вопросы, слово учителя. | ≈ 5 | (слайд) Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас? - Почему этими строками начинаем мы наш урок? (этими строками мы начинаем наш урок, потому что мы будем говорить о сказках) - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить(о сказке)
| Предполагать тему урока. | К: участвуют в учебном диалоге; осуществляют поиск по учебнику необходимой информации; формулируют ответы; строят речевые высказывания. Р: целеполагание. |
3. | Актуализация знаний. Практич.:слово учителя, ответы на вопросы. | - Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта? (А.С. Пушкин) - А кто может предположить, о ком мы сегодня продолжим говорить? - Что вы помните об А.С. Пушкине? - Да, он написал много стихов для детей и взрослых. Темой его стихотворений была осень. - Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? 6 июня 1799 г., в Москве - Кто был лучшим другом поэта? Арина Родионовна - Где учился А. С. Пушкин? В Царскосельском лицее | Отвечать на вопросы учителя. | ||
4. | Постановка учебной задачи и её решение Словес.: слово учителя; ответы на вопросы. Практич.: словарная работа. | ≈ 9 | - А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его сказки в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения. - В своих стихотворениях А.С.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. - Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”). - Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Посмотрите на экран, может кто-нибудь догадался, какую сказку мы сегодня прочтем с вами. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм. - Верно, ребята! Сегодня мы будем с вами читать " Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях" - При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов. Словарно- лексическая работа. Ребята, читаем хором, выделяя ударный слог. Как вы думаете что оно обозначает? Инда - так что даже Прочитайте следующее слово. Что оно обозначает? очи -глаза Читаем следующее слово. Что оно обозначает? Сочельник – вечер накануне Рождества Ребята, а что обозначает слово " перст"? Как вы думаете? Перст – палец А как вы думаете, что обозначает слово девичник? Девичник – праздник, на котором собираются девушки. Придумайте предложение с этим словом. Давайте прочтём, что такое "горница" Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. Составьте предложение с этим словом. Читаем следующее слово Под святыми – под иконами. Прочитайте следующее слово. Как вы думаете, что это? Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей. (изразцовая печь, изразцовый пол) Посмотрите иллюстрацию. Давайте прочитаем следующее слово. Полати – спальное место под потолком между печью и стеной. Читаем следующее слово. Вытравить –выгнать. А что обозначает словосочетание " об нём хватилась" Об нём хватилась – о нём вспомнила. Читаем следующее слово. Что оно обозначает? Хлопочет –. беспокоится. И следующее слово у нас "клюка". Как вы думаете, что это такое. Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе. | Слушать учителя, отвечать на вопросы.
Высказывать свои предположения. Осмысливать незнакомые слова. | П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний; Р: осмысляют учебный материал. |
5. | Решение частных задач на основе анализа текста. Практич.: выразительное чтение. Словес.: ответы на вопросы, анализ сказки. Практич.: чтение сказки. Словес.: ответы на вопросы, анализ худ.Т. | ≈ 24 | - Ребята мы сейчас с вами прочтём сказку, внимательно слушаете и следите по тексту, потому что вам нужно будет отвечать на вопросы. Итак, читаем выразительно, обращаем внимание на знаки препинания, не забывайте паузы после точек. Анализ содержания сказки - О ком идет речь в сказке? - С чего начинается повествование? - Что дальше произошло с царём?( он женился на другой царевне) - Как вы думаете почему царица решила погубить царевну?(Потому что царевна была всех прекрасней и милей, всех румяней и белее) - Что дальше случилось с царевной? - Как царевна набрела на терем богатырей? (Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем набрела) Прочитайте. - Как произошла первая встреча царевны с богатырями?(от слов "Час обеда приближался..." до слов "День за днём идёт мелькая...") Анализ образов героев. - Как внешне выглядит мачеха? Докажите. - Как вы понимаете такие слова: «черной завистью полна» Что значит черной? - Прочитайте, как автор описывает царевну. (Но царевна молодая тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась- и расцвела, белолица , черноброва.) - С чем её сравнивает Пушкин? (С цветком "Росла, росла, поднялась и расцвела", "тихомолком расцвела") - Кого автор противопоставляет своенравие царицы и кротость( незлобие, мягкость), царевны. Фраза "черной завистью полна" объясняет, почему злая мачеха решила погубить царевну. - Прочитайте отрывок со слов "Делать нечего. Она черной зависти полна..." до слов "но невеста молодая..." - Как автор противопоставляет царицу другим героям?(Царица злобная, полна зависти, а остальные герои- бедный царь тужит по своей дочери , королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту. Чернавка отпустила царевну, пожалела её.) - Давайте продолжим читать с вами сказку. - Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?() - Как царевне жилось у богатырей?(хорошо) - Как они к ней относились? (Они любили её и относились к ней как к сестре) - Прочитайте отрывок, в котором богатыри пришли к царевне свататься.( со слов "Братья милую царицу полюбили..." до слов "Братья молча постояли...") -Почему царевна отказала богатырям быть женой одному из них? (Потому что у неё есть жених Елисей, она ему верна) - О каком качестве характера это говорит? ( Преданность, верность своему слову, обещанию) - Что вам известно о королевиче Елисее? - Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?(Елисей скакал по всему свету, ища свою невесту. Ему помогали: солнышко, месяц, ветер, но помог ему отыскать царевну ветер ) - Какую печальную новость сообщил ветер королевичу? Прочитайте. (со слов "Там за речкой тихоструйной..." до слов "Ветер дале побежал...") - Как вы думаете, вот кажется у царицы всё есть, но почему она все таки хотела погубить молодую царевну?Какое чувство она испытывала? Ведь царевна тоже могла завидовать царице, но почему она этого не делала? - Чем заканчивается сказка?(Елисей и царевна обвенчались) -Что побеждает в сказке?(Добро победило зло) -Ребята, вам понравилась сказка? | Выполнять поставленное задание. Читать сказку выразительно, осознанно.
Отвечать на вопросы учителя, находить в тексте подтверждение своим словам. Характеризовать героев сказки. Читать выразительно сказку. Осуществлять анализ сказки. | П.: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал. П: осуществляют анализ. П: осмысленно читают худ.Т. |
5. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: слово учителя: инструкраж
| ≈6 | - О какой сказке мы сегодня говорили? Кто ее автор? А какая это сказка? (авторская) - Откуда Пушкин черпал вдохновение при написании сказки?(из сказок Арины Родионовны) -Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка? - Какой урок вы извлекли для себя?( Никому не завидовать, не желать плохого...) -От чего предостерегает сказка? - Какова её главная мысль? Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать плохие действия. Это плохое качество и каждый человек должен избавляться от этого качества. | Обобщение , подведение итогов; рефлексия. | П.: делать выводы в результате работы всего класса. Р.: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
Арина Родионовна Яковлева — няня поэта.
Царскосельский лицей
иногда глаза вечер накануне Рождества инда - / очи - / сочельник - /
перст - пальцы
праздник, на котором собираются девушки. девичник - /
чистая, светлая половина крестьянской избы. горница - /
плитка из обожжённой глины для (отделки) печей. Изразцовый - /
спальное место под потолком между печью и стеной. Полати - /
вытравить – выгнать /
беспокоится хлопочет - /
палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе клюка - /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина
К данному уроку прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...
4 класс. Учебно-методический комплект по литературному чтению по теме: "Владимир Соколов. Все чернила вышли, вся бумага" (конспект+презентация)
Тема: Владимир Соколов. «Все чернила вышли, вся бумага…»Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей со стихотворением В.Соколова «Все чернила вышли, все карандаши…»; научить выраз...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...