Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях; познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
Планируемые результаты:
· Предметные: научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, сравнивать народную и авторскую сказку, определять основную мысль сказки; научатся читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки, сравнивать тексты стихотворений о разных временах года.
· Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-50; презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературного чтения
Шарыкина Анастасия Андреевна
Челябинск, 2016
Предмет: литературное чтение
Класс: 2В
Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях; познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, сравнивать народную и авторскую сказку, определять основную мысль сказки; научатся читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки, сравнивать тексты стихотворений о разных временах года.
- Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-50; презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Орг. момент: Словесн.: слово учителя. | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Словесн.: речевая разминка. Словесн.: беседа. Словесн.: слово учителя. Словесн.: беседа. Практич.: чтение сказки. | 4 мин 5 мин 4 мин | Речевая разминка - Прочитаем еще одну загадку К. Чуковского. Отгадайте, о чем она. Слайд. (Ковер) Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. - Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, восхищения, утвердительно. - Прочитайте быстро, еще быстрее. - Прочитайте выразительно. Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудеса случаются» Работа по теме урока - Расскажите, в чем отличие народной сказки от авторской (литературной)? Слайд. -У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ. - Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме. Литературная сказка же существует в письменной форме. - Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. - Дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение. - Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать, и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами. - Народная сказка более волшебная. - А в чем сходство? Слайд. - Знаете ли вы, что сказки, похожие по сюжету и смыслу на «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, есть у многих народов? - В чем основная мысль сказки? (Эта сказка учит нас ценить то, что у нас есть, не злоупотреблять хорошим к тебе отношением, не жадничать и знать меру во всем, уметь довольствоваться необходимым, а не мечтать о роскошном) Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. - Подходят ли данные пословицы к сказке? Слайд. - Прочитаем на с. 48 болгарскую народную сказку «Курица, несущая золотые яйца», определим основную мысль этой сказки и сравним ее с основной мыслью сказки Пушкина. Чтение сказки - В чем основная мысль этой сказки? (Такая же) - Сравните ее с основной мыслью сказки А. С. Пушкина. | Читать стихотворение с разной интонацией. Предполагать задачи урока. Называть отличия народной сказки от литературной. Строить грамматическое высказывание. Называть сходства народной и литературной сказок. Определять основную мысль сказки. Анализировать пословицы. Читать сказку. Определять основную мысль прочитанного. | П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы. Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
3. Решение частных задач Практич.: чтение текста учителем. Словесн.: беседа, ответы на вопросы. Практич.: чтение текста учителем. Словесн.: беседа, ответы на вопросы. | 7 мин | Проверочная работа - Послушайте текст и ответьте на вопросы. Брат и младшая сестра Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами. - Что же ты, Саня… - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала! - Еще бы, - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала. Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет. Идем обратно. У Вари ягод больше. У Саньки - меньше. Встречается бабушка. - Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растет! - Высоко, - соглашается Санька. - Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала! - Еще бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься! (Э. Шим) 1. Что Санька и Варя собирали в лесу? (Грибы маслята и малину) 2. Подберите синоним к слову тащат. (Несут) 3. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Летом) 4. Что вам помогло определить время года? (Малина и грибы) 5. Сколько раз ребята ходили в лес? (2) 6. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой» (Да) 7. Кто встречал их из лесу? (Бабушка) Щенок и Змея Обиделся щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза. - Вот ты на меня смотришь и молчишь… А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее. - Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!.. Пока Щенок жаловался, Змея молчала. - Пойдешь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел. Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча… (С. Михалков) 1. Почему Щенок побежал искать новых друзей? (Потому что все его учили, и он обиделся) 2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи? (Она молчала) 3. Откуда вылезла Змея? (Из-под гнилого пенька) 4. Как зовут трех друзей Щенка? (Барбос, Шарик и Шавка) | Внимательно слушать текст. Анализировать. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Внимательно слушать текст. Анализировать. Отвечать на вопросы по содержанию текста. | Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. |
4. Закрепление изученного материала: Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: анализ аудиозаписи. Словесн.: беседа. Практич.: отгадывание загадок, выразительное чтение. Словесн.: беседа. | 2 мин 4 мин 3 мин 6 мин | Физминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо! Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше! Знакомство с новым разделом - Ребята, сейчас идет последний месяц какого времени года? А что наступит после зимы? Верно, весна! - Расшифруйте запись. !ОДАР ЙE ЁСВ И !АНСEВ ,АНСEB Слайд. (ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!) Слайд. Откройте учебник на странице 50. Прочитайте название раздела. - Как вы его понимаете? (Природа и люди рады весне) - Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся? (Выразительно читать произведения о весне) Слушание музыки. Закройте глаза. Аудиозапись произведения «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Слайд. - Что вам представилось во время прослушивания? Какие чувства, настроение вызывает композиция? Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 50 - Что вы узнали из этого разговора? - Чем отличаются стихи от прозы? (Стихи отличаются от прозы рифмой, ритмом, образными словами) - Что такое рифма? (Созвучие в окончании двух или нескольких слов) Вывесить понятие на доску. Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров? - Что вы узнали из этого текста? - С какими определениями мы будем работать на уроках при изучении этого раздела? (Воображение, олицетворение) Вывесить понятия на доску. - Что такое воображение, олицетворение? (Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами) - Прочитайте загадку на слайде про себя. Отгадайте. Учитель читает выразительно. - Прочитайте выразительно. У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник) Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку (бочка). Очень трудная загадка? (Дождь) На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) В самый разгар Весенней поры Капает сок С белоснежной коры. (Береза) Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Он - цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам… (Нарцисс) Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут… (Тюльпаны) Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми... (Гвоздиками) Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растенье, а маяк. Это ярко-красный… (Мак) Белые горошки На зеленой ножке. (Ландыши) | Повторять движения. Расшифровывать название раздела. Отвечать на вопросы. Слушать аудиозапись. Читать диалог. Знакомиться с новыми понятиями. Отгадывать загадки. Читать загадки выразительно Отгадывать сказки. Читать выразительно. | П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия. П: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. |
5. Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: беседа. | 3 мин | - В чем отличие народной сказки от литературной? А в чем сходство? (Слайд) - Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами) - Что такое рифма, воображение, олицетворение? Домашнее задание: задание 7, с. 49. Пересказ с. 48-49 А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Самоанализировать свою работу на уроке. Самооценка. Подводить итог. | Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне.
Сравнительная характеристика народных и литературных сказок Народная сказка Литературная сказка Сходство Различие Повествование о вымышленных событиях. Противостояние добра и зла. Деление героев на положительных и отрицательных. Наличие троекратных повторений. Присутствие волшебных помощников. Наличие фантастических элементов. Нет автора. Автор - народ Есть автор Устная форма Письменная форма Изменяемый текст Неизменяемый текст Нет даты создания Есть дата создания Небольшая по объему Больший объем События более волшебные События приближены к реальности
Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Жадность всякому горю начало. Ненасытному все мало.
!ОДАР ЙE ЁСВ И !АНСEВ ,АНСEB
ТЕМА УРОКА: «ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!»
Требования к выразительному чтению: - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.
У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой.
Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка?
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар.
В самый разгар Весенней поры Капает сок С белоснежной коры.
Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках…
Он - цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам…
Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут…
Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми...
Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растенье, а маяк. Это ярко-красный…
ПЛАН ПЕРЕСКАЗА 1. Жил бедняк, собирал раковины. 2. Покупка волшебной курицы. 3. Покупка 1 корабля, морское путешествие. 4. Купил двенадцать кораблей. 5. Гибель (убийство) курицы. 6. Погубил свое счастье, остался бедняком.
ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.
Предварительный просмотр:
РИФМА
ВООБРАЖЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленькие и большие секреты страны Литературии", раздел "Мои самые близкие и родные". Литературное чтение. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.
Обобщающий урок "Маленькие и большие секреты страны Литературии" по разделу "Мои самые близкие и родные"....
Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773895-1459087313.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773895-1459087313.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "С.М. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793050-1464012312.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...