Технологическая карта урока. Никакой я горчицы не ел. 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

 Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.01.16                                                                                                                                                             Учитель: Бигильдина С.А.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Учреждение: ЯООШ                                                                                                                                                Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 4                                                                                                                                                                      Студент: Лютфулина А.З.

Предмет: литературное чтение

Тема: Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;

2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения;

4) познакомить с биографией В. В. Голявкина.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: открытие новых знаний 

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

8:00-8:01

Все дружно встали!

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!  Меня зовут Альфия Зиннатулловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Тихонечко садитесь.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

Словес.: ответы на вопросы, слово учителя

 

8:01-8:04

9:04-9:06

8.06-8.09

8:09-8:12

Речевая разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

За забором Борис посадил барбарис,

Кустик барбариса перерос Бориса.

А вы знаете, что такое барбарис?

Хорошо. Давайте посмотрим на экран. Кто прочитает?

Барбарис – колючий кустарник с красными и кислыми ягодами.

А также сами ягоды.

- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О мальчике Борисе)

Хорошо, молоцы!

А как вы думаете барбарис едят? (да)

Правильно, даже конфеты такие есть, они так и называются «барбарисы»

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, с каким произведением вы познакомились?

С рассказом В.Ю. Драгунского «Что любит мишка»

Так что же любил мишка?

(все съедобное)

А сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы  не ел»

 Какие главные цели мы поставим на урок?

( 1)познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы  не ел».)

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 29

.  Назовите еще раз автора сказки? (Виктор Владимирович Голявкин)

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения его  вы уже читали?

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Слово об авторе

-  Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов.

  Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

      Умер Виктор  Владимирович Голявкин  в Петербурге 27 июля 2001 года.

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Внимательно слушают рассказ учителя

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог, слово учителя

Практич.: слушание и чтение текста, анализ рассказа, составление плана рассказа

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение

Нагл.: презентация

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выборочное чтение по ролям

Словес.: ответы на вопросы, составление плана

Слов.: ответы на вопросы,

Практич.: чтение

Слов.: ответы на вопросы, учебный диалог

Словес.: учебный диалог

Практич.: составление плана рассказа

8:12-9:15

8:15-8:16

8:16-8:20

8:20-9:22

8:22-8:24

8:24-8:26

8.26-8.42

 Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?»

(мальчик)

Итак, а теперь мы будем читать рассказ и делить его на части. То есть составим план к этому рассказу.

Читаем первую часть.

(заканчивается на слове «я уж как-нибудь сам»)

Как назовем эту часть?

  1. Весна. Солнышко.

О чем говорится в этой части?

Какие положительные черты характера мальчика отметим в этой части?

(мечтательный, наблюдательный, любит петь, любит ходить, честный)

Какие отрицательные черты отметим?

(ленивый, прогуливает школу, любопытный)

Найдите подтверждение в тексте.

Дальше, читаем вторую часть.

(я опоздал немножко…)

Как назовем эту часть?

  1. Мне нечего делать.

О чем говорится в этой части?

Положительные черты?

(внимательный)

Отрицательные черты?

(любопытный, невежа)

Подтверждение в тексте.

Что такое патент?

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Читаем третью часть.

(слезай, слезай!)

Как назовем эту часть?

  1. «Чем бы заняться?»

О чем говорится в этой части?

Положительные черты?

(рассудительный)

Отрицательные черты?

(невежа, бездельник)

Подтверждение из теста прочитайте.

Читаем четвертую часть.

(неудобно как-то)

как назовем эту часть?

  1. Сел на трамвай.

О чем говорится?

Положительные черты характера мальчика?

(наблюдательный, осознает, что не красиво себя вел)

Отрицательные черты?

(невежа)

Читаем подтверждение из текста.

Скажите, что означает фраза «будто горчицей объелся»?

Пятая часть.

(д конца)

Как назовем?

  1. Я еще больше стал улыбаться.

О чем здесь рассказывается?

Положительные черты?

(рассудительный)

Отрицательные черты?

Физ. минутка

Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

У нас получился план рассказа:

  1. Весна. Солнышко.
  2. Мне нечего делать.
  3. «Чем бы заняться?»
  4. Сел на трамвай.
  5. Я еще больше стал улыбаться.

(На доске формируется запись -  главные черты характера героя, его душевные качества.)

Чего же больше у мальчика, положительных или отрицательных качеств?

К какому же окончательному выводу мы должны прийти в  результате нашего разговора.

Что можно сказать про мальчика?

Слушают учителя

Участвуют в ролевой игре

Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.

Слушают учителя

Составляют план рассказа, выделяют отрицательные и положительные качества главного героя, читают

 выполняют словарную работу

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

Выполняют физические упражнения

Слушают внимательно одноклассников

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Внимательно слушают задание учителя.

Отвечают на вопросы учителя, поиск необходимой информации из текста

Отвечают на вопросы, выявление положительных и отрицательных качеств главного героя

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

8:42-8:45

- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

- Чему учит рассказ?

- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

 - Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ второй части рассказа.

- А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.

- Вспомните, какие мы ставили цели?

- Всех ли целей мы достигли?

- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.

Оценку за сегодняшнюю работу получили…

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...