Технологическая карта по литературному чтению. Этапы работы над произведением. Н. Носов "Огурцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Черкасова Ольга Валентиновна

В данном фрагменте урока рассматриваются этапы работы над произведением Н.Носова "Огурцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx56.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению.

(Этапы работы над произведением)

Тема: Н.Носов "Огурцы"

Цель: формировать систему нравственно-этических ценностей на примере рассказа Н.Носова "Огурцы"

Задачи: - познакомить учащихся с рассказом Носова «Огурцы»;

               - формировать умение анализировать текст;

               - развивать умение давать характеристику героев произведения;

               - совершенствовать навыки выразительного чтения;

               - развивать коммуникативные качества, высказывать оценочные суждения;

Личностные ууд:

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Познавательные ууд:

-определять главную мысль произведения,

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение;

 -подбирать пословицу, смысл которой соответствует содержанию произведения,  

Регулятивные ууд:

-работать с текстом рассказа, используя алгоритм;

Коммуникативные ууд:

-формулировать мнение в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- выражать главную мысль произведения и обосновывать своё мнение.

Предметные ууд:

-выразительно читать текст по ролям;

-работать с содержанием текста;

-составлять и писать план пересказа;

-пересказывать текст от лица главного героя

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Работа с текстом до чтения

Цель:  подготовить учащихся к работе над новым произведением

- Как называется раздел над которым вы работаете?

- О чём произведения в этом разделе?

- Перед вами выставка книг писателя, над произведением которого вы будете сегодня работать. Кто этот писатель?

- Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Какие произведения уже читали?

- Название произведения с которым будем сегодня знакомиться вы узнаете из стихотворения:

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый ...

- Итак, рассказ называется "Огурцы".

- Давайте предположим о чём этот рассказ.

- Для того чтобы проверить ваши предположения нам нужно...

- Жизнь дана на добрые дела.

- О поступках людей.

- Это Николай Носов.

Ответы учащихся

- Огурец

Учащиеся высказывают предположения

- прочитать рассказ

 II.Работа с текстом во время чтения

Цель: познакомить с новым произведением раздела, проанализировать содержание произведения, составить характеристики героев рассказа.

III. Работа с текстом после чтения 
Цель
: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, характеров героев )

1.Первичное восприятие.

- Послушайте рассказ. (Фонограмма).

- Какие предположения подтвердились?

2.Словарная работа

а) Читай целыми словами.

 место – поместил - поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

 о- гля- ды- вать- ся – оглядываться

 о-ста-но-вил-ся- остановился

 в) Читай внимательно.

 Соврал- сорвал

 Совать - соврать

 Нарвали- наврали

 Выпрошу - выброшу.

3. Чтение по частям и анализ рассказа Н. Носова.

- Начинаем читать первую часть до слов «Котька начал вынимать огурцы из карманов». Подумайте, как озаглавить эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Куда и зачем пошли Павлик и Котька?

- Почему они забрались в колхозный огород ?

- Как поступил Павлик?

- Почему?

- Правильно ли поступил Павлик? Обоснуйте свой ответ.

- Как объяснил появление огурцов Котька?

- Как озаглавите первую часть?

- Предположите, что сделает мама?

-Переходим ко второй части рассказа. Читаем до слов"Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице" Проверяем предположения и озаглавливаем эту часть.

Вопросы для обсуждения:

- Как приняла Котьку мама?

- Что ответил Котька на вопрос: Значит, украл?

- Прав ли Котька? Ответ обоснуйте.

- Что мы узнали о двух друзьях?

-    Какой Павлик?

- Каким вы представляете Котьку?

- Какая у Котьки мама?

-В чём проявляется её  строгость? Справедливость?                      Доброта? Настойчивость?

- В чём проявляется её любовь к сыну?

- Какое название будет у этой части?

Чтение третьей части до слов "Котька побежал домой"

-Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать)

-Какие чувства испытывал Котька?

-Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

-Каким изобразил его автор?

  -Каким был   дедушка – сторож?

-В чём вы почувствовали его строгость? Прочитайте.

-В чём  проявилась доброта дедушки?

- Запишите название третьей части.

Чтение четвёртой части.

Вопросы для обсуждения:

- Что решил дедушка с огурцом, который Котька съел?

- В каком настроении возвращался Котька домой? Подтвердите словами из текста.

- Озаглавьте последнюю часть рассказа.

- Что у нас получилось записать?

- Какие характеристики героев получились?

C:\Users\Алексей\Desktop\схема.png

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Прочитайте пословицы. Какая из них выражает главную мысль этого рассказа?

Стыдно сказать, а грех утаить.

Есть совесть, есть и стыд,

а стыда нет, и совести нет.

Правда дороже золота.

        

- Как вы думаете, почему автор назвал рассказ "Огурцы"?

- Почему Котька попал в такую историю?

Написание эссе

Представьте себе, что история, произошедшая с Котькой, произошла с вами. От своего лица напишите, как бы вы поступили.

I вариант – на месте Котьки

II вариант – на месте мамы

III вариант – на месте сторожа

Если бы я был (ла) Котькой, то …

Если бы я был (ла) мамой Котьки, то …

Если бы я был (ла) сторожем, то …

- Чему научил вас этот рассказ?

Учащиеся следят по тексту в учебнике.

Ответы учащихся.

Каждый учащийся выполняет задания.

Чтение учащимися по цепочке.

- На речку ловить рыбу.

- Рыба не клевала, они шли мимо и забрались в огород

- Он отдал свои огурцы Котьке.

- Чтобы дома не попало.

Рассуждения детей

Ответы учащихся.

Запись заглавия первой части в тетради.

Рассуждения учащихся.

Отвечают на вопросы

-Хитрый, неискренний...

-Глупый, доверчивый...

Ответы учащихся

Запись названия в тетради

Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх...

Честным, трудолюбивым...

А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен.

Мудрый- не кричал,  не наказал

Запись названия.

Высказывания детей.

Выборочное чтение.

Запись заголовка.

План текста.

Ответы учащихся.

Рассуждения учащихся.

Ответы учащихся.

Написание и прочтение эссе.

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" - 4 класс. "М. Зощенко. Елка. Работа с текстом и анализ произведения. Проверочная работа по теме «Страна детства" (УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф , Горецкий В.Г)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений. систематизация знаний о произв...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"...