Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Повествовательное произведение в стихах Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель урока: формирование гуманного отношения к животным через произведение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи урока: 1. Познакомить детей с произведением «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного, характер главных героев.
3. Отрабатывать навык выразительного чтения.
4. Пополнять активный и пассивный словарный запас.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читать стихотворение выразительно;
- Определять настроение стихотворения с помощью ключевых слов;
- Находить средств художественной выразительности.
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
- Находить необходимую информацию в читаемых текстах.
- Участвовать в работе группы.
Технологии, используемые на уроке: гуманно-личностная, технология сотрудничества, ИКТ.
Личностные:
- Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
- Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.
Межпредметные связи: Русский язык, тема «Лексика», «Текст».
Тип урока: постановка учебной задачи.
Вид урока: урок с применением ИКТ.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
Ресурсы урока:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебники: 3 класс в 2 частях.
2. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года – апрель».
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм «Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы»
4. Выставка книг, толковый словарь.
Ход урока:
Этапы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Форма работы | ||
I.Актуализация необходимых знаний. |
Прочитаем стихотворение Е.Евтушенко вместе, медленно. Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Прочитайте выразительно. - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку. -Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Попробуем сформулировать тему урока. - Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока. - Сегодня мы познакомимся с произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». - | - Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. О любви к природе и животным, о человеческих чувствах. - Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения. (Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним.) | Чтение стихотворения про себя. Выразительное чтение. | ||
II. Мотивация познавательной деятельности. | - Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает. - Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением. - В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения. В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы». | Рассматривают книгу Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении. - Алгоритм работы над новым произведением:
| Работа с книгой. | ||
III. Организация познавательной деятельности. | - Ребята, какая задача у нас стоит первая? 1. Чтение произведения учителем. -Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило. 2. Словарная работа. -Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника? Попробуем определить значения следующих слов: Багор – (шест с металлическим крюком и острием). Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м). Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам). Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна). Силки – (петли для ловли птиц). - Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините стрелками правильное значение слов. тягота тяжесть, груз потеха забава, веселье лопочут ушами шевелят ушами, выражая беспокойство гуторить разговаривать
Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу. - Определите тип текста. - Что лежит в основе текста-повествования? - В чем отличие стихотворение Н.А.Некрасова от других повествовательных текстов. - Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями? - Когда происходило действие? - Почему зайцы попали в трудную ситуацию? - Что такое половодье? -Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине. (СЛАЙД) - На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части. - Попробуем разобрать каждую часть произведения. 1часть – осуждение. - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - Как он относился к животным? Зачитайте. - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? - Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит? - Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре. Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к этой картинке. Перечитайте первую часть. - Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении? - Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки. - Найдите картинки, которые можно отнести ко второй части. Расположите их в правильном порядке по содержанию. Найдите строки, которые относятся к каждой картинке. - Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами? - С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»? - На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства? - Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? - к -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? -Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? - Какая картинка будет заключительной к нашему произведению? Зачитайте строки. - Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?
- Что отличает Мазая от односельчан? - Что Вы можете сказать о характере Мазая? 4. Работа в группах. -Сейчас мы с Вами поработаем в группах. 1 группа: Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю. Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый. - 2 группа: Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково. Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дурру, находку, плуты косые.
- Какую задачу мы с Вами выполнили? - Какую задачу нам предстоит решить? - Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как? - Эту задачу Вы выполните дома, передав интонацией все чувства Мазая. В этом произведении много трудных слов. Я Вам предлагаю их прочитать по слогам. 6. Отработка навыка чтения трудных слов. бо-ло-тис-том низ-мен-ном сил-ка-ми по-ло-водь-е под-би-ра-лась ско-ман-до-вал слу-шай-тесь скрес-тив-ши сбе-си-лись | Чтение произведения. Работают со словарём. - Гинуть, сажень, зипун. Работают в парах с раздаточным материалом. - Мы прочитали текст-повествование. В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои. - У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме. - Весной. Деление текста на части.
Выборочное чтение. - Осуждение, жалость. Работают со словарём. - 2 часть. Выборочное чтение. Работа с интерактивной доской. (Слайд) - Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода. - Жалость, любовь и желание помочь. - Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды. - Характер. - Характер Мазая отражается в поступках и в словах. Работают в группах. - Проанализировали текст. - Прочитать выразительно текст. - Громко, целыми словами, передавая интонацию. | Чтение произведения. Работа со словарём. Работа в парах. Работа со словарём. Работа с интерактивной доской. Выборочное чтение. Выборочное чтение. Выборочное чтение. Работа с интерактивной доской. Работа в группах. Работа с интерактивной доской. | ||
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. | - Какая цель стояла перед нами? - Достигли ли мы её? - Какие чувства переполняли Вас на уроке? - Как бы Вы поступили на месте Мазая? - Случалось ли Вам спасать животных? Чему Вас научил рассказ Мазая? Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал……. Я почувствовал…… Мне захотелось, чтобы…… - Прошу встать тех, кому на уроке было интересно. Учебник с. 170-172 – выразительное чтение. Задание на выбор: | Вывод: Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить. | |||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок
Конспенкт урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского; «Если был бы я девчонкой» «...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи И.Токмаковой» - 2 класс
Тема урока: «Стихи И.Токмаковой» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений И. Т...