Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс)
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на уроке активных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Фарафонова Елена Ивановна
Класс: 2
УМК: учебно-методический комплект «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Тема: «Затейники» Н.Н. Носов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел 8 «Писатели - детям», урок 14.
Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники».
Урок построен с использованием на уроке активных методов обучения.
Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс, книги Н.Носова, слайдовая презентация, конверты с заданиями для групп.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения. Формирование читательских умений по работе с текстом, активизация «вдумчивого» чтения», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первичных литературоведческих знаний. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей. | постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в текстовом материале, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос; воспитание критического мышления; | формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции; развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. | готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности. | воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач. |
Ход урока
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | 1. Организационный этап. Приветствие. «Комплименты» (2 минуты). | Общая готовность детей к уроку, концентрация внимания детей. | Фронтальная форма работы | Здравствуйте – ты скажешь человеку. Здравствуй! Улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее ( слайд 1) | Ребята по предложению учителя улыбаются друг другу и делают комплименты. | Улучшение настроения детей, позитивный настрой на работу. | Коммуникативные УУД воспитание доброжелательного отношения друг к другу |
2 | Речевая разминка | Фронтальная форма работы | Прочитайте самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз по строчкам. Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл?! Прямо по морю пошёл! Групповая работа -Прочитайте 1-ю строчку с удивлением; (весь класс) -Прочитайте 2-ю строчку с восхищением; (1 группа) -Прочитайте 3-ю строчку вопросительно – насмешливо; (2 группа) -Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением; (3 группа) (слайд 2) | Читают с заданной интонацией. | |||
3 | Постановка цели и задач урока. Вхождение в тему урока. (5 минут). «Иллюстрации» | Работа с названием произведения, автором, иллюстрациями. | Беседа, обсуждение. | -Поднимите руку, кто любит играть? -А в какие игры вы чаще всего играете? -Отгадайте загадку: Он не знает ничего. Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки: Как зовут его? (Незнайка) Инсценировка: -Ребята, а вы догадались, кто это? -А знаете ли вы автора, кто придумал этого литературного героя? -Подумайте и скажите, с жизнью и творчеством, какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке? -Сформулируйте тему урока. (слайд 3) Портрет Н.Н.Носов (1908-1976). И еще вы будете учиться работать в группах. | Поднимают руки, кто любит играть. - Ответы детей. -отгадывают загадку. Выбегает ученик в костюме Незнайки с детским рулем – сигналит, создаёт шум -Вы кто? -Не знаю! -А вы знаете, что здесь ездить нельзя? -Не знаю! -А вы знаете, что загрязняете здесь воздух своим автомобилем? -Не знаю! -А вы знаете, что здесь идёт урок, и шуметь нельзя? -Не знаю! -А что вы вообще знаете? -Не знаю? -Это же Незнайка -Дети отвечают: Н.Носов Формулируют тему урока. -Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.Носова | Заинтересованность в решении учебой проблемы, взаимодействие с другими детьми, умение слушать чужую речь, соглашаться или возражать с высказываниями других. | Регулятивные УУД постановка учебной задачи Познавательные УУД формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач. |
4 | 3. Актуализация знаний. Определение ожиданий и опасений (7 минут). «Дерево ожиданий» | Фронтальная форма работы | - Ребята, на доске нарисованы два дерева. Но на них нет листьев. У меня на столе лежат листья зеленого и желтого цвета. Я предлагаю каждому из вас подойти к столу и взять листок определенного цвета и прикрепить его на первое дерево. Если вы уверены в том, что урок пройдет интересно и легко для вас, возьмите листок зеленого цвета, если у вас возникли проблемы, вы в чем-то не уверены, возьмите лист желтого цвета. - В конце урока мы «вырастим» другое дерево и сравним оба дерева по цвету. Если наше дерево позеленело, значит, урок удался, и наши опасения оказались напрасными. - А теперь посмотрите на портрет автора, как вы думаете, каким он был человеком? Отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям». -Подробнее о Н.Носове вам расскажет… -Кто из вас читал произведения Н.Носова? Какие? -Вспомните, кто главные герои его произведений? -Вы узнаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем читать сегодня на уроке, если из слогов составите слово (слайд 4) -Какое слово получили? -Ребята, а кого называют затейниками? -Подберите синонимы к слову затейники. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, остряк) -Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где? -И так, затейник – это организатор веселья (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки) (слайд 5) -Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы попробуем поиграть в рифмы (слайд 6) РА- РА- РА- вышла славная . КИ- КИ- КИ – мы с тобой . АХ – АХ – АХ – победили мы свой . РОК – РОК – РОК – продолжается . Пора переходить к следующему заданию -Первичное восприятие текста. -Откройте учебник на стр. 51. Рассмотрите иллюстрацию. -Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? -Почему вы так считаете? -Просмотр фильма (слайд 7) | На доске нарисованы два дерева. Детям предлагается подойти к столу и взять листочки желтого или зеленого цвета. Зеленый цвет означает - чего они ожидают от урока, желтый цвет - чего опасаются. В конце урока они прикрепят на другое «дерево» листья. Если на дереве больше зеленых листьев, урок удался, если «дерево» пожелтело, есть проблемы. Ответы детей -Рассказывает заранее подготовленный ученик Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908года. Его отец был актером эстрады, мать – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело. Прежде чем стать писателем Н.Н.Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Это было ещё до Великой Отечественной войны, в 1938 году и напечатан он был в журнале «Мурзилка».Н.Н.Носов написал много рассказов и повестей. -Дети показывают книги -Ребята, школьники, маленькие дети -Составление слова из разрезных карточек в группах -Затейники -Ответы детей -Подбирают синонимы -Ответы детей -Играют в рифмы | Возможность каждого ребенка оценить свои учебные возможности, не боясь отрицательного суждения со стороны учителя или одноклассников. | Личностные УУД формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения поставленных задач Познавательные УУД овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. | |
5 | 4. Первичное усвоение знаний. (12 минут). «Творческая мастерская» | Первичное восприятие текста | Групповая форма работы | -Какое настроение у вас после просмотра? -Кто герои рассказа? Назовите их имена -В какую игру дети играли?. Скажите, совпали ли ваши предположения о содержании произведения. В чем совпали? В чем ошиблись? А сейчас мы разделимся на группы, каждой группе нужно создать устный диафильм, продумать, сколько кадров будет в фильме, что вы изобразите на каждом кадре. А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрацию к обложке этого рассказа, чтобы новым читателям захотелось непременно прочитать это произведение | Ученики обсуждают в группах, сколько будет кадров в диафильме, придумывают название к нему, что они изобразят на каждом кадре. Затем в группах выбирается главный художник, который руководит творческим процессом оформления обложки книги. Представители от групп представляют свой «фильм» и обложку книги «Затейники». | В небольших группах ученикам легче высказать свою точку зрения, происходит творческий процесс создания «фильма». | Регулятивные УУД умение ориентироваться в текстовом материале, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос; Коммуникативные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности. |
6 | 5. Первичная проверка понимания. Проработка содержания темы (8 минут). «Станьте любознательными» | Мотивация перечитывания и восприятия текста. Творческая работа. | Групповая форма работы | Анализ произведения (понимание фактического содержания) Работа с текстом в группах. Каждая группа получает задание -1 группа – Как дети организовали игру. Какой дом у них получился? - 2 группа – Почему игра прервалась? -3 группа – Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату? -Что вы можете сказать о ребятах? -Составление плана рассказа ( по группам) -Ребята, вам нужно восстановить последовательность текста. Каждой группе выдаются конверты с заданием: Может быть, это серый волк. 3 часть. Дети читали сказку «Три поросёнка». 1 часть. Так и не стали играть в «Три поросёнка». 4 часть. Постройка дома. 2 часть. -Проверка задания. -Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков) -За что их можно поругать? -Что бы сказала мама? -Что скажете вы? -Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему? -К какому жанру относится данное произведение? (рассказ) -О ком этот рассказ? (о детях) -Что, ещё вы можете сказать об этом рассказе? | Каждая группа выполняет свои задания. После окончания выполнения заданий группа представляет свои наработки. -Находят отрывок в тексте и читают по цепочке -Находят отрывок в тексте и читают по ролям -Находят отрывок в тексте и читают по ролям -Ответы детей (они фантазёры, выдумщики) -Составляют план - Каждая группа называет по части, если позволяет время пересказывают -Ответы детей | В результате выполнения каждой группой заданий различного характера, ученики представят свое творчество, тем самым боле глубоко и детально воспримут содержание рассказа. | Познавательные УУД развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других |
7 | Эмоциональная разрядка (7 минут). «Солнце и туча», «Морские волны» | Управление своими эмоциями. | Групповая форма работы | - А сейчас мы немного отдохнем и сделаем две физминутки. Они называются «Солнце и туча» и «Шторм». Если я называю слово "туча", вы сжимаетесь в комок, задерживаете дыхание; если "солнце" - расслабляетесь, выдыхаете воздух. А теперь выполним зарядку «Шторм». Я буду давать вам три команды: штиль, волна, шторм. Если «штиль» - на море тихо, все замираете, «волна» - по рядам по очереди встаете, если «шторм» - выполняете команду быстро. | В течение урока дети выполняют дважды физминутки. 1. «Солнце и туча». Если учитель называет слово "туча", дети сжимаются в комок, задерживают дыхание; если "солнце" - расслабляются, выдыхают воздух. 2. «Шторм» - детям даются три команды: штиль, волна, шторм. В соответствии с командами они 1. замирают, 2. по очереди встают, 3. выполняют команду в быстром темпе. | При изучении такого напряженного произведения детям необходима физическая и эмоциональная разрядка, которая позволит снять физическую и психологическую усталость. | Личностные УУД активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях; |
8 | Рефлексия (4 минуты). «Мудрый совет» | Воспитание нравственных качеств человека. | Групповая и индивидуальная форма работы | - Наш урок подходит к концу. Я думаю, вы многое почерпнули и сделали вывод из этого урока. Представьте, что к нам в класс вошли те самые Петя и Валя, какой совет вы бы им дали. Детям предлагается высказаться, какой совет они дали бы главным героям рассказа Пете и Вале. -Мне очень понравились ваши высказывания. - Наш урок закончен. У вас лежат листья дерева. Давайте посмотрим, каким стало наше дерево: зеленым или пожелтело. | Дети высказывают, какой совет они дали бы главным героям рассказа Пете и Вале. | Личностные УУД умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать другим людям, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда, как регулятора морального поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Мир дружбы в произведениях В.Д.Берестова". Учитель: Пирогова Любовь Анатольевна
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК).Цели:- Сформировать представление о детской дружбе,её особенностях и отличии от взрослой.- Ввести новое средство художественной...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».
Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...