Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс)

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на уроке активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Фарафонова Елена Ивановна

Класс: 2

      УМК: учебно-методический комплект «Школа России»  

Предмет: литературное чтение

Тема: «Затейники» Н.Н. Носов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел 8  «Писатели - детям», урок 14.

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники».

Урок построен с использованием на уроке активных методов обучения.

Оборудование:  учебник литературного чтения 2 класс, книги Н.Носова, слайдовая презентация, конверты с заданиями для групп.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

   Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

   Формирование читательских умений по работе с текстом, активизация «вдумчивого» чтения», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения

   Проведение литературоведческой пропедевтики  и формирование первичных литературоведческих знаний.

   Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

постановка и сохранение учебной задачи;

умение ориентироваться в текстовом материале, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос;

воспитание критического мышления;

формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции;

развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Ход урока

     Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

1. Организационный этап.

 Приветствие.

«Комплименты» (2 минуты).

Общая готовность детей к уроку, концентрация внимания детей.

Фронтальная форма работы

Здравствуйте – ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее    ( слайд 1)

 Ребята по предложению учителя улыбаются друг другу и делают комплименты.

Улучшение настроения детей, позитивный настрой на работу.

Коммуникативные УУД

воспитание доброжелательного отношения друг к другу

2

Речевая разминка

Фронтальная форма работы

Прочитайте самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз по строчкам.

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл?!

Прямо по морю пошёл!

Групповая работа

-Прочитайте 1-ю строчку с удивлением; (весь класс)

-Прочитайте 2-ю строчку с восхищением; (1 группа)

-Прочитайте 3-ю строчку вопросительно – насмешливо; (2 группа)

-Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением; (3 группа) (слайд 2)

Читают с заданной интонацией.

3

Постановка цели и задач урока.

Вхождение в тему урока.  (5 минут).

«Иллюстрации»

Работа с названием произведения, автором, иллюстрациями.

Беседа, обсуждение.

-Поднимите руку, кто любит играть?

-А в какие игры вы чаще всего играете?

-Отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки:

Как зовут его?  (Незнайка)

Инсценировка:

-Ребята, а вы догадались, кто это?

-А знаете ли вы автора, кто придумал этого литературного героя?

-Подумайте и скажите, с жизнью и творчеством,  какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

(слайд 3) Портрет Н.Н.Носов (1908-1976). И еще вы будете учиться работать в группах.

Поднимают руки, кто любит играть.

- Ответы детей.

-отгадывают загадку.

Выбегает ученик в костюме Незнайки с детским рулем – сигналит, создаёт шум

-Вы кто?

-Не знаю!

-А вы знаете, что здесь ездить нельзя?

-Не знаю!

-А вы знаете, что загрязняете здесь воздух своим автомобилем?

-Не знаю!

-А вы знаете, что здесь идёт урок, и шуметь нельзя?

-Не знаю!

-А что вы вообще знаете?

-Не знаю?

-Это же Незнайка

-Дети отвечают: Н.Носов

Формулируют тему урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.Носова

Заинтересованность в решении учебой проблемы, взаимодействие с другими детьми, умение слушать чужую речь, соглашаться или возражать с высказываниями других.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи

Познавательные УУД

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

4

3. Актуализация знаний.

Определение ожиданий и опасений (7 минут).

«Дерево ожиданий»

Фронтальная форма работы

- Ребята, на доске нарисованы два дерева. Но на них нет листьев. У меня на столе лежат листья зеленого и желтого цвета. Я предлагаю каждому из вас подойти к столу и взять листок определенного цвета и прикрепить его на первое дерево. Если вы уверены в том, что урок пройдет интересно и легко для вас, возьмите листок зеленого цвета, если у вас возникли проблемы, вы в чем-то не уверены, возьмите лист желтого цвета.

- В конце урока мы «вырастим» другое дерево и сравним оба дерева по цвету. Если наше дерево позеленело, значит, урок удался, и наши опасения оказались напрасными.

- А теперь посмотрите на портрет автора, как вы думаете, каким он был человеком?

Отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям».

-Подробнее о Н.Носове вам расскажет…

-Кто из вас читал произведения Н.Носова? Какие?

-Вспомните, кто главные герои его произведений?

-Вы узнаете, какое произведение Н.Н.Носова мы будем читать сегодня на уроке, если из слогов составите слово (слайд 4)

-Какое слово получили?

-Ребята, а кого называют затейниками?

-Подберите синонимы к слову затейники. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, остряк)

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

-И так, затейник – это организатор веселья  (фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки) (слайд 5)

-Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы попробуем поиграть в рифмы (слайд 6)

РА- РА- РА- вышла славная                 .

КИ- КИ- КИ – мы с тобой                 .

АХ – АХ – АХ – победили мы свой     .

РОК – РОК – РОК – продолжается      .

Пора переходить к следующему заданию

-Первичное восприятие текста.

-Откройте учебник на стр. 51. Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

-Почему вы так считаете?

-Просмотр фильма (слайд 7)

На доске нарисованы два дерева. Детям предлагается подойти к столу и взять листочки желтого или зеленого цвета. Зеленый цвет означает - чего они ожидают от урока, желтый цвет - чего опасаются. В конце урока они прикрепят на другое «дерево» листья. Если на дереве больше зеленых листьев, урок удался, если «дерево» пожелтело, есть проблемы.

Ответы детей

-Рассказывает заранее подготовленный ученик

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908года. Его отец был актером эстрады, мать – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Н.Н.Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Это было ещё до Великой Отечественной войны, в 1938 году и напечатан он был в журнале «Мурзилка».Н.Н.Носов написал много рассказов и повестей.

-Дети показывают книги

-Ребята, школьники, маленькие дети

-Составление слова из разрезных карточек в группах

-Затейники

-Ответы детей

-Подбирают синонимы

-Ответы детей

-Играют в рифмы

Возможность каждого ребенка оценить свои учебные возможности, не боясь отрицательного суждения со стороны учителя или одноклассников.

Личностные УУД

формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения поставленных задач

Познавательные УУД овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5

4.  Первичное усвоение знаний.

 (12 минут).

«Творческая мастерская»

 Первичное восприятие текста

Групповая форма работы

 -Какое настроение у вас после просмотра?

-Кто герои рассказа? Назовите их имена

-В какую игру дети играли?. Скажите, совпали ли ваши предположения о содержании произведения.

В чем совпали? В чем ошиблись?

А сейчас мы разделимся на группы, каждой группе нужно создать устный диафильм, продумать, сколько кадров будет в фильме, что вы изобразите на каждом кадре.

А теперь я предлагаю нарисовать иллюстрацию к обложке этого рассказа, чтобы новым читателям захотелось непременно прочитать это произведение

Ученики обсуждают в группах,   сколько будет кадров в диафильме, придумывают название к нему, что они изобразят на каждом кадре. Затем в группах выбирается главный художник, который руководит творческим процессом оформления обложки книги.

Представители от групп представляют свой «фильм» и обложку книги «Затейники».

В небольших группах ученикам легче высказать свою точку зрения, происходит творческий процесс создания «фильма».

Регулятивные УУД

умение ориентироваться в текстовом материале, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос;

Коммуникативные УУД

готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

6

5.  Первичная проверка понимания.

Проработка содержания темы (8 минут).

«Станьте любознательными»

Мотивация перечитывания и восприятия текста. Творческая работа.

Групповая форма работы

Анализ произведения (понимание фактического содержания)

Работа с текстом в группах. Каждая группа получает задание

-1 группа – Как дети организовали игру. Какой дом у них получился?

- 2 группа – Почему игра прервалась?

-3 группа – Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

-Что вы можете сказать о ребятах?

-Составление плана рассказа ( по группам)

-Ребята, вам нужно восстановить последовательность текста.

Каждой группе выдаются конверты с заданием:

Может быть, это серый волк. 3 часть.

Дети читали сказку «Три поросёнка». 1 часть.

Так и не стали играть в «Три поросёнка». 4 часть.

Постройка дома. 2 часть.

-Проверка задания.

-Анализ произведения (понимание главной мысли, чувств героев, оценка поступков)

-За что их можно поругать?

-Что бы сказала мама?

-Что скажете вы?

-Как вы думаете, можно ли считать это произведение поучительным? Почему?

-К какому жанру относится данное произведение?  (рассказ)

-О ком этот рассказ? (о детях)

-Что, ещё вы можете сказать об этом рассказе?

Каждая группа выполняет свои задания. После окончания выполнения заданий группа представляет свои наработки.

-Находят отрывок в тексте и читают по цепочке

-Находят отрывок в тексте и читают по ролям

-Находят отрывок в тексте и читают по ролям

-Ответы детей (они фантазёры, выдумщики)

-Составляют план

-

Каждая группа называет по части, если позволяет время пересказывают

-Ответы детей

В результате выполнения каждой группой заданий различного характера, ученики представят свое творчество, тем самым боле глубоко и детально воспримут содержание рассказа.

Познавательные УУД

развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других

7

 Эмоциональная разрядка

(7 минут).

«Солнце и туча», «Морские волны»

Управление своими эмоциями.

Групповая форма работы

- А сейчас мы немного отдохнем и сделаем две физминутки. Они называются «Солнце и туча» и «Шторм».

 Если я называю слово "туча", вы  сжимаетесь  в комок, задерживаете дыхание; если "солнце" - расслабляетесь, выдыхаете воздух.

А теперь выполним зарядку  «Шторм». Я буду давать вам три  команды: штиль, волна, шторм.

Если «штиль» - на море тихо, все замираете, «волна» - по рядам по очереди встаете, если «шторм» - выполняете команду быстро.

В течение урока дети выполняют дважды физминутки.

1. «Солнце и туча».  Если учитель называет слово "туча", дети сжимаются в комок, задерживают дыхание; если "солнце" - расслабляются, выдыхают воздух.

2. «Шторм» - детям даются три команды: штиль, волна, шторм. В соответствии с командами они 1. замирают, 2. по очереди встают, 3. выполняют команду в быстром темпе.

При изучении такого напряженного произведения детям необходима физическая и эмоциональная разрядка, которая позволит снять физическую и психологическую усталость.

Личностные УУД

активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

8

Рефлексия (4 минуты).

«Мудрый совет»

Воспитание нравственных качеств человека.

Групповая и индивидуальная форма работы

- Наш урок подходит к концу. Я думаю, вы многое почерпнули и сделали вывод из этого урока. Представьте, что к нам в класс вошли те самые Петя и Валя, какой совет вы  бы им дали. Детям предлагается высказаться, какой совет они дали бы главным героям рассказа Пете и Вале.  

-Мне очень понравились ваши высказывания.

- Наш урок закончен. У вас лежат листья дерева. Давайте посмотрим, каким стало наше дерево: зеленым или пожелтело.

Дети высказывают, какой совет они дали бы главным героям рассказа Пете и Вале.  

Личностные УУД

умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать другим людям, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда, как регулятора морального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Мир дружбы в произведениях В.Д.Берестова". Учитель: Пирогова Любовь Анатольевна

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК).Цели:- Сформировать представление о детской дружбе,её особенностях и отличии от взрослой.- Ввести новое средство художественной...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...