Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.

Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;

Планируемые результаты:

• Предметные: учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; развивать память, речь, мышление.

• Личностные: формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_6.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.

Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;

Планируемые результаты:

• Предметные: учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; развивать память, речь, мышление.

• Личностные: формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

2

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Проверьте своё рабочее место, на столах должны лежать учебник, дневник и пенал.

Приветствовать.

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

Мотивационный

Слов.: Слово учит.

Прак.: чтение стихотворения.

Решение частных задач

Практ: работа с учебником.

Слов.: ответы на вопросы

Слушать учителя

Физминутка

Прак.: выполнять упражнения.

Слов.: слово уителя

Решение частных задач

Итог урока.

Словестный:ответы на вопросы.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Дз

5

15

3

10

Речевая разминка

-Прочитайте стихотворение про себя.

Пусть сказка- вымысел и ложь,

Но здесь прочтете между строк,

Что в жизнь уверенно войдешь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чём,

Поймёшь, проснувшись на рассвете!

- Прочитайте медленно, вслух, вместе со мной, четко проговаривая каждый звук. Три- четыре.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, весело, сердито.

- Как вы поняли строчки этого стихотворения?

- Какой раздел мы изучали?

- Посмотрите выставку книг.

- Определите тему и цели урока?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте название в учебнике на с. 72.

- Как вы понимаете название раздела?

- Как вы думаете произведения каких авторов могут быть в этом разделе?

-Кого мы можем назвать великими русскими писателями?

- Писатель становиться великим не только тогда, когда он много написал. Писатель становится известным и любимым тогда, когда его творчество даёт человеку радость, вдохновение, счастье. Учит нас «что такое хорошо, что такое плохо» А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов принесли славу России, их произведения знают во всём мире.

- Какие имена писателей вам известны из перечисленных?

- Какие произведения этих писателей вы читали?

- На с. 72, прочитайте, с какими понятиями мы будем работать в этом разделе. (олицетворение, метафора, эпитет)

- Чему мы научимся, изучая этот раздел? (Наблюдать за развитием основной мысли, сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями.)

- Прочитайте диалог Ани и Вани.

- Что вы из него узнали?

«Моль»

- Какую книгу вы принесли на урок? Почему именно эту книгу?

- Расскажите о ней и о писателе, который её написал.

- Какой раздел мы начали изучать?

- Какие произведения будем читать?

- Чьи выступления вас больше заинтересовали?

- Какую книгу вы теперь хотели бы прочитать?

Сегодня на уроке я узнал…..

На этом уроке я похвалил бы себя за……

После урока мне захотелось……..

Сегодня я сумел……..

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина.  

Слушать учителя.

 Читать выразительно.

Выполнять требования учителя.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цели урока.

Строить речевые высказывания.

Вспоминать произведения.

Выполнять упражнения. Повторять слова.

Рассказывать о книге и авторе. Объяснять выбор.

Строить речевые высказывания. Записывать дз.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

П: строят рассуждение

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: выполнять самостоятельную  работу.

К: участвуют в учебном диалоге;

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с ребусами.

Словестный: ответы на вопросы.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

Словестный: слово учителя.

Решение частных задач на основе анализа текста  

Словес.: слово учителя

Практический: чтение стихотворения выразительно

Словс.: слово учителя

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словестный: ответы на вопросы

Практический: анализ выраз. чтения  

Словс.: слово учителя

≈ 12

2

10

-А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа)                                                                  - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся).                                                                                                        - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.  

               

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)

          Слово о писателе.

-Валентин Дмитриевич Берестов,  русский поэт. Родился  в семье учителя. Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.

               Первоначальное знакомство с текстом

-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.                  

                                        Первичный анализ                                                  -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях)                                                                              -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны)      - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)        

          Повтор чтения и углубленный анализ                            

–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)

- Чему радуются птицы в последний день зимы?

–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)

–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )

–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)

- Какие чувства вызывают у вас эти строки?                                          - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению.                          -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)

- Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй свое чтение.

- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург.  Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали  и вернули домой.  

 - А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы.                                                                          - Как вы думаете, о чём это произведение?                      - Как вы понимаете слово «чудо»?

(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)

- Какое чудо описывает автор?                          

Работа со стихотворением

- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».

Разгадывать ребусы. Работать в группах.

   

Отвечать на вопрос.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Овечать на вопросы.

Высказывать свое мнение.

Читать выразительно.

 Проводить самоонализ.

Читать в парах.

Слушать учителя.

Смотреть мультфильм, анализировать его.

 Отвечать на вопросы.

 Строить предположения.

Записывать дз.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.

К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.

П: строят рассуждение

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект

Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской с...

Вводный урок литературного чтения в 4 классе по содержанию раздела "Истоки литературного творчества"

Разработка вводного урока в 4 классе по литературному чтению (УМК "Перспектива") по содержанию раздела «Истоки литературного творчества» является конспектом нестандартного урока, урока- конкурса. Урок...

КОНСПЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ, УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект по русскому языкуТема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВЦели деятельности учителя: закрепление правописания изученных орфограмм в суффиксах и окончаниях существительных и прилагатель...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...