Вводный урок литературного чтения в 4 классе по содержанию раздела "Истоки литературного творчества"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Садовникова Ирина Вадимовна

Разработка вводного урока в 4 классе по литературному чтению (УМК "Перспектива") по содержанию раздела «Истоки литературного творчества» является конспектом нестандартного урока, урока- конкурса. Урок включает презентацию, тест,задания командам,разноуровневое домашнее задание.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выберите свой вариант домашнего задания :

1 вариант

Впишите соответствующие слова в определения жанров устного народного творчества.
1) …               -
 песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка

2) …               - специально придуманная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная прибаутка или поговорка.

3) …              - её задача — распределить роли в предстоящей игре.
4) …              -
 особый вид шутливых произведений устной словесности, повествующих о совершенно невозможных в жизни событиях.
5) …              -
 один из жанров фольклора,  преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
6)…               -
 это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
8)  …           - в ней один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство.
2 вариант
Заполни таблицу

Фольклорный жанр

Образец текста

Загадки

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Колыбельные песни

Небылицы

Пословицы

Поговорки

Потешки

Скороговорки

Сказки

3 вариант

 Запишите примеры 7 текстов разных жанров  для игры «Угадай жанр устного народного творчества»



Предварительный просмотр:

     Тест к вводному уроку «Истоки литературного творчества»


 1.Кто является автором произведений устного народного творчества?  

 а) А.С. Пушкин,                  б)  русский народ,

 в) бабушки и дедушки


2. Как передаются произведения устного народного творчества?

а) по почте,                          б)  книгами,

в) из уст в уста


3.Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка; б) статья; в) легенда;

г) небылица.

4.Какое предложение является скороговоркой?

а)        Свой огонёк ясней горит; 

б)        Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

в) Что это за дорога: кто по ней идёт - тот хромает?

5.С чего начинается сказка?

а) с концовки;                    б) с зачина;

 в) с присказки;                  г) с намёка.

6.Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.

 слезы

 булатные

руки

 красная

мечи

 золотые

девица                                                         горькие
7. Найди среди четверостиший считалку:

а) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.

б) Богат Ермошка —
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.


Количество баллов:
Оценка одноклассника:                                       Оценка учителя:



Предварительный просмотр:

                        Методическая разработка урока  
учителя начальных классов Садовниковой Ирины Вадимовны
Дата: 16.09.15
Учебный предмет: литературное  чтение
Класс: 4 «Б»  
Тема: Вводный урок по содержанию раздела
          «Истоки литературного творчества»
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Нетрадиционный урок (соревнование, конкурс)

Тема

Вводный урок по содержанию раздела «Истоки литературного творчества»

Цели урока

-cтимулировать интерес к фольклорным жанрам и желание проводить исследование.

Задачи

Образовательные:
- учить определять жанры устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка,  пословица, сказка;
- познакомить с обычаями русского народа
 ;
- создать условия для формирования у учащихся практических навыков монологической речи и  для систематизации учебной информации;
- помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора, совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений.
Развивающие:
● развивать навыки выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;
● развивать творческие способности,  память, внимание, речь, способность к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности ;
● развивать умение выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, умение  выяснить и обсудить мнение собеседника .

Воспитательные:

● воспитывать интерес к чтению и книге, культуру общения;
● воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе;
● способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
● способствовать воспитанию
чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные умения:
Обучающиеся  получат возможность:  

называть жанры устного народного творчества и представлять их образцы;        

подбирать образец текста, соответствующий жанру устного народного творчества.

Личностные умения.
Обучающиеся получат возможность:

проявлять интерес к фольклорным жанрам ;

проявлять желание проводить исследование.
Метапредметные
Регулятивные УУД:

обучающиеся получат возможность  

учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

проводить взаимопроверку и корректировку при выполнении учебного задания.

Познавательные УУД.
Обучающиеся получат возможность:
●объяснять значение слов «фольклор», «потешка», «поговорка», «небылица», «скороговорка», «пословица», «колыбельная», «загадка», «закличка» и использовать их в активном словаре;

● определять назначение фольклорного жанра и обосновать своё мнение примерами.

Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность:

строить понятные для партнёра высказывания;

 взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.



Формы организации
 работы учащихся на уроке:

- фронтальная,
- групповая,
- индивидуальная

Используемые технологии:

  • Коммуникативные технологии (работа в парах, группах)
  • ИКТ
  • Элементы игровых  технологий
  • Технология дифференцированного обучения

Средства обучения и оборудование:
1.Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий  Литературное чтение.4 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2014г. в 2-х частях.
2.Карточки с текстом .
3.Карточки с текстом разноуровневого домашнего задания.
4.Интерактивная доска.
5.Презентация (программа Microsoft Power Point).
6.Реквизит для инсценирования, костюмы.
7. Выставка книг на тему « Устное народное творчество».
8. Толковый словарь  В.И.Даля.
9. Таблички с названиями жанров устного народного творчества.
10.Иллюстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».
11.Жетоны.















Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 I.Мотивация к учебной деятельности:

- Мы с вами находимся на уроке литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, )
- Сегодня вам будут вручаться жетоны за активное участие в ходе урока.

Фронтальная
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.


Личностные:
- положительно настроиться на урок.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
1. Формулирование цели урока
Слайд №1

-У каждой реки есть начало- исток.
-Тема нашего урока…( Вводный урок по содержанию раздела  «Истоки литературного творчества») Литературное творчество берёт своё начало в устном народном творчестве.
- Какая задача стоит перед нами? (Вспомнить , что такое устное народное творчество и его жанры).
- Сегодня мы будем учиться работать с жанрами устного народного творчества по намеченному плану.

-Но перед этим проверим домашнее задание.

Слайд №
2.Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы побывали в библиотеке. О чём вы узнали?

- Вы должны были подготовить сообщения о старинных и  современных книгах.
Слайд №
3.
- Наверняка, бывая в библиотеке, вы брали народные сказки, былины. Кто создавал эти произведения? (Народ)
- Как люди передавали друг другу сказки?(Из уст в уста.)
- Эти произведения относятся к произведениям устного народного творчества, фольклору.
- Что же такое «фольклор»?

 Слайд №
-
Назовите жанры УНТ.( Жанры располагаются в виде лепестков ромашки вокруг сердцевины)
- Вспомним жанры русского фольклора.
Слайды №
- Верно ли, что жанры устного народного творчества  и фольклор имеют различия? Обоснуйте своё мнение.( Фольклор более широкое понятие. В него входит не только УНТ, но и народные промыслы )




Фронтальная
Ученики и учитель формулируют тему и цель урока








Фронтальная

Индивидуальная



Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Делают выводы.

Регулятивные :

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: --умение строить речевые высказывания.





Личностные:
-
 выражать собственное отношение к высказываниям  одноклассников.
Регулятивные
:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Познавательные: -- умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные

- высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения.

III. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
1. Планирование  работы. Целеполагание.
-Наша цель: научиться различать жанры УНТ.
- Сейчас вы будете работать по группам. Суть задания: определите жанр каждого из произведений, выберите один образец и представьте его, используя план:
1) Назовите фольклорный жанр.
2) Раскройте понятие данного жанра.
3) Укажите тему фольклорного жанра.
4) Определите назначение.
5) Приведите собственный пример. Проинсценируйте жанр, если это возможно.
- Итак, план работы есть.
- Какова же главная задача сегодняшнего урока?
- Что будем учиться делать?
(Учимся различать жанры УНТ и приводить примеры)
2. Речевая разминка (хором)
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.











3. Работа в группах.
Основные требования к инсценированию:
- чёткая речь
- верная передача эмоций, чувств
- правильное положение по отношению к слушателям











4. Подведение итогов работы в группах.



-
 Существуют ли отличия между жанрами УНТ? (Цель разная)
- Что их объединяет? (Являются жанрами УНТ)








Фронтальная



















Групповая
Произносят текст разминки хорошо артикулируя













Групповая
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Фронтальная
Читают текст задания, анализируют порядок выполнения работы.
Через мимику, интонацию и жесты передают своё отношение к героям УНТ.





Регулятивные :

-умение работать по плану , удерживая в памяти учебную задачу .

Познавательные: -- умение строить речевые высказывания;
- умение  формулировать и решать проблемы.

Коммуникативные

- высказывать своё мнение;

- сотрудничать с одноклассниками и учителем.






Регулятивные
:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные

- выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.


Регулятивные
:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью.





















Познавательные
:  -использовать приобретённые ранее знания о жанрах УНТ.

Коммуникативные

- высказывать своё мнение;

- сотрудничать с одноклассниками и учителем.

IV.Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
1.- Cейчас вы выполните тест
«Жанры устного народного творчества»

 2.- Проверим друг  у друга. Результаты теста на доске.
Слайд №20
1 .б
2. в
3. б
4. б
5. в
6. слёзы горькие
    руки золотые
    мечи булатные
    девица красная
7. а
10 баллов-   «5»
8- 9 баллов- «4»
6- 7 баллов- «3»

- Оцените соседа по парте. Каждый правильный ответ- 1 балл.

Индивидуальная
Самостоятельно
выполняют тестовую работу

Регулятивные :
-умение осуществлять самоконтроль при выполнении задания
Предметные :
- умение анализировать  приобретённые  знания о жанрах УНТ..

Личностные: 
- нести  личную ответственность за успех при выполнении учебной задачи;
Познавательные:

- проявлять интерес к жанрам фольклора.
Коммуникативные

- умение излагать  свои мысли  письменно

V. Информация о домашнем задании.

(Разноуровневое) ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Мне понравилось, как вы изобразили разные жанры УНТ.
Выберите свой вариант домашнего задания :

1 вариант

Впишите соответствующие слова в определения жанров устного народного творчества.
1) …               -
 песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка

2) …               - специально придуманная фраза с трудопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

3) …              - её задача — распределить роли в предстоящей игре.
4) …              -
 особый вид шутливых произведений устной словесности, повествующих о совершенно невозможных в жизни событиях.
5) …              -
 один из жанров фольклора,  преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
6)…               -
 это краткое народное изречение,в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
8)  …           - в ней один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство.
2 вариант
Заполни таблицу

Фольклорный жанр

Образец текста

Загадки

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Колыбельные песни

Небылицы

Пословицы

Поговорки

Потешки

Скороговорки

Сказки

3 вариант

 Запишите примеры 7 текстов разных жанров для игры «Угадай жанр устного народного творчества»
Слайд №15
Хочу   задержать ваше внимание на том, что есть такие ученые – фольклористы, которые специально собирают сказки, загадки, частушки, а потом всё это появляется в книгах, публикуются. Таким учёным был Ф.И.Буслаев. А словарём В.В Даля и словарями других авторов можно  воспользоваться при подготовке к уроку.




Индивидуальная

Личностные:
-проявлять ин-терес и творчес-кое отношение к выполнению задания
Познавательные:
-составлять и оформлять выбранный вариант выполнения задания.
Коммуникативные

- умение излагать  свои мысли  письменно

VI. Рефлексия учебной деятельности.
-Я думаю, что сегодняшний разговор о жанрах устного народного .
творчества получился живой и интересный.
 
- Какие малые фольклорные жанры в устном творчестве русского народа?
-
Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем  в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и  приговорками.
- Продолжите предложение
- Сегодня на уроке я понял, что …
-Самым интересным  для меня было…
- Мне было непонятно …
- Мне бы хотелось …

Подсчёт жетонов.


Оценки получили:


 Рассуждают, высказывают предположения, делают выводы.






Индивидуальная

Ученики оценивают свою работу и работу одноклассников

Личностные : 

-    установить  связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные :
- выполнять учебное действие в соответствии с целью;
- выполнять самопроверку выполненного задания.

Коммуникативные

- высказывать своё мнение.
Познавательные:
делать выводы, перерабатывать  и  преобразовывать информацию 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения 2 класс по теме "Устное народное творчество"

Урок  - обощение по теме "Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...