Учебно-методический комплект на тему " В. Я. Брюсов "Опять сон" " 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
.В. Я. БРЮСОВ «ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведениями научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение | Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговорки | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. • Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Стук в лесу от ... (топора). • Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Я прихлопнул ... (комара) | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Организует обсуждение темы урока, беседу по вопросам. Помогает определить задачи чтения и составить план чтения. – Сегодня мы открываем новый раздел. – Как он называется? – Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям. – Чем стихи отличаются от прозы? – Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Прочитайте тему урока. – Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта? – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Поэтическая тетрадь. – Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь». – В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство | Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида. С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университета. В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. Перу Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы» – Что особенно запомнилось? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет повэта. Задают вопросы о его творчестве. Делятся впечатлениями о прослушанном | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Чтение и анализ произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синоним к слову «упрямо». – Подберите антоним к слову «возмущать». – Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская». – Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них? – А вот какой сон приснился поэту. Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон». – Какие картины вам представились? – Видели ли вы что-нибудь подобное? – Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта? – Какие строки вас особенно поразили? – Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр. – Прочитайте стихотворение «Детская» друг другу. – Каким настроением проникнуто стихотворение? – О какой игре рассказал поэт? – В какие игры вы любите играть? | Работают с толковым словарем. Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо. Подбирают синонимы и антонимы Упрямо – настойчиво. Возмущать – успокаивать. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают в парах | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
V. Самостоятельная | Проводит тест по теме. – Выберите правильный вариант ответа. 1. Кто приснился поэту в стихотворении «Опять сон»? а) Дебри, глушь пустынь, заката тишь; б) джунгли, пальмы, пламенеющее солнце; в) море с шумом бьется об утесы и вползает на песок. 2. Какие виденья старых басен возмущают дух поэта? а) Приведения и эльфы; б) огненный змей и племя карликов; в) ведьмы и черти. 3. Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»? а) Прятки; б) жмурки; в) палочка-выручалочка; г) лото. 4. Чего не догнать бегом? а) Ветра; б) тени; в) телеги. 5. Между чем надо вертеться? а) Двумя столбами; б) двумя стенами; в) ямой и высью | Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Как звали мальчика из рассказа «Как я ловил человечков»? а) Вася; б) Коля; в) Боря. 2. По мнению мальчика, на пароходике жили: а) гномы; б) человечки; в) мышки. 3. Чем мальчик пытался угостить человечков? а) Пряником; б) сухариком; в) леденцом.
4. Чем мальчик сломал пароходик? а) Ножом; б) отверткой; в) топориком. 5. Девочку в рассказе К. Г. Паустовского звали? а) Магда; б) Дагни. 6. Фамилия композитора, которого встретила девочка: а) Вагнер; б) Глинка; в) Григ.
7. Автор рассказа «Елка»: а) Паустовский; б) Зощенко; в) Житков. 8. Девочку в рассказе «Елка» зовут: а) Лена; б) Ляля; в) Лёля. 9. Кто первым съел пастилку с елки? а) Минька; б) Лёля; в) гости
1 – в ; 2 – б ; 3 – в ; 4 – а ; 5 – б ; 6 – в ; 7 – б ; 8 – в ; 9 – б
Павел Петрович Бажов «Корзина с еловыми шишками» Борис Степанович Житков «Денискины рассказы» Михаил Михайлович Зощенко «Серебряное копытце» Константин Георгиевич Паустовский «Как я ловил человечков» Виктор Юзефович Драгунский «Елка»
По лесу надо с корзинкой ходить. Скучен день до вечера, коли делать уроки. Не стыдно не знать – стыдно не подсказать; Испокон века телевизор растит человека. Первая двойка прощается. На шпаргалке далеко не уедешь.
Встречают… по платью, а провожают по уму. Из песни слова не выкинешь, из-за стола … не выгонишь. Хозяин весел – и … радостны.
Не вся та …, что звучит. Хорошую … и змеи пляшут. Фома не разумеет, а Ерема плясать умеет.
м и н ь к а з о л ушк а Т р о лл ь х а у г е н Д о мик Ма г д а Фе тр Л е де н е ц
Написать сочинение о каком-нибудь интересном событии из детства ваших близких: родителей, бабушек, дедушек. Это может быть событие, которое по какой-то причине запомнилось старшим больше всего, или событие, которое наиболее привлекло внимание детей
Поэтическая тетрадь
Дебри Гиппопотам Утес Ворох Сумрачны Затмить Дебри – место, заросшее непроходимым лесом. Гиппопотам – бегемот. Утес – высокая скала. Ворох – куча, груда. Виденья – что-то, возникшее в воображении. Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота). Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.
Упрямо Возмущать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект на тему:"Остаток меньше делителя" 3 класс
конспект +презентация...
Учебно-методический комплект на тему "Центр и радиус" 2 класс
Программа ПНШ...
Учебно- методический комплект на тему:"Чему учит экономика" 3 класс.
конспект+презентация...