Учебно-методический комплект на тему " Б. С. Житков «Как я ловил человечков»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Б. С. ЖИТКОВ «КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом писателя чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя; создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают рассказы-сочинения на оценку | Выделять существенную информацию из текста |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру. – Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнем сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906 г. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 году переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была величайшим источником его вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Житкова. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2). – Что хотите сказать? Каким представляете себе маленького Борю? – Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик? – Как вы думаете, что произойдет дальше? – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения? – Где в тексте вы встретились с понятием «модель»? – От чьего имени идет повествование? – Назовите предмет обожания мальчика. – К какой хитрости прибег мальчик? Для чего он это сделал? – Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках? – Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков. – Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст? – Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным? – Как последние слова произведения характеризуют мальчика? – Какой вы представили себе бабушку? – Какой эпизод рассказа взволновал вас сильнее всего? – Какие чувства вы испытываете к главному герою? – Какая часть рассказа вам показалась самой напряженной? – Как вы думаете, почему Б. С. Житков решил рассказать о глубоко личных переживаниях своего детства? – Чему учит этот рассказ? | Работают с толковым словарем. Объясняют значения слов: Корма – задняя часть судна. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения. Работа в рабочей тетради | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия. – Чем пароходик особенно понравился мальчику? – Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? – Найдите и перечитайте описание пароходика. Каким он увиден глазами мальчика? – Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря». – Посмотрите в толковый словарь, чтобы уточнить, что такое мачта. – Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом? – Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? – Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? – Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки. – Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати. – Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его. – Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Кто сможет сыграть эти роли? Как называется разговор двух героев? – Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков». – Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? – Какое из данных средств художественной выразительности отметили? – Как зовут мальчика? а писателя – автора этого рас- – Как вы думаете, автор рассказал о себе? – Вспомните, какими чертами характера чаще всего обладает настоящий писатель? – Еще раз расскажите о характере мальчика – героя – Откройте текст сначала. Просмотрите его весь. Какие черты характера маленького героя выдают в нем будущего писателя? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны. – Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше». Читают: «Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные [якоря]! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце). – Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: будочка, как домик; с окошечками и дверкой; винт, как медная розочка. – Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик подарок от какого-то близкого человека, память о нем. – Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла. – Мальчику удалось обмануть бабушку: она – Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку. – Разговор двух людей – диалог. – Автор использует сравнения. – Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора. – Мальчика – героя произведения – зовут Боря, так же, как и автора, Бориса Житкова. – Писатель Б. Житков рассказал в этом произведении о себе, когда он был маленьким. – Мальчик очень наблюдательный (подробно и внимательно описывает пароходик; замечает признаки того, что бабушка собирается – Это наблюдательность, развитое воображение и фантазия. Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить творческий пересказ от лица бабушки; выразительное чтение отрывка, который наиболее понравился, заставил больше всего переживать, волноваться | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Довольны ли своей работой на уроке? – Удалось ли достигнуть поставленной цели? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борис Степанович Житков (1882 - 1938), русский советский писатель, автор многочисленных книг для детей
Виталий Бианки Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобретатель, настоящий «мастер на все руки», бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изумительным даром рассказчика — большим талантом художника, — что же удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки.
Детство Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября н.с.) в Новгороде в семье преподавателя математики. Получил прекрасное домашнее образование. Детство провел в Санкт - Петербурге, Риге, Одессе. Новгород Одесса Рига С-Петербург
Увлечения гимназиста Бори Житкова Скрипка Фотография Рисование Гальванопластика
Титульный лист книги «Жизнь и творчество Б.С. Житкова», Худож. С. Пожарский 1955г.
После окончания гимназии Б. Житков поступил на естественное отделение Новороссийского университета, откуда был дважды исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Окончил университет в 1906. Плавал матросом и штурманом на парусниках по Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею, успев закончить мореходное училище и получить звание штурмана дальнего плавания; читал лекции по химии и физике на вечерних курсах для рабочих в СПб. В 1911-16 г. учился в Петербургском политехническом институте на кораблестроительном отделении.
Профессии Вернулся в Одессу в 1917 г., работал инженером в порту, заведовал техническим училищем, преподавал на рабфаке. Он поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Окончив в 1916 г. СПб политехнический институт с дипломом кораблестроителя, был призван на военную службу и направлен в Англию и Францию в качестве контролера по приемке моторов для русских подводных лодок и самолетов.
Литературная деятельность Переехав в Петроград, занялся литературной деятельностью; С 1924г. он печатался в сборнике рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», некоторое время работал в журнале «Еж». Был членом Союза Писателей. Морские повести Сказочные повести Научно-художественные книги Произведения для детей
Произведения для детей Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда. Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: Пудя, Метель и др.
Книги Бориса Житкова в школьной библиотеке
Книги Бориса Житкова в школьной библиотеке
Итог Всего Б.С. Житковым за четырнадцать с половиной лет литературной работы было написано 192 произведения, считая по заглавиям, то есть суммируя и крупные вещи, и маленькие рассказы для дошкольников. В том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 38 маленьких рассказов для дошкольников, 7 крупных произведений, 14 статей. Из общего числа написанных Б.С. Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.
Корма – задняя часть судна. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину. Корма Сени Модель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению по теме "Б.С.Житков. Как я ловил человечков"
Урок разработан в помощь учителям начальных классов....
Учебно- методический комплект на тему:"А.Л.Барто.Разлука.В театре." 3 класс.
конспект +презентация...
Учебно- методический комплект на тему:"А.П.Платон. Цветок на земле." 3 класс.
конспект +презентация...
Учебно-методический комплект на тему " Прием устного умножения на двузначное число" 4 класс
Школа России...
Б.С.Житков " Как я ловил человечков " 4 класс УМК Школа России
урок литературы...
Урок литературного чтения в 4 классе. Б.С. Житков "Как я ловил человечков"
Урок ознакомления с новой темой. Дети знакомятся с произведением, биографией писателя, отвечают на вопросы, составляют синквейн....