Разработка урока по литературному чтению по теме "Б.С.Житков. Как я ловил человечков"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан в помощь учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b.zhitkov_kak_ya_lovil_chelovechkov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
Класс: 4
Тип урока: продолжение изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
1. Продолжить знакомство с творчеством Б.С.Житкова, продолжить изучение рассказа «Как я ловил человечков»;
2. Учить находить главную мысль в тексте, делить его на части и озаглавить их;
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к литературному чтению;
- Воспитывать желание учиться и делать открытия;
- Воспитывать умение слушать других;
Развивающие:
- Развивать внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- Развивать словарный запас;
- Развивать навыки выразительного и безошибочного чтения.
В процессе обучения детей литературному чтению, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:
- Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результатов;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
2.) Познавательные УУД:
Обще – учебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
3.) Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умении работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнёра);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4.) Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Планируемые результаты:
- обучающиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
- обучающие должны прогнозировать содержание текста по его заглавию;
- пересказать текст подробно, выборочно;
- определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану;
- сравнивать художественный и научно – познавательные тексты.
Оборудование:
Портрет Б.С. Житкова, его книги, наглядные пособия (карточки, картинки с иллюстрациями), компьютер.
Ход урока:
I ОНЗ | - Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. |
II Проверка домашнего задания. III Сообщение темы и целей урока
а) Рассказ учителя о Б. С. Житкове. IV Физминутка V . Продолжение работы по теме урока
VI . Закрепление изученного материала. 1)Работа над содержанием текста VII. Итог урока. VIII. Домашнее задание | - Настя, что тебе было задано на дом? -Прочитать произведение Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» и нарисовать иллюстрацию. На доске: « Книга облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя… Только она может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми…»(М.Горький) - Настя, ты любишь литературу и читаешь много книг. - Готовясь к сегодняшнему уроку, я ещё раз встретилась с высказыванием Максима Горького о книге. Это высказывание заставило меня ещё раз задуматься. - Настя, как ты думаешь, на какие мысли они могли меня натолкнуть? - Мы ещё не можем ответить и понять это высказывание, но в конце урока мы обязательно к нему вернёмся. - Сейчас я прочитаю отрывки из известных тебе произведений, а ты ответишь, как они называются. Слушай внимательно. 1 отрывок: «А бричка несётся, лошади скачут как бешеные. Вот-вот разломается и все полетят на каменную мостовую со всего разлёта». - Из какого произведения этот отрывок? («Красный командир»). - Хорошо. Слушай следующий отрывок. 2 отрывок: «вдруг вырвалось из трюма пламя и поднялся такой пожар, что к шлюпкам нельзя было пройти. Все в ужасе закричали. Не испугался помощник капитана, который стоял на мачте». - Настя, из какого произведения этот отрывок? («Пожар в море»). - Молодец! - Что общего в этих произведениях? - Какая тема объединяет эти произведения? - Как ты думаешь, почему я взяла эти отрывки? - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Бориса Степановича Житкова. - Хотелось бы тебе познакомиться с ним? - Посмотри, на доске портрет этого автора. - Чтобы ты о нём сказала, глядя на портрет? - Мы с тобой уже немного знакомы с Б.С. Житковыми и его творчеством. Давай вспомним некоторые факты из его биографии. - Когда родился Б.С. Житков? - В каком городе прошло его детство? - Какие профессии он попробовал на своем жизненном пути? - Какие произведения Б.С. Житкова ты уже знаешь? - О чем они? - Посмотри, на доске представлена небольшая выставка книг Б.С. Житкова. Но это еще не все его произведения, их гораздо больше. Они воспитывают, учат добру и самым лучшим человеческим качествам. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Б. С. Житкова и его произведением « Как я ловил человечков». Это произведение написано в 1934 году. - Дома ты читала это произведение, скажи мне какого оно жанра? - Что такое рассказ? - Хорошо. Рассказ – это прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно – сгруппированное вокруг отдельного эпизода. - Настя, встретились ли тебе слова, которые не понятны, и ты бы хотела узнать их значение? - Давай откроем словарную тетрадь и запишем их, а значение этих слов ты посмотришь в словаре, который лежит у тебя на столе. - Молодец. - Настя, дома ты нарисовала иллюстрацию к этому рассказу. - Какой эпизод изображен на этой иллюстрации? - Давай зачитаем отрывок к этой картинке. Настя, давай посмотрим, какие я нашла иллюстрации к этому произведению. - Кто главный герой рассказа? - Почему всё это произошло? - Случалась ли у тебя такая ситуация? - Будем ли мы строго судить главного героя? - Посмотри текст ещё раз. Я тебе дам карточку с качествами характера, а ты выберешь те слова, которые подходят к нашему главному герою. - Настя, чтобы ты о нём сказала? - Хотелось ли бы тебе быть похожей на главного героя? - А иметь такого друга? - Есть очень хорошая пословица « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». - Почему бабушка дорожила пароходиком? - У каждого человека есть своя дорогая памятная вещь, которую они берегут всю свою жизнь. А у тебя есть такая вещь? - Эта вещь называется реликвией. Реликвия - это памятная вещь. - Давай откроем словарь и запишем это слово. - С каким автором мы сегодня познакомились? - Какому жанру он отдавал предпочтение? - Какой урок ты для себя можешь вынести, чтобы не поступать как главный герой? - Давай вернёмся к высказыванию и ещё раз прочитаем его. А вот книги Бориса Житкова, чему может научить тебя? - Настя, из этого высказывания следует, что читая различные произведения, мы можем научиться уважать окружающих тебя людей, быть честными и разумными, духовно сильными в этом мире. Чтение формирует характер человека, его дальнейшие взгляды на жизнь, свои поступки и действия. - Настя, дома ты выполнишь творческую работу и напишешь продолжение этого рассказа. А что случилось, если бы мальчик нашёл человечков? |
Характер
О волевом, сильном; о веселом, мягком характере.
Азартный, ангельский (разг.), беспокойный, бесхитростный, благородный, бойцовский (разг.), веселый, взрывчатый, возвышенный, волевой, голубиный, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, железный, живой, жизнерадостный, завидный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, ищущий, компанейский (разг.), крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незаурядный, незлобивый, неподкупный, несгибаемый, неукротимый, неуступчивый, общительный, открытый, покладистый, покойный, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, сильный, складный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стальной, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, удобный, уживчивый, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный.
О безвольном, слабом; о грубом, мрачном и т. п. характере.
Апатический, апатичный, безалаберный, безвольный, безрасчетный, беспечный, бешеный, боязливый, бранчивый (устар.), вероломный, взбалмошный, вздорный, взыскательный, властный, властолюбивый, вспыльчивый, высокомерный, гадкий, грубый, дерзкий, дерьмовый (простореч.), деспотический, дикий, дурной, дьявольский, желчный, жесткий, жестокий, задиристый (разг.), замкнутый, заносчивый, злобный, зловредный, злой, изменчивый, капризный, крутой, легкий, легкомысленный, малообщительный, мелкий, мерзопакостный (разг.), мрачный, мстительный, невыносимый, нелюдимый, необщительный, непоседливый, непостоянный, неприятный, нервозный, неровный, несамостоятельный, несносный, несчастный, нетерпеливый, неуживчивый, неуравновешенный, неустойчивый, низкий, ничтожный, норовистый, озорной, отвратительный, пакостный (разг.), плохой, податливый, подлый, порывистый, придирчивый, раздражительный, резкий, робкий, самовластный, самовлюбленный, самолюбивый, сварливый, своевольный, своенравный, сволочной (простореч.), скверный, скрытный, скрытый, слабовольный, слабый, спесивый, странный, строптивый, сумасбродный, сумасшедший (разг.), сумбурный, суровый, сухой, тиранический, трудный, тугой (разг.), тяжелый, тяжкий, угловатый, угрюмый, ужасный (разг.), упрямый, черствый, ядовитый, язвительный. Африканский, въедливый, гранитный, жертвенный, живописный, маленький, огневой, огненный, осмотрительно-охлажденный, пороховой, самоедский, солидный, срывистый, усталый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"
Вашему вниманию представлен подробный конспект урока по литературному чтению с описанием целей деятельности педагога, плани...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"
Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"...
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».
Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....