Учебно-методический комплект на тему "А.И. Куприн "Барбос и Жулька" " 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А. И. КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Тип урока: освоение нового материала | |||
задачи: познакомить с творчеством А. И. Куприна, его рассказом «Барбос и Жулька»; прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим выработке умений выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: познакомятся с произведением научатся: читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения | Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова Тарас Птица Собака Пестрая Умная Лучший друг человека Гуляка Бобыль Князь князем Божья тварь Гордая Настоящая Царская Старый Утомленный Дряхлый Жалкий
Слова Тарас Птица Собака Пестрая + Умная + + Лучший друг человека + Гуляка + Бобыль + Князь князем + Божья тварь + Гордая + Настоящая + Царская + Старый + Утомленный + Дряхлый + Жалкий +
Высказывание Ответ Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день Встретила героя рыжая собачонка Собачонку звали Соболько Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом В избушке героя встретил хозяин Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке Хозяина избушки звали Тарас Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами Перед его лодкой плыла дикая утка Ступай домой, гуляка!
Высказывание Ответ Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день + Встретила героя рыжая собачонка – Собачонку звали Соболько + Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом + В избушке героя встретил хозяин – Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке – Хозяина избушки звали Тарас + Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами – Перед его лодкой плыла дикая утка – Ступай домой, гуляка! +
Александр Иванович Куприн 07.09.1870 – 25.08.1938 русский писатель
А.И. Куприн родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
После окончания учения продолжил военное образование в Александровском училище. Впоследствии описал свою "военную юность" в повестях "На переломе" ("Кадеты") и в романе "Юнкера". Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, – рассказ "Последний дебют" (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 – 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход".
В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию». Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». После увольнения из армии, Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудился в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.
С 1896 по 1901 год из-под пера писателя А.Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». В 1901 году писатель отправляется в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым. В 1901 году А. Куприн женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия, но брак разрушился уже через год.
В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание». В 1907 А.И. Куприн женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть " Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), " Река жизни", "Гамбринус" (1907). Первое десятилетие 20-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью. В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 – 1911), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни – "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного А.М. Горьким.
Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с приходом белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты " Приневский край ", которую возглавлял генерал П.Н. Краснов После поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу. С 1920 по 1937 год начинается творческий спад писателя, который скучает по родине, находясь на чужбине. Он публикует только то, что написано ранее. Все 17 лет эмиграции Александр Иванович скучал по родине. Узнав, что серьезно болен, он просит правительство Советского Союза о том, чтобы оно разрешило ему вернуться обратно.
31 мая 1937 года А.И.Куприн приезжает в Ленинград, где всеми силами пытается встать на ноги и возобновить работу, но все старания его остаются тщетными. Через год, 25 августа 1938 года писатель скончался. Но он смог внести значимый вклад в литературу начала 20 столетия, вдохнуть в неё «ветер свободы и дух инакомыслия». Могила А.И.Куприна находится на мемориальном кладбище «Литературные мостки» в Санкт-Петербурге.
Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными. Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики».
Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.
Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....
Учебно-методическое пособие: Работа со словарными словами в 3 классе.
Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) длительностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников фор...
Учебно-методическое пособие «Проверочные работы по окружающему миру, 2 класс»
Огромную роль в развитии личности ребенка играют предметыестественнонаучного цикла. У ребят расширяется кругозор, формируются по...
Учебно - методический комплект. Технология. Лесенка-опора для растений. 4 класс
Конспект и презентация урока технологии. 4 класс...
Учебно-методический комплект урока математики "Чтение многозначных чисел" 4 класс Школа России
Тема урока: «Чтение многозначных чисел» Цели урока: Учить читать и записывать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; раз...
Учебно-методический комплект по математике+ раздаточный материал за 4 класс на тему" Век" (Школа России)
Познакомится с новой единицей времени- веком и уметь применять их при решении задач....