Учебно-методический комплект на тему "А.И. Куприн "Барбос и Жулька" " 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra.doc54.5 КБ
Office presentation icon litra.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

 А. И. КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Тип урока: освоение нового материала

задачи: познакомить с творчеством А. И. Куприна, его рассказом «Барбос и Жулька»; прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим выработке умений выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением 
А. И. Куприна «Барбос и Жулька»;

научатся: читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения

Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

– Прочитайте и объясните смысл пословиц, записанных на доске.

•  Легко подружиться, тяжело разлучиться.

•  Кто не испытал дружбы, тот не жил.

•  Будь верен до смерти.

•  При верном псе и сторож спит.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще
не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Мы прочитаем рассказ о дружбе… собачьей.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией А. И. Куприна

Рассказывает о творчестве А. И. Куприна, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

– Что вы помните о жизни А. И. Куприна?

– Фамилия писателя – Куприн – происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.

В жизни ему случалось работать корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов.

Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах.

– Что нового вы узнали о жизни А. И. Куприна?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет А. И. Куприна. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

IV. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

Первичное
чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Подберите синонимы. Что такое синонимы?

– Подберите антонимы. Что такое антонимы?

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним
словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Работают с толковым словарем.

Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. 

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.)

Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.

Репяхи – репейник.

Искони – издавна.

– Льстивый – обманчивый, вкрадчивый.

– Мучение – страдание, терзание, пытка, мытарство, маета.

– Сходство – различие, разница.

– Взволнован – спокоен.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев?

– Почему он так подробно описал их?

– Как окружающие относились к Барбосу?

– Как Барбос относился к другим собакам?

– Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?

– Почему изменилось поведение Барбоса?

– Чувствовал ли себя Барбос виноватым?

– Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку?

– Сравните характеры Барбоса и Жульки.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Из пословиц выберите те, которые характеризуют главных героев – Барбоса и Жульку.

•  Сердце соколье, а смелость воронья.

•  Храброму смерть не страшна.

•  На всякую беду страху не напасешься.

•  Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

•  Много храбрился, да в яму свалился.

•  Отвага города берет.

•  Пуганая ворона и куста боится.

•  У страха глаза велики.

– Какие пословицы характеризуют Жульку?

– Какие пословицы характеризуют Барбоса?

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Составляют таблицу «Внешний вид героев».

Барбос

Жулька

Невелик ростом, приземист

Маленькая

Широкогруд

Тонконогая

Длинная, чуть вьющаяся шерсть

Гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами

Шерсть с колючками «репяхами», сталактитами

Уши со следами «боевых схваток»

Составляют таблицу «Характеры героев».

Барбос

Жулька

Верность,
независимость

Деликатность

Разбойничья
натура

Застенчивая вежливость,
ласковая

Неаккуратный

Храбрая, правдивая, искренняя

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа, пересказ понравившегося отрывка

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Чему учит рассказ?

– Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …».

– Кто хочет поделиться своими размышлениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают фразы:

– На уроке я узнал…

– На уроке мне понравилось…

– На уроке меня поразило…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Слова Тарас Птица Собака Пестрая Умная Лучший друг человека Гуляка Бобыль Князь князем Божья тварь Гордая Настоящая Царская Старый Утомленный Дряхлый Жалкий

Слайд 3

Слова Тарас Птица Собака Пестрая + Умная + + Лучший друг человека + Гуляка + Бобыль + Князь князем + Божья тварь + Гордая + Настоящая + Царская + Старый + Утомленный + Дряхлый + Жалкий +

Слайд 4

Высказывание Ответ Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день Встретила героя рыжая собачонка Собачонку звали Соболько Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом В избушке героя встретил хозяин Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке Хозяина избушки звали Тарас Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами Перед его лодкой плыла дикая утка Ступай домой, гуляка!

Слайд 5

Высказывание Ответ Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день + Встретила героя рыжая собачонка – Собачонку звали Соболько + Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом + В избушке героя встретил хозяин – Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке – Хозяина избушки звали Тарас + Он плыл, стоя на ногах и ловко работая веслами – Перед его лодкой плыла дикая утка – Ступай домой, гуляка! +

Слайд 6

Александр Иванович Куприн 07.09.1870 – 25.08.1938 русский писатель

Слайд 7

А.И. Куприн родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Слайд 8

После окончания учения продолжил военное образование в Александровском училище. Впоследствии описал свою "военную юность" в повестях "На переломе" ("Кадеты") и в романе "Юнкера". Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, – рассказ "Последний дебют" (1889).

Слайд 9

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 – 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход".

Слайд 10

В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию». Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». После увольнения из армии, Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудился в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.

Слайд 11

С 1896 по 1901 год из-под пера писателя А.Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». В 1901 году писатель отправляется в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым. В 1901 году А. Куприн женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия, но брак разрушился уже через год.

Слайд 12

В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание». В 1907 А.И. Куприн женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Слайд 13

В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть " Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), " Река жизни", "Гамбринус" (1907). Первое десятилетие 20-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью. В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.

Слайд 14

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 – 1911), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни – "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного А.М. Горьким.

Слайд 15

Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с приходом белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты " Приневский край ", которую возглавлял генерал П.Н. Краснов После поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу. С 1920 по 1937 год начинается творческий спад писателя, который скучает по родине, находясь на чужбине. Он публикует только то, что написано ранее. Все 17 лет эмиграции Александр Иванович скучал по родине. Узнав, что серьезно болен, он просит правительство Советского Союза о том, чтобы оно разрешило ему вернуться обратно.

Слайд 16

31 мая 1937 года А.И.Куприн приезжает в Ленинград, где всеми силами пытается встать на ноги и возобновить работу, но все старания его остаются тщетными. Через год, 25 августа 1938 года писатель скончался. Но он смог внести значимый вклад в литературу начала 20 столетия, вдохнуть в неё «ветер свободы и дух инакомыслия». Могила А.И.Куприна находится на мемориальном кладбище «Литературные мостки» в Санкт-Петербурге.

Слайд 17

Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными. Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики».

Слайд 18

Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Слайд 19

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.) Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе.

Учебно-методический материал. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в 1 классе....

Учебно-методическое пособие: Работа со словарными словами в 3 классе.

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) длительностью от 7- 8 до 15 мин. В процессе работы у школьников фор...

Учебно-методическое пособие «Проверочные работы по окружающему миру, 2 класс»

Огромную  роль  в  развитии  личности  ребенка  играют  предметыестественнонаучного  цикла. У  ребят  расширяется  кругозор, формируются  по...

Учебно-методический комплект урока математики "Чтение многозначных чисел" 4 класс Школа России

Тема урока: «Чтение многозначных чисел»  Цели урока:  Учить читать и записывать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; раз...

Учебно-методический комплект по математике+ раздаточный материал за 4 класс на тему" Век" (Школа России)

Познакомится с новой единицей времени- веком и уметь применять их при решении задач....