Конспект урока. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек». Литературное чтение. 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Цель:
1. Продолжить работу над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; учить работать с книгой; умениям характеризовать поступки героев, умение работать с деформированным планом.
2. Развивать внимание, воображение, память, речь, мышление, творческую способность, выразительное чтение.
3. Воспитывать милосердие к людям, любовь к книгам, любовь и уважение к родителям, сочувствие.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух и по ролям, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивание своей работы на уроке, умение слушать одноклассников и учителя.
Познавательные: анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге, выделение основной мысли, умение ориентироваться в учебной литературе.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста учебника, взаимодействие в паре и группе (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
Личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова, проявлять способность к самооценке.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс (УМК «Перспектива»), интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись, раздаточный материал, лепестки для цветка, клей, ватман.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Дзюба М.В.
Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Цель:
1. Продолжить работу над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; учить работать с книгой; умениям характеризовать поступки героев, умение работать с деформированным планом.
2. Развивать внимание, воображение, память, речь, мышление, творческую способность, выразительное чтение.
3. Воспитывать милосердие к людям, любовь к книгам, любовь и уважение к родителям, сочувствие.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух и по ролям, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивание своей работы на уроке, умение слушать одноклассников и учителя.
Познавательные: анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге, выделение основной мысли, умение ориентироваться в учебной литературе.
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста учебника, взаимодействие в паре и группе (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
Личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова, проявлять способность к самооценке.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс (УМК «Перспектива»), интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись, раздаточный материал, лепестки для цветка, клей, ватман.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | Звучит музыка из сказки «Аленький цветочек», на интерактивной доске изображения разнообразных цветов красного цвета. - Здравствуйте, ребята! Вы уже обратили внимание на нашу доску? Я хочу пожелать вам, чтобы этот урок стал для вас таким же ярким, как эти прекрасные цветы. | Слушают музыку, рассматривают рисунки, здороваются с учителем | Аудиозапись Слайд 1 |
Актуализация знаний и постановка проблемы | - Ребята, а какие цветы красного цвета, из представленных на доске, вы знаете? - Разгадав загадки, вы сможете проверить – все ли цветы ты вспомнил правильно: 1. Из луковки вырос, 2. Стоит в поле малый в шапке алой: И пригожий и удвлый! Но не долог алый цвет – Ветер – дунул, шапки нет. Останутся на ножке – В колпачке горошки. Те горошки соберём – Пирожок испечём. (Мак) 3. Символ победы этот цветок, Красивый букет соберёшь из него, Оттенков, сортов выбор большой, Названье на пряность похоже его! (Гвоздика) - Молодцы! - Знаешь ли ты, что издревле цветам придавалось особое значение. Причем, в разных странах – различное. Например, в России считалось, что маки вырастают на полях битв; что лилии дарят на свадьбу. А по ромашке девушки гадают, обрывая лепестки. Важно было и число подаренных цветов – только нечетное (3,5,7...), так как букеты из 2,4,6 цветов можно приносить только умершим людям. И цвет цветка имел свой смысл. Расспроси своего папу, какие цветы он чаще всего дарит маме и какие цветы он подарил ей при их самой первой встрече. | Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадки | Слайд 2 |
Формулирование темы урока | - Как вы думаете, почему мы начали наш урок с разговора о цветах? - Всё верно! На прошлом уроке мы с вами познакомились со сказкой «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. Сообшение учащегося: - Сказка «Аленький цветочек», известная в России с 1858 года благодаря писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, на самом деле намного старше и имеет множество двойников в других странах. Например, в Америке дети с удовольствием смотрят мультфильм студии «Дисней» под названием «Красавица и Чудовище». Есть и другие, похожие по сюжету народные и литературные сказки, главная мысль которых: всегда нужно судить о человеке не по внешности, а по поступкам и по душевным качествам. И не цветок, а любовь и верность сотворят чудеса. Кстати, Аксаков ни разу в сказке не назвал аленький цветочек волшебным, а лишь прекрасным! - Спасибо за интересную информацию. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Над чем будем работать? - Каждая сказка нас чему- то учит. Как вы думаете, что мы должны к концу урока определить? - Всё верно. Сегодня у нас итоговый урок по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и наша задача определить, какой же главный смысл несет сказка, чему она учит. | Отвечают на вопросы, слушают выступление одноклассника. Выступление учащегося, подготовившего сообщения дома Определяют тему и цель урока | |
Работа в парах | - Дома, вы должны были дочитать сказку до конца, сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили ее содержание. - Перед вами на партах лежат пункты плана сказки в хаотичном порядке. Ваша задача – вспомнить хронологию событий и восстановить правильный порядок пунктов данного вам плана. Работаем в паре. - Но для начала, давайте вспомним правила работы в паре и группе. | Работают в парах, расставляют пункты плана сказки в нужном порядке | Разрезные карточки Слайд 3 (правила роботы) |
Проверка по эталону | - Давайте теперь посмотрим, как должен выглядеть верный план. - Пары, которые правильно выполнили это задание, поднимают весёлый смайлик. - Какие все молодцы, я вижу, что у вас всё получилось! | Проверяют выполненную работы, оценивают свою деятельность | Слайд 4 Смайлики (весёлые и грустные) |
Физминутка | Учащийся:- Наша разминка называется «Цветок». Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения. | Слушают стихотворение и выполняют движения за учащимся | |
Работа над содержанием сказки | - Можно ли сказать, что сказка «Аленький цветочек» является волшебной? Докажите это. 1.Назовите главных героев сказки. 2. Кем был отец трёх дочерей? С какой целью купец едет в «заморские страны»? Как он относился к своим дочерям? 3. Какие подарки попросили привезти дочери своего батюшку? (Чтение отрывка по ролям) 4. Получилось ли купцу выполнить пожелания дочерей? 5. Действительно ли цветок был так красив? Докажи строчками из сказки. 6. Что случилось с купцом, после того, как он сорвал прекрасный цветок? 7. Как автор описывает чудовища? Соответствует 8. Почему девушка после того, как увидела его, осталась с ним? Это была жалость? Какой эпизод в сказке доказывает, что девица полюбила его? 9. Как жилось младшей дочери во дворце? 10. Какое заклятье было наложено на принца злой колдуньей? 11. Чем заканчивается сказка? | Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, читают по ролям, находят ответы на вопросы в тексте сказки, дополняют ответы по ходу беседы | Слайд 5 |
Работа в группах | - Теперь мы с вами выполним творческое задание по группам. Первое задание общее для всех: 1. Придумайте и нарисуйте свой вариант прекрасного цветка к сказке. - Второе задание будет следующим: вам нужно будет пофантазировать и «дописать» сказку, о том, как сложилась судьба у разных героев сказки «Аленький цветочек». 1 группа: «Как сложилась судьба старшей дочери после всех событий, случившихся в сказке?»; 2 группа: «Как сложилась судьба младшей дочери?»; 3 группа: «Как сложилась судьба купца после всех событий, случившихся в сказке?» - Давайте теперь посмотрим, что у вас получилось. - Какие молодцы! Вы отлично справились с заданиями. | Несколько учащихся каждой группы выполняют рисунки, остальные работают над продолжения сказки. Затем представители от каждой команды показывают результаты своей деятельности. | Бумага, карандаши |
Итог урока | - А теперь давайте немного поразмышляем. - Как вы думаете, почему С.Т. Аксаков назвал свою сказку «Аленький цветочек»? - Можно ли цветочек назвать главным героем? - Как бы сложилась судьба принца, если бы вместо младшей дочери купца, во дворец отправилась старшая? Почему? - Чему нас хотел научить автор сказки? - Сделаем вывод: сказка «Аленький цветочек» доказывает нам, что любовь не имеет цены, что для искренних чувств нет преград. Главный урок этой сказки в том, что самое важное и дорогое скрыто внутри, а отнюдь не внешняя красота является главным достоинством человека. А подлинную красоту человека определяют наши намерения, поступки и чувства. - Давайте вместе на доске сделаем свой прекрасный аленький цветочек, который будет символом доброты и любви. - На столах в каждой группе лежат алые лепестки с различными качествами человека. Посоветовавшись, вы должны выбрать несколько лепестков, с теми качествами, которые вы цените в людях. - Какой же красивый цветок получился! | Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, приводят аргументы для их подтверждения; делают вывод по главной мысли произведения. Представители групп зачитывают выбранные качества и приклеивают лепестки на ватман | Алые лепестки, клей, ватман |
Рефлексия, самооценка деятельности учащимися | - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Что вызвало затруднения? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Какое настроение было на протяжении урока? Оно изменилось? | Дают оценку своей деятельности | |
Домашнее задание | 1. Подготовить краткий пересказ сказки; 2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду. Спасибо за работу на уроке! Все молодцы! | Готовят пересказ и выставку рисунков по сказке | Слайд 6 |
Источники: Е. Кудрявцева «Сказочный алфавит», интернет-портал «Инфоурок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке "Петух и собака" Литературное чтение 1 класс
Конспект урока по сказке "Петух и собака" 1 класс Литературное чтение...
Конспект урока труда на тему: Аленький цветочек
изготовление цветка из полосок бумаги...
разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Представлен план- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по теме: "Н.Носов "Фантазёры". Литературное чтение 2 класс.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Материал содержит описание учебного занятия с указанием этапов, видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, формы организации работы, используемые педагогические приёмы...
Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"
Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"...
Рабочий лист Аксаков С.Т. "Аленький цветочек" Литературное чтение 4 класс
Рабочий лист для кадого ученика. Заполняется тезисно....