Конспект урока литературному чтению в 4 классе «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenkiy_tsvetochek.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №4»

г. Рославля Смоленской области

УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В 4 КЛАССЕ

«Какие уроки мудрости преподает читателям  

С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»»

Провела

учитель начальных классов

Василюженкова Л.В.

Цель: продолжить работу над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; осознание детьми темы и главной мысли сказки.

Задачи:

  • Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Учить видеть позицию автора.

Тип урока: закрепление изученного материала

Ход урока:

1.   Организационный  момент. Психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте.

- Урок начнем с улыбки! Подарите  друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. У меня в руках шкатулка, а в ней лежат лепестки цветов. Каждый из вас должен достать только один лепесток, любого цвета (красный, розовый, малиновый). Положите свои лепестки на парту, они нам нужны будут на уроке.

2.Актуализация знаний учащихся.Сообщение темы, постановка целей урока.

На стульях сидят шалунишки ,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся, к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит ….  не спеша.

3.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

Учитель.  Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?

(Мы будем работать над сказкой.)

Учитель.   Какие слова вам помогли догадаться, что мы будем работать над сказкой?

(Волшебные книжки, ожидание чуда)

Учитель.  Посмотрите, пожалуйста, на свои лепестки и скажите, какого они цвета? (Красного, розового, малинового).

Учитель.  А это оттенки какого цвета? (красного, алого)

 Учитель.  Кто догадался над какой сказкой сегодня мы с вами будем работать?

(«Аленький цветочек»)

Учитель.  Кто написал сказку?

(С.Т. Аксаков)

Учитель.  Для кого С.Аксаков написал сказку?

(Для внучки)

Учитель.  Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему? (мудрые…)

Учитель.  Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»»

Учитель.  Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Проведём сейчас турник «Лучший знаток сказки». За каждый правильный ответ я буду давать лепестки алого цвета, тот, кто наберёт большее количество лепестков, то и победит в турнире.

Вопросы:

  • Сколько дочерей было у купца?
  • Куда собирался уезжать купец?
  • Какие гостинцы просили привезти его дочери?
  • Где увидел отец цветок?
  • Как купец понял, что это именно тот  цветок?
  • Что случилось, когда он сорвал цветок?
  •  Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
  • Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
  • Расскажите, какие чудеса с ней происходили во дворце.
  • Какое желание появилось у девушки спустя некоторое время? (Ей захотелось  увидеть хозяина.)
  • Что заставило её отправиться домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)
  • Как вы думаете, почему заболел отец?
  • Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство?(Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)
  • Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
  • Почему старшие сёстры хотели помешать возвращению младшей в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не желали ей счастья.)
  • Чем закончилась сказка?

Учитель.  Молодцы, давайте подсчитаем, кто победил в нашем турнире.

( подсчитывают количество набранных лепестков)

Учитель.   Победила в турнире Чубакова Милана. ( Милане вручается медаль «Знаток сказки)»

Учитель.  Ребята, назовите главных героев сказки?

 ( Купец, младшая дочь, старшие дочери, чудище)

Учитель.  Давайте разобьёмся на группы,  разбиться на группы нам помогут ваши лепестки, которые вы доставали из шкатулки.

( дети делятся на группы)

Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)

  1. Распределите  роли в группе.
  2. Внимательно   прочитайте задание.
  3. При  обсуждении задания  выслушивайте  мнение  каждого.
  4. Не перебивай говорящего.

Учитель.  Попробуйте составить кластер-описание характера главных героев.

Работа в группах

На столах у вас лежат папки с файлами. Мы будем работать с файлом № 1.  На листочках, которые лежат в файлах есть линии, на которых вы и будете писать свой ответ

Группа №1 прочитайте своё задание.

1 группа будет составлять кластер - описание характера младшей дочери.

Описание характера младшей дочери: Сострадание, верность, любовь, забота, скромность.

2 группа составит кластер – описание характера купца.

Описание характера купца любовь, доброта, трудолюбие, смелость, отец, надёжность.

3 группа  кластер – описание характера сестёр: старшей и младшей.

Описание характера сестёр: старшей и средней (жадность, зависть, красота, капризы, безответственность, хвастовство...)

Учитель. На кого из героев вам хотелось бы  быть похожим? Обоснуйте свой ответ.

А сейчас откройте свои папки с файлами. Мы будем работать с файлом №  2

У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

Работа в парах.

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • 3.Нашел купец подарки для старших сестер.
  • 2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • 1. Жил купец и было у него три дочери.
  • 6.Младшая дочь у зверя лесного.
  • 7.Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • 4.Купец встретился со зверем лесным.
  • 8.Превращение зверя в принца.
  • 5.Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Проверка.

Учитель.  Поднимите руку, кто выполнил так же? Молодцы.

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

- Давайте  вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания,  сделает вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

1 группа. Задание:

1.  Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 204)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец. До слов с.205 « Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

 3группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка (прочитайте)

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

6. Выступление групп (слайд № 6)

1 группа(на доске запись - честность)

Учитель. А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа (слайд № 7)

 (на доске запись - самопожертвование).

Учитель. Как вы понимаете смысл этого слова?

Работа с Толковым словарем.

Учитель. А вы могли бы так поступить?

3 группа (слайд № 8)

(на доске запись - доброта)

Учитель.  Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

Учитель. Ребята, почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

(Она очень любила своего отца)

Учитель.  Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?

(Нет, такое решение принять очень трудно, но младшая дочь считала, что надо нести ответственность за свои поступки.)

Учитель. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки?

 (Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!  Скромность  всякому к лицу.)

Учитель. Почему?

 (Любовь сильнее всего на свете)

Учитель. Правильно. И у нас появляется ещё одно слово на доске

 (на доске запись – любовь)

7. Подведение итогов.

 Учитель. Давайте вспомним проблему, над которой мы сегодня работали на уроке.

( «Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»»)

Учитель. Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

 «Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек»»

Честность

Самопожертвование

 Доброта

Любовь

Учитель. Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Рефлексия. Итог урока.

Учитель.  Какова тема сказки? 

(Сострадание, верность слову, доброта, любовь)

Учитель.  Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

 Учитель.  Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

 Учитель.  У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка. Прикрепите  свои лепестки к стебельку на доске.

Учитель.  Какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

Я сейчас прочитаю, что вы написали на своих лепестках.

(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

Учитель.  Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

Учитель.  Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми,  честными людьми, готовые на всё ради  близких людей. Спасибо, вам, ребята за хорошую работу, за умные мысли, за ваше творчество. 

И помните, что Любовь способна творить чудеса.

Домашнее задание: пересказ  сказки, по  желанию нарисовать иллюстрации.

В ФАЙЛЫ

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю»

____________________________________________________________

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю»

___________________________________________________________________________

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю»

Кластер - описание характера младшей дочери.

-----------------МЛАДШАЯ ДОЧЬ ----------------

_____________________________________________________________

Кластер – описание характера купца.

-----------------КУПЕЦ ----------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Кластер – описание младшей дочери.

-----------------МЛАДШАЯ ДОЧЬ ----------------

1 группа. Задание:

1.  Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

Выполняя задания,  сделайте  вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор.

__________________________________________________________________

2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям(С. 204)

Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец. До слов с.205 « Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

2.Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  

Выполняя задания,  сделайте  вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор.

_______________________________________________________________

 3группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка (прочитайте)

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века» Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Урок литературного чтения 2 класс "Какая разная осень!"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе по теме: «Какая разная осень!». Цель данного урока- через художественные и музыкальные образы произведений, дать характеристику стихотворению как жанру...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...