План-конспект открытого урока Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В конспекте урока рассматривается тема с использованием звукового символизма, звукоподражания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 908.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Цели:
- Учить детей находить эстетическую доминанту лирического стихотворения; воспитывать эстетическое переживание, эстетический вкус;
- Обучать школьников правильному, выразительному, плавному чтению;
- Осуществлять связь с изобразительным искусством и музыкой.
УУД:
Познавательные умения: определять главную мысль произведения и
обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, его
особенности и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения
задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения: договариваться с партнёрами и приходить к
общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые
средства для представления результата деятельности.
Личностные: творческое отношение к написанию собственного
стихотворения; понимание успешности при изучении темы.
Эпиграф к уроку
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
А. Блок
Ход урока
I. Организационный момент
-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природа изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.
На примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» мы будем учиться понимать лирические стихотворения, читать их.
Знакомство с Ф. И. Тютчевым
Тютчев Федор Иванович-русский поэт родился 23 ноября [5 декабря] 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Это был ласковый спокойный мальчик; с ранних лет обнаружилась его огромная одаренность. Все давалось ему легко: он рано научился любить и понимать природу.
Поэта всегда окружали друзья. Они очень любили этого остроумного и доброго человека.
Любимым временем года для поэта была весна. Для нее он всегда находил новые краски(«весенние воды», «Еще зимы печален вид», «Первый лист» и др. прошло более 100 лет, но когда весной гремит гром, многим приходят в голову стихи Тютчева: Люблю грозу в начале мая… Тютчевская природа-это природа первобытных стихий. Стихия завораживает и притягивает поэта.
II. Подготовка к первичному восприятию стихотворения.
-Ребята, а за что люди любят весну? Как мы можем это доказать? (Написаны картины, музыкальные произведения, стихи, пословицы и поговорки, загадки). С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся. (Рассматриваются иллюстрации картин, дети делятся своими впечатлениями.
Большая вода. Левитан | Сипрошвили Гиви | Тютина Е. Н |
- А сейчас сядьте удобно, и мы с вами послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года» «Весна».
Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. Он рос необычайно нежным и чувствительным ребёнком. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипичные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром.
III. Первичное восприятие стихотворения.
- Учитель читает наизусть, дети воспринимают на слух (учебники закрыты).
- Повторное чтение (дети следят по учебнику).
-Сейчас я прочитаю стих еще раз, а вы попробуйте услышать музыку стиха. Определите, какие ударные гласные звуки чаще повторяются. Да, это звуки а, о, и. эти звуки обозначают светлое, яркое , большое, сильное.
Еще в древние времена философы, ученые, поэты установили, что звуки речи обладают некоторой содержательностью. Например, вы можете на слух определить, какой звук грубее [и] или [р], какой больше [и] или [о]. вот и русские поэты 18-19 веков знали о символике звуков, т. е о том, что каждый звук что-то обозначает, и использовали это в своих стихах. Они могли с помощью звуков передать плач человека, шорох листьев, шум волны.
В стихотворении Тютчев повторяющиеся ударные гласные создают впечатление прекрасного, передают радость. Обратите внимание, каждая строфа имеет свои гласные. Почему?
1 строфа-больше [и]-весна
2 строфа-больше [и], [ы]- потоки дождя
3 строфа- [о], [а]-эхо
IV. Чтение учащимися стихотворения по строфам.
Словарная работа.
Перлы- жемчужины, самородные шарики, образующиеся в раковинах, причисленные к драгоценным украшения, каменьям.
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
-Какие чувства передает автор?
-Какими бы вы красками нарисовали это стихотворение?
Весна поднимает настроение. Пробуждается природа, хочется жить и радоваться.
V. Анализ стихотворения.
-Сейчас, ребята, давайте посмотрим, какими средствами, кроме подбора гласных, автор смог передать это настроение.
-Как вы думаете, какие два главных слова в стихотворении, вокруг которых все и действует? Это весна и гроза. Подберите понятия, которые к ним относятся. Эти слова контрастные, противоположные. Весна-это наше представление о тепле, солнце, нежности. Гроза- это грозная стихия, буйство природы.
Весна- весенний, голубой, молодые, люблю, золотит, смеясь, весело, солнце, ширь, гам, перлы.
Гроза- гром, ветер, раскаты, резвяся, грохочет, гремят, поток.
-В этих словах автор использовал звукоподражание. Какие звуки чаще повторяются в словах первого ряда? Звуки [с], [з], [л]. Эти звуки характеризуют явления светлые, яркие, сильные.
-А какой согласный повторяется в словах второго ряда? Звук [р]. Кто догадался, что обозначает этот звук? Да, явление мужественное, суровое, большое, сильное.
VI. Выразительное чтение стихотворения.
-Вот при чтении мы и должны показать прекрасное в жизни: радость, все ликует, приветствует весну. Люди о таком состоянии говорят: «Душа поет». Автор выразил это словом ЛЮБЛЮ.
- Еще хочу сказать вам о ритме стихотворения. Посмотрите на первые пять строк. В первых двух строго чередуются ударные и безударные слоги. Это создает ритм движения грозы. Читаем быстро, энергично, радостно, с воодушевлением. А следующие три строки представляют собой чередование трех безударных и одного ударного. Ритм замедляется, мы читаем плавно, медленно.
VII. Творческая работа учащихся (Можно в парах или группах).
- Назовите в стихотворении Силача, Принцессу, Ведьму. Обоснуйте свой выбор.
VIII. Итог урока.
Чему учились на уроке? Какой вывод для себя сделали? Как понять стихотворение?
-Путешествие на уроке подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток т поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки. Слушайте и смотрите весну!
IX. Домашнее задание. Выучить наизусть, по желанию сделать рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза"
Материал представлен методичесокй разработкой урока литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-675003-1443368931.jpg)
План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе
Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....
Урок "Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза""
на уроке использовала межпредметные связи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-602991-1444409459.jpg)
План-конспект проведённого открытого урока 1 "В" класса
Открытый урок по литературному чтению в 1 "в" классе. Тема: С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Л.УЛЬЯНИЦКАЯ «ФОНАРИК», л. ЯХИН «у ...