Конспект урока Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vesennyaya_groza_tyutchev.pptx | 2.8 МБ |
tyutchev_lyublyu_grozu_v_nachale_maya.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гроза гремит, Гремит гроза, Гроза гремит Пока грозна.
«Дети , бегущие от грозы» К.Маковский.
Федор Иванович Тютчев
Тема урока: «Ф.И.Тютчев. Весенняягроза ». Цель : познакомиться со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», обучать правильному чтению стихов; Задачи: -продолжать работу над формированием умения выразительно читать стихотворное произведение : умение выражать радость, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения; -учиться находить выразительные средства речи; -учиться находить рифмующиеся слова в стихотворении; -учиться чувствовать и понимать язык произведения .
« ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА »
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом .
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный- Все вторит весело громам.
Словарная работа. Резвяся - играя, веселясь. Раскаты – гром. Перлы – жемчуг, нить жемчужная . Не молкнет – не молчит . Гам – гул, гудение, крики. Вторит – повторяет . Шум нагорный – гул, шум воды в горах . Проворный – быстрый, резвый .
Выразительные средства речи. Олицетворение – перенос свойств человека на явление природы и на неодушевленные предметы. Гром грохочет резвяся и играя.
Метафора – переносное употребление слов на основе сходства. перлы Капли дождя Струи дождя нити золотые
К.Маковский «Дети, бегущие от грозы»
Физ. минутка Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось, И, откинув одеяло, На зарядку побежало. Дождиком умывалось, Тучкой растиралось. А когда умылось, Ярче засветилось.
Гроза гремит, Гремит гроза, Гроза гремит Пока грозна.
Грохочет, гремят, брызнул, летит, повисли, золотит, бежит, не молкнет, вторит.
Сегодня на уроке я … - научился…. - было интересно… - было трудно… - мне понравилось…
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».
Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза», обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: научатся выразительно читать стихотворение, Ф.И. Тютчева, передавая с помощью интонации настроение автора; научатся наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интерес выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать работу над формированием умения использовать приемы интонационного чтения : умение выражать радость, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения;
- учить находить выразительные средства речи;
- учить находить рифмующиеся слова в стихотворении.
Развивающие:
1.активизировать познавательную деятельность;
2.развивать образное мышление, речь, внимание, память;
3.развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес и любовь к чтению и языку;
2. воспитывать умение эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать язык произведения;
3. воспитывать любовь к природе.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Форма организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная.
Методы – объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Тип занятия: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент | |||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |
Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку. Учащиеся вспоминают жанры (виды) произведений: басня, быль, сказка ,рассказ, стиховорение. Учащиеся повторяют скороговорку вначале медленно, потом как можно быстрее, стараясь четко произносить звуки. Учащиеся вспоминают картину К.Маковского «Дети, бегущие от грозы», по которой писали классное сочинение. Ответы учащихся. Учащиеся выдвигают свои цели и задачи на урок. Затем с помощью слайда цели и задачи уточняются. | Организационный момент. -Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок литературного чтения. -Сегодня мы продолжаем работать с разделом «Поэтическую тетрадь №1». -Вспомните жанры произведений. Произведения какого жанра включены в поэтическую тетрадь. -Для начала проведем речевую разминку. Речевая разминка. Скороговорка: Гроза гремит, Гремит гроза, Гроза гремит пока грозна. -Сочетание каких звуков передает звучание грозы? Сочетание звуков (г) (р) передает звучание грозы. Актуализация опорных знаний. -Вспомните произведение живописи, на котором изображена гроза. -Какие чувства вызывает гроза на этой картине? -Гроза вызывает страх, испуг. Дети спешат укрыться от нее. -Всегда ли гроза вызывает страх и желание укрыться от нее? -Сегодня мы познакомимся с лирическим произведением, в котором тоже описывается гроза. Написал его Ф.И.Тютчев. Поэт, который любит и понимает природу, который о природных явлениях говорит как о живых существах. Ознакомление с целью и задачами урока. -Мы будем знакомиться со стихотворным произведением. Какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? | Слайд 2. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | |
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу | |||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |
Чтение детьми своих советов | Проверка выполнения детьми домашнего задания по составлению своих советов. | ||
3. Изучение нового учебного материала | |||
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание | |
Учащиеся «слушатели». Перед чтением учителя учащиеся вспоминают, что значит быть «слушателем». Учащиеся озвучивают свои ответы. Учащиеся вполголоса прочитывают текст произведения. Учащиеся прочитывают слова, значение которых им непонятно. Учащийся зачитывает первое четверостишие. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Чтение учащимся вслух. Ответы учащихся. Учащийся прочитывает вторую строку. Учащийся зачитывает. Ответы учащихся. Учащийся зачитывает. Ответы учащихся. Учащийся зачитывает. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Учащиеся вспоминают скороговорку, определяют сочетание каких звуков помогает «услышать» звуки грозы. Учащиеся проговаривают звуки. Ответы учащихся. Учащиеся прочитывают глаголы по слайду. Учащиеся находят рифмующиеся строки. | Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель. Быть «слушателем» значит сесть прямо, отложить все из рук, слушать внимательно, глядя в глаза читающему. -Какое настроение вызвало это стихотворение? -Какие чувства возникли у вас во время прослушивания? - Встретились ли вам непонятные слова? Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с нахождением неясных по значению слов. Словарная работа. Разъясняет значение слов: резвяся, перлы, не молкнет, гам, вторит, шум нагорный, проворный. Анализ произведения. Первое четверостишие. -Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения. -Какая картина возникает перед нами? Солнце еще светит, а гром уже начинает греметь. -Вызывает ли грозное явление природы страх у читателя? -Почему нам не страшно? -Гром резвиться и играет. -Кого напоминает вам гром? Кто может играть и резвиться? -Играют и резвятся дети. -Поэт наделяет явление природы чертами человека, он одушевляет гром, делает его живым. Этот прием в литературе называется олицетворением. -А почему небо в стихотворении голубое? -Гроза мимолетная, короткая, небо не успело еще потемнеть. Второе четверостишие. -Давайте прочитаем первую стоку второго четверостишия. -Почему автор пишет «раскаты молодые»? Первый гром, как первые листочки, которые мы называем тоже молодыми. Гроза первая, майская. -Прочтите вторую строку. -Почему автор пишет «дождик брызнул», не полил, не пошел? Гром гремит и вдруг неожиданно брызнул дождь. -Прочтите третью строку. -Что имеет в виду автор под словом перлы? -Замените это слово на близкое по значению. -Получилось? -Почему автор сравнивает капли с жемчужинами? - Слово «перлы» создает целый поэтический образ. Мы видим дождевые капли, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги. И заменить его нельзя, будет не так красиво и точно. -Прочтите четвертую строку. -О каких нитях говорит автор? -Почему автор говорит, что солнце «золотит» струи дождя? -Давайте еще раз обратим наше внимание на то, как автор переносит свойства одного предмета или явления на другой благодаря их сходству. Этот прием называется метафора. Третье четверостишие. -Прочитаем третью строфу. -Что значит «проворный»? -Почему автор использует именно это слово? (Это слово наиболее точно передает быстроту движения потока, который огибает камни на своем пути). -Каким словом можно заменить слово «поток»? -Какое слово «поток» или «ручеек» наиболее точно передает то, что дождь был сильный? - Как природа реагировала на грозу? -Давайте закроем глаза и представим себе грозу, пение птиц, шум бегущей воды. -Давайте обратимся к картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». -Сравните чувства, которые вызывает гроза на картине Маковского с теми чувствами, которые вы ощутили прочитав стихотворение Ф.И.Тютчева. -Каков образ грозы у живописца? -Каков он у поэта? -Почему образы разные? Физ. минутка Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось, И, откинув одеяло, На зарядку побежало. Дождиком умывалось, Тучкой растиралось. А когда умылось, Ярче засветилось. Определение приема звукописи в стихотворении. -Вспомните скороговорку, над которой мы работали вначале урока. Какие звуки передают звучание грозы? Повторяется сочетание сонорных звуков (гр) -Прослушайте первую строфу и подумайте, как Ф.И.Тютчев помогает нам «услышать» грозу? -Давайте произнесем эти два звука четко, как гремят раскаты весеннего грома. Погрохочем –гр-р-р. -Какой вывод мы можем сделать о мастерстве поэта. Поэт использует определенные звуки для того, чтобы передать звучание грома. -Этот прием называется звукописью. Наблюдение за умением автора использовать глаголы в создании образа грозы. -Подумайте, какую картину рисует автор- веселую или грустную? -Вспомните, когда вам весело, вам хочется спокойно сидеть или прыгать, быстро двигаться? -С помощью каких слов автор передает веселое настроение, смену движения? -Какой частью речи являются все эти слова? -Почему автор использует столько глаголов? -Глагол передают движение действие. Они передают энергичность, стремительность явлений, происходящих в природе. Нахождение рифмующихся строк. -Вспомните, чем стихотворное произведение отличается от прозаического произведения. В стихотворном произведении есть рифма. -Найдите рифмующиеся строки. | Учебник, с.62 Слайды 6-15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 звучит отрывок из музыкального произведения Чайковского «Времена года» Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 | |
4. Закрепление учебного материала | |||
Учащиеся определяют правила выразительного чтения. Читают сильные ученики. Все подчеркивают слова в тексте стихотворения, которые выделяем голосом. Учащиеся работают самостоятельно. | Подготовка к выразительному чтению. -Что необходимо при чтении стихотворного произведения, для того чтобы передать настроение, эмоции и чувства. -Выделять голосом важные слова, соблюдать интонацию и паузы -Чему мы будем сейчас учиться? Будем учиться выразительно читать. Попробуем читать выделяя паузы и главные слова. Люблю грозу вначале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам. Выразительное чтение стихотворения. -Прочтите самостоятельно стихотворение, соблюдая паузы, выделяя голосом слова. Выразительное чтение стихотворения отдельными учениками. | ||
5. Подведение итогов занятия | |||
Ответы учащихся. Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Сегодня на уроке я: - научился…. - было интересно… - было трудно… - мне понравилось… | Итог урока. -С каким произведением мы познакомились сегодня? -Кто является автором этого произведения? -Чему учились сегодня на уроке? -Что нового узнали? Рефлексия учебного материала. -Ребята, давайте каждый оценит свою работу на сегодняшнем уроке. Домашнее задание. -Выучите стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» наизусть. | Слайд 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)
Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе. Цель: способствовать формированию представления о содержании исторического процесса, через ознако...
Ф.Тютчев "Весенняя гроза" конспект урока
Литературное чтение 3 класс.УМК "Школа России"...
Конспект урока и презентация по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев.Весенняя гроза"
Материал содержит подробный конспект урока и электронную презентацию....
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
Конспект урока "Самуил Яковлевич Маршак «Гроза Днём»"
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по Литературному чтению на тему: Самуил Яковлевич Маршак "Гроза днём". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&q...
- Мне нравится (1)