Урок "Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза""
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
на уроке использовала межпредметные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения УМК "Школа России" | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза
Цель: познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл.
Планируемые результаты.
Предметные УУД
- Научиться работать с текстом лирического произведения.
Метапредметные УУД.
*Познавательные : определять настроение лирического произведения; средства художественной выразительности текста и обосновывать своё мнение.
* Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремления высказываться, задавать вопросы.
*Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные УУД.
Формирование умения видеть красоту поэтического слова; указывать на образные слова и выражения, которые использованы авторам для создания художественного образа; сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии.
1. Оргмомент.
2.Знакомство с произведением.
А) Подготовка к восприятию произведения,
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева
Слайд 1-2
- Слышали ли вы, как гремит гром?
- Какие чувства вы испытываете при приближении грозы?
- А хотите ли узнать, какие чувства вызывает у поэта первая весенняя гроза?
- Давайте послушаем стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза»
- В стихотворении встретятся слова, которые могут быть вам не понятны
Слайд 3
Б) Выразительное чтение стихотворения
( прослушивание аудиозаписи в исполнении мастеров художественного слова).
В) Беседа на эмоциональное восприятие
- Красиво написано?
- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?
— О каком явлении природы рассказал нам поэт?
-Какое настроение создаёт стихотворение?
Г) Чтение стихотворения детьми и беседа по содержанию.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
- Какие чувства она вызывает?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
- Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку. А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
- Какой художественный прием использует поэт? (олицетворение)
- Кто может объяснить значение слова олицетворение?
Слайд 4
Гром становится героем стихотворения.
- А почему небо во время грозы голубое? (гром и гроза только пробуждают свою силу)
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром - герой стихотворения.
- Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
- Замените слово брызнул на хлынул, пошёл. Что изменится?
- Какую картину вы себе представили?
- Какие чувства она вызывает?
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит".
- О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
- Что такое метафора?
Слайд 5
3. Прочитаем третью строфу.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе?
-Каким словом можно заменить слово «поток»?
( ручеек)
Поток превращается в проворного (ловкого) мальчугана.Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
-Как вы догадались?
-Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
-Как природа реагировала на грозу?
-Какое слово поможет нам ответить?
-Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?
-Что значит "Гам лесной»?
Знакомство с приемом звукописи.
- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?
- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Итак , какой же звук я выделила? [p]
- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).
- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподня-тость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.
Д) Чтение с заданием: найти глаголы.
- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).
Поэт использовал много глаголов .
Какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул…
От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.
Е) Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).
- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).
- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке?
- А теперь прочитаем, что же у нас получилось.
- Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
Ж) Выразительное чтение.
Итоги урока и рефлексия
- Какую же грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую?
Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
Слушание песни
Оцените работу одноклассников.
У кого настроение радостное, лучезарное ,как солнышко, помашите руками.
У кого настроение хмурое, печальное ,как тучка, встаньте.
· Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф.Тютчев "Весенняя гроза" конспект урока
Литературное чтение 3 класс.УМК "Школа России"...
Урок литературного чтения .Ф.Тютчев "Весенняя гроза"
Конспект урока....
Конспект урока и презентация по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев.Весенняя гроза"
Материал содержит подробный конспект урока и электронную презентацию....
Ф.Тютчев "Весенняя гроза",М.Пришвин "Рожденье звука"
Знакостмво учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя кругозор и развивая познавательный интерес к работе с текстом,обучение школьников прави...
Презентация к уроку А. Барто "Весенняя гроза". 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Презентация к уроку по творчеству А. Барто. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века", также можно испоьзовать и по другим УМК....
Методическая разработка урока "Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза"
Материал представлен методичесокй разработкой урока литературного чтения....