Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "М.М.Пришвин. Моя Родина" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_moya_rodina.doc44.5 КБ
Office presentation icon prishvin_moya_rodina.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                              Мышковец Елена

                                                                                                                                                                   

Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина»

Цели урока: познакомиться  с творчеством М. М. Пришвина; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

предметные: учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения;

личностные: воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Оборудование:   учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др. 2 часть, стр. 58 – 59, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

Словесный: слово учителя

1

-Ребята! Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя,

настраиваться на урок

К: настрой на урок

Мотивационный.

Словесный ответы на вопросы, беседа.

2

- Ребята урок я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

- Согласны вы с этим выказыванием?

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

 Отвечать на вопросы

Анализировать высказывание

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать высказывания в устной форме.

Актуализация знаний.

Словесный: работа с высказыванием

Словечный: ответы на вопросы

Словесный: обобщение

Словесный: формулирование цели и темы урока.

7

-Ребята, девизом к сегодняшнему уроку будут слова А.П. Чехова. Прочитайте. Объясните смысл.

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.»

А.П.Чехов

-О каком куске земли идёт речь?

-Как называется та земля, на которой мы живём?

-Что такое Родина?( Ответы детей)

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

- Как называется наша с вами родина? Россия.

- Что значит «сделал бы всё что может?»

- А если человек делает всё что может для кого-то или для чего -то значит он ……… Дополните моё предложение.(любит)

- Итак, давайте сделаем вывод :  чтобы наша  планета – Земля была прекрасна …………(каждый должен любить и беречь свою родину)

-Ребята, вы уже можете предположить, о чём мы будем вести речь на  уроке?

Объяснять смысл высказывания

Предполагать, отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы, дополнять высказывание.

Формулировать тему урока.

П.:анализ,  обобщение.

П: осмысленно читают текст

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Практич.: разгадывание шифра.

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: слово о писателе.

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: анализ произведения.

Практич: объяснение значений слов и выражений.

20

- Красоту родного края , свою любовь к родине воспевали и воспевают  в своих произведениях множество различных писателей и поэтов.

- Назовите авторов и произведения, с которыми вы знакомились на прошлых уроках.

Совершенно разные произведения, разных авторов. Но что есть общего у этих стихотворений, какими чувствами они проникнуты.  Ведь прежде, чем написать произведение, автор должен проникнуться чувством к тому о чём он пишет.

- Что мы можем сказать о людях, пишущих произведения  о родине? (Они любят Родину)

 - Иначе они бы не смогли написать таких прекрасных произведений.

- На уроке вы познакомитесь с творчеством писателя.

Чтобы фамилию его узнать, нужно шифр разгадать.

( на доске  е ж п р и з ш в н код 3457859

                  1 2 3 4 5 6 7 8 9)

Это удивительнейший  человек, страстно любящий природу.  Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь. Имя этого писателя – М. Пришвин и его произведение, очень близкое к теме нашего разговора: «Моя РОДИНА».

Константин Паустовский писал.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». 

-Что уже можете сказать об этом человеке, прочитав эти строки. ( Любил природу)

- Вы уже изучали произведения этого автора. Давайте их вспомним ( « Золотой луг»,« Ребята и утята», «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу»).

- О чём произведения, о которых мы вспомнили?( О природе)

- Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной.

В чём была её особенность? Подробнее об этой охоте вы узнаете  из произведения « Моя Родина»

-Произведение называется «Моя Родина». Как вы думаете, о чём оно?

Обратите внимание, с какой буквы написано слово Родина. О какой Родине говорится? (о России) 

-Давайте  проверим. Слушайте внимательно, следи. Если встретятся непонятные слова, запомните , мы разберём их после прочтения.

Анализ произведения.

- О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? 

-  В чём же особенность охоты  М.Пришвина?

-  Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. 

-  Что такое кладовая солнца?

-  От чьего имени ведётся повествование?

- Какова основная мысль этого произведения? (Охранять природу- значит охранять Родину)

- Охранять природу- значит охранять Родину. Что это значит?.

 - Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.

(Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.)

-  Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.

- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?

- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?

- Что Пришвин называет сокровищами?

- Что нужно делать с сокровищами?

- Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём произведении?( Призыв)

- Как их нужно читать?

 - Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?

- Для писателя слова природа и Родина неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, найдите в тексте.

 Слушать учителя

Называть авторов

Делать вывод

Разгадывать шифр.

 

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Называть произведения

Слушать и читать.

Предполагать, отвечать на вопросы.

Слушать и читать.

Анализировать содержание произвевения.

Объяснять значение выражения.

Ориентироваться в тексте, читать нужное, находить подтверждение своим словам.

П: ориентировать в собственной системе знаний.

К: строить реч. Высказывания.

П: извлекать необходимую информацию их текста, анализ.

П: :извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта, дополняют и расширяют знания.

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строить речевые высказывания в устной форме, вести учебный диалог.

Итог урока. Рефлексия.

5

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какова его основная мысль?

- Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

- Что нового получили, что не знали раньше?

- Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?

Охранять природу – значит охранять родину!

Каждый из нас любит свою Родину. И я думаю, свою любовь к нашей Родине вы тоже смогли передать в своих собственных  сочинениях.

Подводить итоги урока.

Р: осуществляют итоговый контроль

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дени Дидро

Слайд 3

М.М. Пришвин «Моя Родина»

Слайд 4

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша.» А.П.Чехов

Слайд 5

«РОДИНА – это отечество, родная сторона, место рождения кого-нибудь или чего-нибудь.»

Слайд 6

е ж п р и з ш в н 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3457859

Слайд 7

Пришвин Михаил Михайлович

Слайд 8

Константин Паустовский писал: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

Учебно - методический комплекс к уроку литературного чтения . 2 класс. М. Карем " Повезло" ( УМК Перспектива)

Конспект урока литературного чтенияТема: М.Карем «Повезло» Цели деятельности учителя: учить определять характер, возраст героев стихотворения; совершенствовать умение читать стихотворения в...