Конспект урока по литературному чтению на тему: сказка "Гуси-лебеди"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему: сказка "Гуси-лебеди"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_klass.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению на тему: сказка "Гуси-лебеди"
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)
– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…
- Снежная буря (Вьюга)
- Глаз (Око)
- Неправда (Ложь)
- Временное легкое жилище (Шалаш)
- Непоседа (Егоза)
- Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
- Потоп (Наводнение)
- Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
- Пища (Еда)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
4. Изучение нового материала.
Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.
- Кликать – громко звать;
- Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
- Веретено – используется для прядения
- Устьице – выходное отверстие у печи.
2. Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у сестрицы?
– Был ли у неё план спасения братца?
– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске? Почему?
– Почему она не стала ничего кушать?
– Где она нашла своего братца?
– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
– Кто потом помогал им добраться до дома?
– Удалось ли им вернуться домой?
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?(4)
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
На доске появляется запись:
- Потеря брата.
- Поиск.
- В избушке у Бабы Яги.
- Возвращение домой.
Работа по содержанию сказки
ЧАСТЬ 1.
- Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
- Могло ли это не случиться?
- Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.
ЧАСТЬ 2.
- Где происходит действие? (в чистом поле)
- «Чистое поле» - это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)
- «Темный лес» - это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?
- Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди?
- Что повстречалось девочке в начале пути?
- Почему печка не помогла девочке?
- Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
- Что повстречалось девочке после печки?
- Почему яблонь не помогла девочке?
- Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
- Что повстречалось девочке после яблони?
- Почему речка не помогла девочке?
- Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
- Кого повстречала девочка?
- Почему еж помог девочке?
- Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
ЧАСТЬ 3.
- Где нашла девочка своего братца? - Страшно ли было девочке?
- Почему девочка пересилила свой страх?
- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
ЧАСТЬ 4.
- Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
- Как она обращалась к ним?
- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой.
5. Физкультминутка.
– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
6. Закрепление нового материала.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
Налетели гуси - лебеди, подхватили мальчика.
7. Заключительная беседа.
- Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
8. Итог урока.
Учитель: Что было интересным на уроке? Работа над смыслом сказки.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Чему учит нас сказка?( Сказка учит слушать родителей!)
Кто из героев сказки тебе понравился? Почему?
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Какой троекратный повтор есть в сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
9. Домашнее задание.
Пересказ сказки по плану
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...