Урок обучение грамоте 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_1_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс
Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новой буквой.
2. Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
3. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова.
4. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.
5. Развивать речь, мышление, внимание.
Задачи:
- Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение
концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать уважительное отношение друг другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе. - Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
- Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.
Дыхательная гимнастика:
-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;
- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;
- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки
2. Актуализация знаний
На экране:
-
- Внимательно посмотрите и прочитайте написанное здесь слово.
- Что такое карусель?
- Как она движется?
- Внимательно посмотрите на слово, объедините изученные буквы в 2 группы. Обоснуйте свой ответ.
1 группа: согласные( к, р, с, л)
2 группа: гласные (а.у.е).
- Какую гласную можно выделить отдельно? Почему?
- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?
- Скажите, почему не включили ни в одну группу букву, которая стоит последней в слове карусель?
- Вы знаете как она называется?
- На основе наших рассуждений сформулируем тему урока.
3. Целеполагание.
- Ребята, какая цель будет стоять перед нами на уроке? ( узнать как обозначается мягкость согласного звука на письме. )
- познакомить с ь;
- узнать, какую роль выполняет ь;
- Учиться читать слова с ь.
Может быть у вас есть какие- то предложения? ( выслушать детей) На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак.
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)
А что Вы ждёте от этого урока?
4. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, пришла пора запустить нашу карусель. Будьте очень внимательны, думайте, слушайте, рассуждайте.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
На экране две схемы.
У меня есть такое слово:
- К какой схеме отнесём это слово? Почему?
- А что нужно сделать, чтобы во втором случае звук л произносился мягко?
- Добавляем:
- Сколько теперь букв в слове семь? (4)
- А сколько звуков? (3)
- А почему букв больше, чем звуков? (ь – звука не обозначает)
- Мягкий знак это буква? (да)
- Докажите. (можно написать)
- Как вы считаете , почему этого помощника назвали мягкий знак?
( указывает на мягкость предшествующего согласного)
Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква!
- Но это ещё не всё.
- Что меняется в слове с появлением в нём ь? ( лексическое значение).
5. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
Стихотворение о букве.
Сказка про ь.
- А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах лежат разноцветные квадраты . С помощью отрывания смастерите букву ь.
- На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей)
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
6. Физкультурная пауза.
7. Первичное закрепление изученного материала.
- Мягкий знак – фокусник.
Придумайте начало:
- - ль
- - ль
- - ль
- - ль
- - ль
( нуль, соль, моль, роль, пыль, боль)
- Какие звуки слышим на конце слов?
- Что с ними произошло?
- Так для чего нам нужен мягкий знак? (чтобы мягко произносить согласный звук)
- Буратино и Карлсон предлагают вам поиграть в игру « Твёрдый – мягкий».
Буратино напечатал слова и доволен. Он думает, что мы не сможем их прочитать:
Угол, мел, ел, брат, стал, шест
Лексическое значение слов.
Карлсон решил его проучить. Как только Буратино отвернулся, он во все слова написал мягкий знак, и все слова Буратино исчезли, появились новые.
Уголь, мель. ель, брать, сталь, шесть.
Брат – брать
- Сколько звуков в первом слове? А во втором?
Ел – ель
- Какой звук на конце в первом слове? А во втором? Почему?
- Что происходит со словом, если после согласного мы поставим ь?(согласный становится мягким)
- А ещё что происходит?( меняется значение слова)
8. Местоположение изучаемой буквы.
. А я предлагает вам поработать в паре. У вас на столах лежат конверты с буквами. Составьте из них слова, которые обозначают такие предметы ( слайд ) (1 банка, 2 галка, 3 полка)
- Есть ь . В каждое слово поставьте его, чтобы получилось новое слово.(банька, галька, полька)
- Что такое галька? (мелкий, гладкий камень, округлой формы) (слайд)
- Что такое полька? (старинный чешский танец) (слайд)
- Всегда ли мягкий знак пишется только на конце слов? ( Нет. Ещё и в середине слов.) Вы молодцы ! У вас всё получилось. Я думаю что это потому, что вы были с товарищем.
9.Физкультурная пауза.
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку
Всем понравится она.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
10. Домашнее задание.
- Белоснежка предлагает вам домашнее задание: напечатать семь слов с ь для каждого из гномиков. ( листочки с изображением гномов для каждого ребёнка)
11. Работа с текстом.
Учебник, стр. 134 – 135.
- ЧИТАЕМ СЛОВА,
- ПОСЛОВИЦЫ.
Вывод о роли ь.
- Чтение текста.
- по предложениям;
- вместе.
Беседа по прочитанному
-Что интересного вы узнали?
-Что люди обычно называют лакомством?
-Почему здесь это слово в кавычках?
-Как лакомился лось? Выборочное чтение
-Как выглядит поваренная соль? Выборочное чтение
-Кого называют лесниками?
Лесник- лесной сторож, работник лесного хозяйства.
- Какими качествами обладал лесник?
- Как вы понимаете выражение заботливый человек?
-О ком заботился?
-Что знаете об этом животном?
Докажите, что это текст?
Найдите слова с ь.
Какую роль играет ь?
Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме. ( слайд )
Сколько слов в предложении?
Что вы знаете о предложении?
Найдите слова в которых букв больше, чем звуков? Почему?
Вторичное самостоятельное чтение. Пересказ.
12. Вторичное закрепление знаний.
- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово.
Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. ( это же задание на слайде. После того как дети сделают, проверка по слайду. Взаимопроверка)
13. Рефлексия.( слайд )
- Наше путешествие завершается. Мы познакомились с ь, справились со всеми заданиями, но давайте вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока..
- Как обозначается мягкость согласного на письме? Мягкость согласных звуков в речи мы слышим, а на письме обозначаем с помощью мягкого знака.
- Что ещё нового вы узнали?
- С каким настроением вы завершаете урок ? Встаньте те, у кого настроение отличное. А теперь те, у кого настроение не очень хорошее.
- Мне было очень приятно работать с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок обучения грамоте "Буква Я - показатель мягкости"
Урок обучения грамоте в 1 классе....
Урок обучения грамоте. Тема: "Обозначение твердости–мягкости согласных с помощью букв А, Я" (система Эльконина - Давыдова)
Урок - со-бытие "День рождения Маши и Алёши"...
Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"
Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...
Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».
Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....