АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altayskaya_skazka_naryadnyy_burunduk.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с тем, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково; способствовать развитию умений работать с толковым словарем, пересказывать текст |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные: научится различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; получит возможность научиться понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени; обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира. Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); коммуникативные – учитывать разные мнения Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учёбе; активно участвовать в постановке учебных целей |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. Я умею думать, | Сообщают о готовности к уроку. Поворачиваются друг к другу, произнося слова | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Речевая разминка | Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений | Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста. – Произнесите быстро и четко чистоговорки: • Рыбачку вот на крючок есть отличный червячок. • Нас «огорчили» перчики чили | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; самостоятельно продолжают по установленному правилу | Наблюдение. Устные ответы |
III. Подготовка к восприя- | Вступительное слово учителя. Сообщение темы | Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы учащихся, предлагает сформулировать цель урока. | Обсуждают тему урока. | Фронтальная | Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тию произведения. Сообщение темы урока | урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением | Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями. – Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? – С каким произведением познакомимся сегодня? – Назовите страницу учебника. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал. – Как вы думаете, о чём это произведение? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую направленность текста | нужный текст по страницам раздела «Содержание»; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний | ||
IV. Первичное восприятие текста | Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем | Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей | Под руководством учителя определяют задачи чте- | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: работают с дополнительной литературой. | Самостоятельное чтение. Устные ответы. Работа |
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. – Отгадайте загадку: У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла ... (бурундук). – Сегодня мы прочитаем алтайскую сказку «Нарядный бурундук». Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся. – Понравилось произведение? – Выразите своё мнение о произведении одним словом. – Докажите, что это сказка. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Какова основная мысль сказки? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведётся рассказ? | ния и составляют план чтения. Осуществляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | с толковым словарем | |||
V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста | Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержа- | Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение собы- | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая достижения с усилиями, трудолюбием. Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
нию произведения. Решение проблемной задачи | тийной стороны текста (поступки, события, герои). – Прочитайте алтайскую сказку «Нарядный бурундук». – Вы уже знаете сказку, где объяснялось, почему у бурундука на шкурке полоски. Как она называется? Какой народ ее сочинил? А в алтайской сказке такое же объяснение? – Почему и в Африке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук? Почему это по-разному объясняется? (Обе сказки стремятся к одному и тому же: объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке, но делают это по-разному.) – В самые древние времена люди в разных уголках земного шара жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы; похожая жизнь задавала похожие вопросы. Поэтому у разных народов есть похожие сказочные истории. Но на похожие вопросы («Почему у бурундука шкурка полосатая?») разные народы отвечали по-разному, поэтому сказки все-таки различаются. – Как вы думаете, людей в разных уголках земного шара волновало только то, как вы- | Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста | учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют деятельность в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
глядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные? | ||||||
VI. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом | Обобщающая беседа по тексту (определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий | Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой. – Как вы думаете, представители всех народов или только некоторых стремились найти объяснения разным природным явлениям, например: почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.? (В древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев-людей.) – В самые древние времена люди были уверены, что животные – их прародители. Вот почему самые древние сказочные истории у многих народов нередко начинаются одинаково. – Что такое сборник? Объясните происхождение этого слова. (Сборник – от слова «собирать».) Сборники бывают разных видов: жанровый, тематический, монографический. | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Анализируют свою точку зрения. Определяют главную мысль произведения. Выполняют творческое задание. Работают с ил- люстрацией | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту). Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Развернутые ответы на вопросы. Работа с ил- люстрацией к произведению. Анализ репродукции картины из «Му- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В сборник собирают разные произведения, которые чем-то объединены: 1) произведения одного жанра или одного вида повествования (сказки, рассказы, стихи); 2) произведения на одну тему (о природе, о детях, о животных); 3) произведения одного автора (сборник сказок Сергея Козлова, сборник рассказов Юрия Коваля). – Возьмите в библиотеке любой сборник сказок разных народов. Выберите сказки о животных. Прочитайте их. Обратите внимание на то, как сказки начинаются. Вы помните китайскую сказку «Как собака с кошкой враждовать стали» и сказку народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост»? В какой из них объясняются причины поведения животных? (В китайской сказке «Как собака с кошкой враждовать стали».) – А в какой – внешний вид животного? (В сказке народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост».) – Как вы думаете, эти сказочные истории можно назвать САМЫМИ ДРЕВНИМИ? (Можно.) | к произведению | сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания. Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | зейного Дома» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Прочитайте названия сказок разных народов. Постарайтесь по названию определить, в каких из них рассказываются САМЫЕ ДРЕВНИЕ сказочные истории. (В сказках 2, 4, 5, 7, 8.) – Чему посвящены остальные сказки? Какова их общая тема? (Общая тема оставшихся трех сказок – это хитрость.) – В древности люди постепенно научились хитростью побеждать диких зверей. Поэтому сказочные истории, которые появились в более поздний период, учат ценить не только ум, но и хитрость. Назовем их ПРОСТО ДРЕВНИЕ сказочные истории. – А вы читали такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману или хитрости? | ||||||
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Педагог проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто автор? – Что больше всего запомнили? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуаль- ная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; | Оценивание работы обучающихся на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Исследование какой темы вели на уроке? – Какие понятия разобрали? – Удалось решить поставленную задачу? – Каким способом? – Какие получили результаты? – Что нужно сделать ещё? – Где можно применить новые знания? – Оцените свою работу на уроке. – Оцените работу всего класса. – Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | Проводят самооценку, рефлексию | производят оценку результатов работы. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | ||||
Рекомендации к выполнению домашнего задания | Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание. Домашнее задание: 1. Подготовить выразительное чтение. 2. Подготовить творческий пересказ от лица героя сказки – бурундука | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Земля-наш дом" на тему :"Запасливый бурундук"
Интересные факты о бурундуке с презентацией....
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Урок внеклассного чтения "Как медведь и бурундук дружить перестали"
Урок внеклассного чтения с использованием хрестоматии по дальневосточной литературе "Лукошко" М.Н.Ходаковской для детей 2 класса 8 вида...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"...
Сценарий алтайского праздника Сары бурдин байрамы" (Золотая осень) составлен на двух яхыках: русском и алтайском
Сценарий алтайского праздника Сары бурдин байрамы (Золотая осень) для начальных классов с презентацией и музыкой....
Технологическая карта открытого урока по алтайской литературе по нанайской сказке "Кукушка" ("Куук")
Технологическая карта урока на алтайском языке по алтайской литературе (литературалык кычырыш) в 3 классе по нанайской сказке "Кукушка". Прилагаются самоанализ урока на алтайском языке, през...