Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._cht._3_kl._khisametdinova_yu.r.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Хисаметдинова Юндуз Рамилевна
Учитель начальных классов
Гимназия им. Т.Кусимова
с. Аскарово
Абзелиловский район
Республика Башкортостан
Литературное чтение 3 класс
Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Цели урока
Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но. по-разному.
На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».
- выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;
- сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, - африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;
- побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;
Учащиеся научатся:
- работать с Толковым словарём;
- определять , чему учит сказочная история;
Находить сходство и различие самых древних сказок.
Ход урока.
1. Мобилизующий этап.
У. Добрый день, дорогие друзья!
Чтобы наш урок был наполнен улыбками, радостью, подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу. (Садятся).
А я буду дарить в течение урока вам чудесные улыбки. Там будут ваши оценки.
Не волнуйтесь, вы все способные, умные, находчивые.
Вам прислали письмо члены клуба «Ключ и заря».
На экране читаем письмо.
Здравствуйте, учащиеся 3 в класса!
Вы начали изучать главу «Постигаем секреты сравнения». Выполните наши задания.
- Внимательно читайте сказки. Найдите их сходство и различие.
- Напишите нам, что для вас было интересным открытием.
С уважением, члены клуба «Ключ и заря» Анишит Йокоповна, Михаил Потапович, Миша и Маша.
2. Самоопределение на основе антиципации.
- Какую сказку вы уже прочитали? (Откуда пошли болезни и лекарства)
- Как называются сказки, которые объясняют причины природных явлений? (самые древние).
- Еще раз прочитайте задание клуба «Ключ и заря».
- Чему будем учиться на уроке? (сравнивать разные сказки).
- Чтобы узнать, какую сказку будем читать, послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?
Музыка – слушание.
(африканская).
- Где находится Африка? Покажите на карте. Молодец1 Дать улыбки с оценкой участникам по ходу урока.
3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.
Откройте в учебнике литературного чтения содержание.
Найдите 2 –ую главу «Постигаем секреты сравнения».
Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.
Откройте нужную страницу.
- Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)
-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.
- Какое слово найдем сначала? Почему? (Гиена. Алфавитный порядок).
- 2 часть учебника «Русский язык».
- 1 ученик читает объяснение. Ставьте ударение правильно. Гиена.
Посмотрите на картинку гиены. Найдите следующее слово. (Случился). В словаре слова в начальной форме ( случиться). Читайте правильно. Случился.
Работа над текстом.
- Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха) Слайд черепаха.
- Чтобы узнать, кто третий герой, внимательно послушайте сказку.
Чтение учителя.
- Кто третий герой? (Леопард) Слайд леопард.
-Прочитайте про себя и скажите, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? Читают про себя.
- Можно ли отнести эту сказку к самым древним? Почему? ( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).
- А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.
Учитель читает авторский текст на с. 69.
- Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка? (Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).
- Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).
Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.
4.Динамическая минутка.
1. Потянулись, как леопард,
2. Тихо побежали, как гиена.
3. Посмотрели вдаль, как черепаха,
На кончик своего носа попробуйте посмотреть.
Вдаль, близко.
- Тихо спрятались, как бурундук.
- Посмотрите, в минутке отдыха я упомянула каких животных? В какой сказке они были? А кто лишний? (Бурундук). Слайд бурундук.
-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.
Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).
- Какого народа эта сказка? (Алтайского).
- Друзья, я вам подскажу - Алтайский край находится в России. Очень красивая природа, похожа на природу Башкортостана. (Работа по карте)
- Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии.
- Какие герои есть в этой сказке?
-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).
- Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.
- Чтение авторского текста на с.69.
- Перед тем, как прочитать сказку до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).
Какое слово должны найти? (Закрома). Говорите правильно. Закрома.
- Читаем по цепочке. Внимательно следите. 3 ученика читают. Улыбки – оценки.
- Что объясняет эта сказка? (Происхождение полосок на спине бурундука).
Посмотрите знак внизу рисунка. (Вспомни пройденное).
- Вспомните, в какой сказке еще объяснили, почему у бурундука на спине полоски? (Откуда пошли болезни и лекарства. Сказка индейцев Северной Америки).
Работа с картой.
Найдите на карте Северную Америку, выделяем (Интер. доска). Найдите Африку, Алтай. Они находятся близко?
Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?
- А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос. Кто поможет ответить на такой сложный вопрос?
(Михаил Потапович).
-Внимательно слушайте, что он объясняет.
- Теперь Миша сможет ответить, а вы? Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)
-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.
Сравним сказки
Сказки | Самая древняя | Герои | Объяснение внешнего вида | Чему учит? |
Гиена и черепаха | ||||
Нарядный бурундук |
1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.
2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус
3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)
4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).
- Больше сходства или различия? (Улыбки – оценки)
5. Закрепление пройденного.
Работа в группах.
Члены клуба «Ключ и заря» приготовили для вас еще одно задание. Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ - соединяйте руки над головой.
1 группа – собираемся около капитана __________
2 группа – собираемся около капитана ___________
3 группа – собираемся около капитана ___________.
Читайте задание.
1. Кто ест скоро, тот и работает споро.
2. Друг познается в беде.
3.Кто не ходит, тот и не падает.
1. Без беды друга не узнаешь.
2. С книгою жить – век не тужить.
3.Семеро одного не ждут.
1. Порядок время бережет.
2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
3. Назвался другом - помогай в беде.
Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему? Оценки- улыбки.
- Спасибо за ваши ответы.
6.Рефлексия.
- Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.
-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).
- Благодарю! Вы очень активные, общительные, весёлые. Оценки я вам за работу поставила на улыбках, которые дарила во время урока. Учитель поставит в дневники и журнал.
На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание члены клуба «Ключ и заря» предлагают вам выбрать по желанию.
Посмотрите на экран.
Домашнее задание.
- Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки.
«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук.» Можно нарисовать рисунок.
- Найти 2-3 пословицы о дружбе и взаимопомощи.
- Взять в библиотеке сборники сказок и принести на урок.
Они написали их в письме и отдают каждому. Дома подумайте и сами выберите задание.
- Герои сегодняшних сказок научили меня тоже быть благодарной, у вас я многому научилась. Дарите друг другу улыбки всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России" Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтен...
Контрольная работа по литературному чтению по теме "Литературная сказка "
Материал для 3 класса...
АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...