урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
материал предназначен для учителей 2 классов. Разработан с учетом 7 модулей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.03. 2016г.
Предмет: Литературное чтение
Тема: В.В.Бианки «Сова»
Цель: Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, учебник, тетради, дополнительный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент
(класс поделен на группы)
-Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко «улыбается», давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение.
2. Речевая разминка.
Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.
Работа со скороговоркой.
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
- Читаем громче целыми словами.
- Читаем быстрее.
- Читаем быстро.
Со-ва со-ве-ту-ет со-ве:
Спи, со-сед-ка на со-фе
На со-фе так слад-ко спит-ся
О со-вя-тах сон при-снит-ся.
- О ком говорится в скороговорке?
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
Один ученик читает стихотворение, остальные проверяют.
4. Актуализация знаний.
Автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, В. Бианки. Он пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.
Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.
«Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о….. (СОВЕ)
5. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?
Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.
6. Ребята, что вы знаете о сове?
- Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых)
- Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
- Какую пользу приносят совы? Истребляют грызунов.
6.2. «А вы знаете?»
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.
7. Подготовка к восприятию нового материала.
7.1. Чтение слов (запись на доске):
Какие слова вам не понятны?
«Словарная работа»
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает убегает.
Кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться прятаться, таиться.
Раздолье много места.
Как бы худа не вышло как бы беды не было.
Чай белить добавлять молоко в чай.
Пойло питательное питьё для скота.
8. Первичное знакомство с текстом.
8.1. Чтение текста учителем.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам еще раз прослушать эту сказку.
8.2.Работа с текстом, проверка навыка чтения.
- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных)
- Вы знаете, что бывают народные и литературные, авторские сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
10. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки. (найти в тексте)
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
11. Физминутка «Сова».
В лесу темно, все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят... Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова, Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.) Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег.)
12. Работа над усвоением смысла прочитанного. (соберите предложения)
Проверка (выставляем на доске)
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке. Работа по карточкам в парах.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (ответы учащихся) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку.
Проверка на доске.
14. Анализ настроения и поступков героев.
Давайте посмотрим, как менялось настроение старика. Расположите карточки в нужном порядке. На доске:
Задиристое, насмешливое.
Сердитое, растерянное.
Ласковое, уважительное.
Покажите, как менялось настроение совы. Расположите карточки в нужном порядке.
На доске: Ласковое, уважительное.
Обиженное, сердитое.
Ласковое, уважительное.
- Когда настроение у старика и совы совпало?
- Что для этого сделал старик? (Попросил у совы прощения).
- Что сделала сова? (Простила старика).
15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана. (Карточки)
Рассердилась сова.
Молока у Коровы мало.
Шмели на чужих лугах гуляют.
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
Пошел Старик Сове кланяться.
16. Подведение итогов. Оценка за работу на уроке.
- Над каким произведением работали?
- Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
17. Домашнее задание (дифференцированное).
1) с. 88 – 92 читать и сделать рисунок к сказке.
2) с. 88 – 92 читать и пересказывать.
3) с. 88 – 92 подготовка к чтению по ролям.
18. Рефлексия.
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....