открытый урок литературного чтения во 2 классе Ю.Мориц "Слониха, слонёнок и слон"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Васина Елена Геннадьевна

урок для проведения на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gotovyy.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела:«Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Тема:Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Ход урока

Добрый день, ребята!(Слайд1) (Дети стоят)

Я рада, что мы сегодня будем  работать вместе. Прикоснитесь ладошками др к другу, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга такими словами.

Привет сосед ...(Слайд 2)

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть вы на уроке?

 - Ребята, а вы любите мечтать? О чём вы мечтаете?

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о дружбе, о душевной теплоте и о мечтах. А поможет нам в этом первое произведение нового раздела.

Посмотрите на экран и прочитайте название этого раздела   (С4)

Давайте прочитаем вместе «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

-Кто может продолжить эти строки?

Дети:

-Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок. (СЛАЙД 5)

Учитель:

-Как вы понимаете смысл этого предложения?

Учитель:

-Сказка придумана, но  она учит нас правильно жить  и не совершать необдуманных  поступков, сказка заключает в себе мудрую мысль.

Я вам предлагаю посмотреть на экран( слайд7) Юнна Мориц.(портрет)

-Вам знакомо это имя? 

-Да. Мы читали её стихотворения в 1 классе.

 – Давайте вспомним, с какими произведениями этого автора  вы знакомились. (щелчёк) («Попрыгать-поиграть», «Ванечка-пастух», «Ворона», «Дом гнома, гном – дома»...)

-Может кто-то помнит о ком эти произведения?  (о животных и о детях)

(если нет, то: давайте я  напомню вам, что с этим автором вы знакомились в 1 классе и читали такие произведения...Может кто-то помнит о ком эти произведения?)

-Да, ребята.  В  своих  стихах Юнна Мориц   писала о животных и о детях.

Я вам советую ещё раз перечитать эти произведения, взяв книги из библиотеки.

 

Сейчас я предлагаю вам прослушать запись и определить, что это? (щелчёк)( звуки слонов )

Кто-то догадался? (если нет: Тогда отгадайте загадку)

Трубит громко, да не трубач,

                                                                       Настоящий он силач.

                                                                       Имеет длинный хобот он

Догадались? Это …. (слон)

Правильно, это слон.(Слайд 8)

-Ребята. А где мы можем увидеть в наших краях слонов

О чём они могут мечтать?

Итак, ребята, какие же ваши предположения, о ком мы будем читать? (о слонах)

(открываю слайд с названием произведения)

-Прочитайте название произведения и скажите, сколько главных героев будет в нём?(Щелчёк)

-Предположите, весёлое или грустное будет произведение?

Давайте откроем учебники на с. 53.

Сначала я предлагаю вам прослушать это произведение.  Я буду читать, а вы следите глазками. (читаю)

Вопросы после прослушивания

Вы внимательно прослушали стихотворение и теперь скажите о ком оно?

-Каким оказалось стихотворение весёлым или грустным?

- О чём мечтают слоны?

Физминутка «Розовый слон» (под песню)

Очень много картин можно представить во время  чтения этого стихотворения,  поэтому, я предлагаю вам поработать в роли фоторепортёров и сделать фоторепортаж о нашем произведении.

Может кто-то знает, кто такой фоторепортёр?(ответы детей)(С 13)

 Читает ученик

Фоторепортер – фотограф, а фоторепортаж - это рассказ о каком-то событии по  фотографиям.

-Итак, приступим к работе.

Работать будем в группах. У вас на партах, в конвертах  лежат готовые снимки. Достаньте их  и разложите перед собой.

-Мы будем читать  по строфам  и составлять фоторепортаж по  стихотворению.

  1. Чтение по строфам с комментариями.

1-я строфа.

Начнёт читать1 группа, кто из вас будет читать, посоветуйтесь.

1-я строфа.

Читают дети

Учитель:

- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?

Дети:

-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.

Учитель:

- Что такое  байдарка? (Лодка.)

 Где мы можем узнать значение этого слова? (С 12)

-Обратимся к словарю (С15) Чтение детьми.

Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка.

Какая фотография подойдёт к этой строфе?

Положим её первой.(на экране 1 фото)

2-я строфа.2 группа

А в вашей группе кто будет читать?(читают)

С кем подружились слоны?(с дельфинами)

 - С чего  началась дружба? (С улыбки.)

Какая фотография подойдёт к этой строфе?

Положим этот снимок вторым.(на экране 1и2 снимок)

3-я строфа. Чтение детьми 3 группы

Кого вы выберете читать?

-Как вы понимаете  выражение  глоток задушевности нужен?

Дети:

-Это, значит, пообщаться сердечно, искренне( бывают такие моменты, когда хочется рассказать что-то тайное).

Учитель:

-Что устроили дельфины для слонов? (дружеский ужин)

Какую фотографию мы выберем  следующей?(С17)(3 фотографии)

4-я строфа.

Читают дети 4 группы

Кто у вас будет читать, посоветуйтесь?

- Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?

Дети:

- Они подружились.

Учитель:

- Что, значит, заключили в объятья?

Дети:

-Обняли на прощание.

Подбираем следующую фотографию.(С 18)(4 фотографии)

5строфа

Читают дети 5 группы

Кто будет читать в вашей группе?

- Что означает в обнимку растаяли в дымке?

Дети:

- Исчезли в тумане, пропали.

Учитель:

- А что осталось на память дельфинам?

Дети:

-На память остался снимок.

Найдём и положим  следующий снимок(слайд)

Сейчас мы продолжим чтение стихотворения  самостоятельно. По ходу чтения вы должны продолжить фоторепортаж т.е. к каждой строфе подобрать снимок(2-3 минуты)

Встретились ли вам слова, значение которых вам было непонятно

АВОСЬКА –может кто-то знает, что это?(ответы детей)(слайд, читают дети)

авоська – сумка для ношения продуктов, сплетённая  из шнурков или нитей.

Слоновод 

Кого мы называем слоноводом?(ответы)(чтение детьми)() слайд

Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.

- А теперь давайте посмотрим на экран и сравним мой фоторепортаж с вашим.(все фото по порядку)

Согласны со мной?

Вы обратили внимание, что один кадр остался пустым? Я предлагаю вам на этом кадре изобразить свою мечту. Но это вы будете делать дома.

А сейчас, используя наш фоторепортаж, мы вспомним краткое содержание нашего произведения.(отвечают вразноброс)

Так о чём же это стихотворение? (О мечте)

( Это весёлая добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте и душевном тепле.  Так может фантазировать ребёнок или взрослый, который не забыл, что он был ребёнком)

Давайте вернёмся к началу урока и сделаем выводы.

Получился ли у нас урок?

Каким он получился?

 Именно таким вы его представляли в начале урока.

Молодцы!

Ребята, в роли кого мы сегодня поработали? (фоторепортёров)(слайд с фоторепортёром).

 Где можно хранить фотографии? (ответы )

 У меня на доске страницы из фотоальбомов. Одна стр. из старинного альбома, здесь фотографии чёрно-белые, они не такие красочные. А другая стр. цветная, красочная, весёлая.  У вас на столах тоже есть такие фотографии. Подумайте, какое у вас было настроение на уроке,  к какой страничке вы бы его отнесли. Возьмите такую же фотографию и прикрепите её на выбранный лист. Делать вы это будете под музыку к этому произведению, которую исполняют Татьяна и Сергей Никитины (включить музыку)

(Все дети встают полукругом.) Ребята, посмотрите, какая красивая страничка у нас получилась. Я рада, что вам понравился урок. На  память вам я хочу подарить фотоальбом, где вы будете хранить фотографии своего класса. Давайте сделаем общий снимок для вашего альбома. (фотографируемся все вместе)

Спасибо за урок! Мне всё понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жа...