Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
- Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
- Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 4 классе | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
Урок литературного чтения
в 4 а классе по теме:
И.А.Крылов
«Слон и Моська»
провела:
учитель 1 категории
Агмалова И.Р.
Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни.
Задачи урока: Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «мораль», «крылатые выражения»
Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен. Воспитывать положительные моральные качества.
Оборудование: учебник, иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы; аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского.
Ход урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Начинаем урок литературного чтения. А какой это урок? (нужный) А почему нужный? Для чего нужно чтение?
– Хотелось бы узнать какое у вас настроение. Возьмите в руки 2 кружочка красный и зеленый и покажите кружок, который соответствует вашему настроению. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное) - А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.
Сегодня на уроке я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания. Ну, что в путь, друзья. II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. С чего начинаем урок чтения? (с проверки д.з.)
Что будем проверять? (выразительное чтение или наизусть детских стихов Шишкова. Это русский поэт, адмирал, министр народного просвещения) Что значит выразительно читать? Прослушать 2 учеников.
Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено. Забавой он людей исправил, сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил, и слава эта – наша быль.
И не забудут этой были, пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили, её и внуки затвердят.
- О ком пишет поэт? - Да, это Иван Андреевич Крылов. портрет Значит, чему будет посвящен наш урок? (Басне)
III. Объявление темы урока. Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с новой басней, сделать вывод из прочитанного, учиться выразительно читать…) -Чем прославился этот человек? (Он написал много басен).
1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца.
- Давайте перелистаем страницы биографии Крылова.
Нам поможет 1 группа 1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.
2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Его басни знали люди всей планеты. Но он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы.
2 группа Викторина по изученным басням. Вам знакомы произведения И.А. Крылова? Давайте вместе с вами вспомним их.
“Попрыгунья стрекоза…….. “Вороне где-то бог послал кусочек сыру…На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем Уж собралась…
“Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись….
“Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала…. - Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен.
3) Повторение о басенном жанре. - К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?
- Напомните, что такое басня? Басня – это короткий, занимательный рассказ в стихах или в прозе, где мало описаний и много диалогов, а герои басен – это животные. У басен простой сюжет, иносказание, мораль. Цель басни – высмеивание человеческих пороков, недостатков.
- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни) - В каком веке жил Крылов? И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)
IV. Физкультурная минутка (фоновая музыка).
По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа.
- Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня.
1.Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки.
2. Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр.
3.Встали прямо, поверните голову налево. Кого вы видите, назовите этих животных. (Слон и собачка мопс)
Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича.
V. Постановка проблемной задачи урока. Может, кто-то сможет назвать тему сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?
V. Работа над басней. 1) Прогнозирование содержания. Как вы думаете, о ком эта басня?
- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?
- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи)?
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)
- Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська - маленькая собачка, мопс
2) Первичное восприятие басни. Читаю я. Оправдались ли ваши предположения о героях басни?
3) Самостоятельное чтение басни. Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
3) Словарная работа. Встретились ли вам незнакомые слова? - Объясните значения данных слов Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
4) Работа над содержанием басни.
а) Беседа. Каким художник рисует Слона? Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона.
- Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
- Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
- Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка?
- Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу? Какими качествами обладает каждый их них?
- Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам.
Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя. Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
Задание: 1 вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, 2 вариант – Моську. Проверка. Как называются такие слова?
б) Работа над образными выражениями.
Я читаю словосочетания, а вы ищете в тексте образные выражения.
1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.) 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.) 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.) 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.) 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.) 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)
в) Выборочное чтение.
- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?
- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строчках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
5) Чтение мастером художественного слова. - Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
6) Чтение по ролям.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям.
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. (Слушание детей. Оценивание.)
VI. Итог урока. Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете? Какова же мораль басни? Что бы вам не говорили на вашем жизненном пути, следуйте своей дорогой, и не обращайте внимание на тех, кто отговаривает вас от идей. Не обращайте внимание на тех, кто на вас "лает" снизу вверх. (Пытаясь поднять свой авторитет в глазах окружающих, выбирай себе соперника по силам, иначе всерьез тебя никто не воспримет).
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
VII. Рефлексия. У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (зеленый – радостное, весёлое, красный – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем озвучьте его.
VIII. Домашнее задание.
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Урок литературного чтения по теме :И.А.Крылов "Слон и Моська".Особенности структуры басни.3 класс.УМК "Перспектива".
Данный урок литературного чтения-второй по изучению проиэведений великого русского баснописца И.А.Крылова. Дан в рамках Методической недели начальной школы....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...