методическая разработка теста по литературному чтению для 1 класса по произведению И.Токмаковой"Может, Нуль не виноват".
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Можно использовать на уроках внеклассного чтения в 1классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_skazki._mozhet_nol_ne_vinovat.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Токмакова Ирина
Может, ноль не виноват - часть 2 – Путешествие по Математике. (для 1 класса)
1
Погода испортилась. Дождь моросил по-осеннему, астры на балконе сникли, из окна пахло не свежестью, как бывало при летнем дожде, а сыростью.
Настроение у Али тоже испортилось. До первого сентября оставалось еще целых два дня. Уже все готово к школе. Школьная форма висит на специальной детской вешалке, гладиолусы купили и поставили в воду с аспирином — чтоб не завяли. А тут еще два дня. И дождь, и мамы дома нет, и Антошка пока не вернулся с дачи. Ну, разве не тоска!
Аля протянула руку, взяла из стопки новеньких учебников тот, что лежал сверху. Оказалось — «Математика».
Да… Как оно будет с этой математикой? Буквы Аля знала, можно сказать, по именам. А вот цифры — другое дело. Во-первых, их трудно писать. А во-вторых, просто напишешь — не отделаешься. Считать надо! Прибавлять, отнимать…
Аля раскрыла учебник — так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: «У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?»
«У какого это Антоши?» — подумала Аля.
Ах да, так вот же он нарисован на картинке. Аля пригляделась и даже ойкнула от удивления. В учебнике математики на семьдесят седьмой странице была нарисована Антошкина комната, все, как на самом деле есть, — и диван такой же, как у Антошки, и аквариум с красными меченосцами, и старая с книгами этажерка, ну, словом, все-все. И сам Антошка был тут же. Он ползал под столом на четвереньках. Аля его окликнула. Антошка обернулся. Никакого сомнения, это был ее приятель Антон Водовозов, с которым они договорились сесть в классе рядом, даже если кому-нибудь и придет в голову дразниться.
— Как ты туда попал, Антошка? — воскликнула Аля. — Ты что, заколдованный?
— Иди, помоги искать солдатика, — своим обычным голосом сказал нарисованный Антошка, точно ничего странного не происходило.
— Как же я к тебе попаду, когда ты нарисованный, или заколдованный, или вообще, может, я тебя во сне вижу?
— Ладно тебе. Какое там во сне! Ты идешь или нет?
— Хо-ро-шо, — очень неуверенно сказала Аля. — Только как?
— Очень даже просто, — ответил вместо Антоши чей-то писклявый голосок. — Через мостик.
Рядом с Антошкой оказалась Единица ростом с самого Антона. Она помахала Але рукой, поклонилась и вдруг… вдруг перекинулась мостиком прямо к Але, и Аля сама не заметила, как перебежала по этому мостику и оказалась рядом с приятелем.
И сразу же не стало ни номеров, ни условий задач, не было никакой семьдесят седьмой страницы, а просто Антоша в своей комнате, а рядом Аля, а рядом… В том-то вот и дело, что рядом стояла Единица. Худенькая, с длинной шеей и маленькой головой, забавная, живая.
— Вот видишь, это совсем нетрудно, — сказала она.
— Что? — спросила Аля.
— Оказаться в математике, — пояснила Единица.
Антошка встал с колен и озабоченно посмотрел на Алю.
— Понимаешь, — сказал он, — потерялся пехотинец. А это очень плохо.
— Антош, жалко, конечно, что потерялся. Но он ведь солдат, он мужественный. С ним ничего плохого не случится. Ты не тревожься.
— Во-первых, плохой я командир, если о солдатах тревожиться не буду, — сказал Антон. — Мало ли в какую беду он может попасть.
— А во-вторых, — подхватила Единица, — условие задачи без этого солдата нарушается. Без него нельзя решить задачу. Ответ не сойдется. Вот какой это важный солдатик. Уж вы мне поверьте, я в математике четыреста лет служу.
— Ого! — изумилась Аля.
— Да, да, да! — опять сказала Единица. — Солдатика надо найти, иначе рухнет эта задача, очень важная задача на вычитание, а за нею следом — и другие, да-да-да, математика — наука стройная, и в учебнике все-все должно быть всегда там, где положено.
— Как это? — спросила Аля.
— Да так. Все цифры — на местах, все знаки — на местах. Все условия задач — каждое на своем месте. Порядок в учебнике должен быть, строгий порядок.
— А при чем же тут солдатик? — уже немного робея перед Единицей, спросила Аля.
— Очень даже при чем. В задаче что сказано? Было девять солдатиков. Так?
— Ну да, — согласилась Аля.
— Значит, и должно на столе стоять девять. А тут сколько?
— Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Восемь, сказала Аля.
— Вот видишь, — произнесла Единица с укором, точно Аля спрятала недостающего солдатика у себя в кармане.
Аля даже машинально сунула руку в карман. В кармане лежала пуговица.
— Солдатика необходимо отыскать. Потому что, когда в математике начинается беспорядок, тогда над людьми берут верх двойки. Объединяются в стаи и берут верх, — втолковывала им Единица.
Але, может, все это и показалось бы вздором, да вдруг в комнате распахнулось окно и в него влетело несколько странных красных гусей, которые закружились по комнате, не то с гоготом, не то с хохотом.
Аля пригляделась к гусям и вдруг обнаружила, что это не гуси вовсе, а цифры два, то есть самые настоящие двойки. Влетев в комнату и немного погоготав, «гуси» вылетели вон, а окно само собой захлопнулось.
— Вот видишь, — наставительно сказала Единица.
Антошка окончательно вылез из-под стола и встал с коленок.
— Нет, — сказал он, — нигде нет солдатика. Прямо не знаю, что делать.
— В таком положении дело оставаться не может, — сказала Единица. Как хотите, а необходимо отправиться на поиски. Ты не слышал, солдатик упал на пол или нет?
— Он бы звякнул, — сказал Антошка. — Он же металлический, а не какой-нибудь пластмассовый.
— Значит, кто-то просто незаметно унес его.
— Антош, может, это сделал Кляксич? — спросила Аля, вспомнив свои недавние приключения в Букваре.
Она подробно описала их Антоше в своих письмах.
— Вряд ли.
Это сказал не Антон, это произнесла Единица.
— Он все больше по тетрадкам норовит бегать, — продолжала она. Помарку и Описку подзуживает людям разные каверзы строить. В Математику ему не так-то легко пробраться.
— Ты-то что думаешь, Антон? — спросила Аля.
— Не знаю, Аль, — честно признался Антон. — Просто совсем ничего не понимаю.
— Я знаю одно, — сказала Единица. — Надо идти искать пехотинца и найти его во что бы то ни стало. Это наш долг перед учениками первого класса «Б» и перед наукой — математикой, — добавила она торжественно. Пошли.
2
Единица распахнула дверь из Антошкиной комнаты, но за дверью оказался вовсе не коридор его квартиры, где все еще продолжал жить друг детства трехколесный велосипед и были сделаны до самого потолка книжные полки. Нет. Дверь, открывшись со скрипом, выпустила всех троих на веселую, залитую солнцем лужайку. Дождя не было. И вообще было лето.
— А может быть… Может быть… — произнесла Единица задумчиво. Да-да-да. Вполне может быть. Он ведь любит аннулировать…
— Кто? — спросил Антон.
— Ноль, — сказала Единица. — Характер у него, знаете, такой, как бы это сказать… неопределенный…
— У Ноля? Характер? — изумился Антон.
— Очень даже просто. Характер, — подтвердила Единица. — Уж очень любит аннулировать.
— И это он… аннулировал пехотинца? — почему-то шепотом спросила Аля.
— Могло быть. Ох, могло быть! — сказала Единица. — Сейчас спросим, может, кто-нибудь из моих сестер что-нибудь заметил.
И Единица, поставив ладони рупором, закричала:
— Сестрички-единички, где вы?
Издали, все приближаясь и приближаясь, послышалась песенка:
Мы не сойки, не синицы,
Мы сестрицы-единицы.
Тот, кто любит устный счет,
Знает нас наперечет.
В сад строем вошли похожие на свою сестру единицы. Они обошли сад, построившись в линеечку, в затылок одна другой, а потом стали перед Алей и Антоном без конца перестраиваться. При этом они все время пели свою песенку:
Посчитай и посмотри
Хорошенько
Раз, два, три.
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
«Три» — в тетрадке у Данилки,
Он урок недоучил,
Вот и тройку получил!
И тут, перестроившись по четыре, они запели опять:
Ты взгляни на мир пошире,
Будет — раз, два, три, четыре,
У стола четыре ножки,
Ну, а сколько лап у кошки?
Столько ж, сколько у кота,
Все четыре — мягкота.
И снова перестроились — уже по пять, но петь не переставали ни на минуту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Если пять стоит в тетрадке,
Это значит — все в порядке.
— Погодите-ка, сестрички, — перебила их Единица. — У меня к вам серъезное дело.
Сестры встали перед Единицей, выстроились в линеечку, точно их написал в тетрадке очень старательный ученик.
— Слушаем, — сказали они хором.
— Сестрички! — торжественно начала Единица. — Случилась прискорбная история. Испорчено условие задачи, потому что из условия похищен солдатик. Моим друзьям, — она кивнула в сторону Али и Антона, — и всему первому классу «Б» грозят неприятности. Вы можете себе представить, какую власть возьмут двойки, если в задачах не будет порядка?
— Можем! — хором отозвались единицы.
— Как вы думаете, кто в этом виноват?
Тут поднялся невообразимый галдеж, потому что все сестрицы-единицы заговорили разом.
— Погодите, говорите по одной, так ничего нельзя понять. Вот ты, сестричка, что думаешь?
— Условие задачи испорчено? — спросила Единичка, к которой был обращен вопрос.
— Конечно.
— Значит, его все равно что нет?
— Вот именно.
— Тогда оно, может быть, аннулировано? — подсказала Единичка. — Вот и подумайте.
Остальные опять разом загалдели.
— Кто-нибудь что-нибудь видел?
— Я видела, — сказала тоненьким голоском самая маленькая Единичка, как Нуль промчался сегодня в своей нулевой машине. Знаешь, где у него и колеса и руль — все такие на него самого похожие.
— Ну и что?
— По-моему, там кто-то сидел на заднем сиденье.
— Это еще ничего не значит, — возразила Единица.
— Да, но там сидел кто-то не просто. Там был кто-то очень грустный.
— Это меняет дело, — заметила Единица. — Куда он поехал?
— Он свернул на дорогу, которая ведет к Тришке.
— Ясно, сестрички. Ну, идите по своим делам, спасибо.
Единицы так же, как и пришли, удалились строем. Аля и Антон растерянно глядели на Единицу.
— Да, дела не так просты, как кажутся, — сказала она. — Слушайте меня внимательно. У меня перед началом учебного года очень много дел. Я провожу вас до дороги, которая ведет к Тришке, а там вы идите сами. Тришка — это цифра три, ее зовут Тройка, а Тришка — это ее прозвище. Пойдите спросите, может, Тришка знает поточнее, Ноль или не Ноль унес солдатика.
Аля и Антон послушно пошли за Единицей, вышли из сада через калитку, оказались на дороге, обсаженной высокими (видно, очень старыми) кустами акации. Тут Единица сними попрощалась. Она еще долго стояла у калитки, приветливо и ободряюще махала им вслед. Наконец дорога вильнула в сторону, и Единица скрылась из виду.
3
— Антош, куда это мы с тобой идем? — тревожно спросила Аля.
— К Тришке идем, ты же слыхала; что из этого всего будет, я и сам не знаю. Но не отступать же? Вдруг да этот Тришка нам поможет? Ноль-то все-таки к нему, говорят, сегодня ездил. Надо же нам найти солдатика и вернуть его в задачу.
— А может, эту задачу и вообще никому никогда не зададут? смалодушничала Аля.
— Зададут не зададут, это не важно, — возразил Антон. — Важно навести в задачках порядок. Иначе двоек не оберемся.
— Мы с тобой? — спросила Аля.
— Ну, а если и не мы с тобой? Ты хочешь, чтобы другие ребята двоечниками были, так, что ли?
Нет, Аля вовсе этого не хотела.
— Тогда не трусь и иди не как утиная бабушка, — сказал Антон.
Аля обиделась на «утиную бабушку», но пошла бодрее.
«Интересно! — думала Аля. — Когда смотришь на учебники, то они с виду такие скучные. А как туда попадешь, так в них, оказывается, все живые, и такая идет своя, занятная жизнь. Обязательно надо будет про это рассказать ребятам в классе».
— Ой, Аль, погляди, дерутся там, что ли?
Аля, погруженная в свои мысли, и не заметила, как дорога кончилась и подвела их к дому, сложенному из красного кирпича. Дом был узенький, но высокий, трех-этажный, крыша у него была странная, она состояла из двух покатых арок, точно цифра три, но только уложенная «носом вниз».
На лужайке перед домом шла, по-видимому, свара. Какой-то толстенький и сутулый человечек отчаянно ругался с другим. Причем тот, другой, что-то выдирал из рук у толстенького.
— Вечно тебе надо отнимать! — кричал толстенький. — Не отдам, да и все.
Аля и Антон сначала было испугались, но, поняв, что двое ссорящихся не обращают на них решительно никакого внимания, осмелели и подошли поближе. К их удивлению, в руках у толстенького, который явно напоминал цифру «три» и был упомянутым Тришкой, трепыхался кролик.
— Тришка, у тебя три кролика. Отдай одного мне. Он мне очень нужен. У тебя останется два, это все равно больше, чем один. Отдай! — кричал отнимавший.
— Тебе бы только отнимать, паршивый Минус! Все отнять, да отнять, да отнять! Поработай с мое, не одного, а десять кроликов купишь себе на базаре!
— Жадюга! Кролика соседу пожалел! — вопил Минус, дергая бедного кролика за лапу.
Видно было, что толстый Тришка устал, запыхался и вот-вот уступит кролика, но тут Минус увидел Алю и Антона и так удивился, что отпустил кроличью лапу. Тришка мгновенно этим воспользовался и с неожиданным проворством убежал и скрылся в доме с кроликом.
— Ладно, — махнул ему вслед Минул. — Все равно в следующий раз отниму. А что у вас? — обратился он к Але и Антону.
— Ничего у нас нет. Мы ищем пехотинца из задачи, — сказал Антон. — Он пропал.
— Я не отнимал, — тут же сказал Минус. — Это не моих рук дело. Нет, нет.
— А вы не скажете нам… — начала было Аля, но Минус уже торопливо удалялся.
— Не моих рук дело! — крикнул он им, оборачиваясь. — Спросите у Тришки. Он от жадности что хочешь себе возьмет. Может, и пехотинца прикарманил.
Антон постучал в запертую дверь. Из-за двери послышалось пыхтенье, но никто не ответил.
— Откройте нам, пожалуйста, — сказала Аля.
Дверь открылась на щелочку, и в щелочку шепотом спросили:
— Ушел? Минус ушел?
— Ушел, — сказал Антон.
Тогда дверь открылась пошире, и на крыльцо вышел Тришка.
— Это невозможная жизнь, — пожаловался он. — Только и знает — отнять! Забрать. Чтоб у тебя стало обязательно меньше, чем было. Чума, а не сосед. Совсем от рук отбился.
В дверь прошмыгнули три кролика и стали бегать кругами по лужайке.
— Побегайте, голубчики, пока этот разбойник не вернулся. Ну, так зачем я вам понадобился?
Антон и Аля рассказали Тришке, что случилось.
— Ноль? Проезжал он действительно, только мимо. Нет, я про солдатика ничего не знаю. Вы думаете, Ноль взял? Что вы, это же честнейшее существо в Математике.
— Что же нам теперь делать? — спросила Аля.
— Никаких сомнений — искать, найти, водворить на место. Единица правильно вам сказала, как только начнется беспорядок, так посыплются двойки. Они удивительно быстро плодятся. Прямо как комары! — сокрушенно покачал головой Тришка.
— Ну, а где же нам искать солдатика? Мы ведь нездешние, ничего тут не знаем, — вздохнул Антон.
— Ума не приложу. Ну, сходите, что ли, к Дыдве. Может, она что слыхала, — посоветовал Тришка.
— А кто это? — спросил Антон.
— Это Четверка, ну, знаете, цифра четыре, — пояснил Тришка.
— Почему же ее так странно зовут?
— Дыдва? Да мы-то уж привыкли. Это длинная история. А если коротко, то ведь дважды два — четыре?
— Четыре, — подтвердили Аля и Антоша.
— Ну вот. Дваждыдва. Минус такому длинному прозвищу позавидовал и попытался отнять. Но оно порвалось. «Дваж» осталось у Минуса, а «Дыдва» у Четверки. Но «дваж» ему оказались совершенно ни к чему, он его потом вернул, да оно как-то обратно не пристало. Вот так и осталось — Дыдва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"
Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
Методическая разработка урока по литературному чтению 1 класс
Разработка урока по литературному чтению 1 класс...
Тест по литературному чтению 2 класс по произведения Булгакова "Анна, не грусти!" и Ермолаева "Два пироженных"
Тест преднозначен для проверки знаний по содержанию произведений. Есть вопрос где надо написать свое отношение к произведению....