Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учитель начальных классов Глухова Татьяна Николаевна

Предмет

Литературное чтение УМК «Планета знаний»

Класс

2

Тема урока

Обобщение темы «Авторские и народные сказки»

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний и умений

Цель: 

на основе анализа художественных произведений создать условия для формирования УУД:

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. 1.Отрабатывать навык выразительного чтения.
  2. 2.Формировать навык работы с текстами (смысловое чтение).
  3. 3.Знать фамилии авторов и названия изученных произведений.
  4. 4.Ориентироваться в понятиях «авторская», «народная», «сказка»

1. Организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель выполнения заданий.

3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности  

4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности.

 5.Определять границы своего знания/

незнания.

1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод.

2.Ориентирова

ться на страницах учебника и в пройденном материале.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.  Расширять словарный запас.

1. Участвовать в деловой беседе.

2. Учиться отвечать на вопросы учителя и  задавать вопросы.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

4. Уметь слушать и понимать речь других.

5.Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре.

1.Формировать позитивную мотивацию к

учебной деятельности учащихся.

2. Ценить и принимать базовые ценности: «добро»,  «дружба»,  «счастье».

3. Уважать  творчество писателей.

4. Освоить роли ученика; проявлять  интерес к учению.

5. Развивать  коммуникативные умения, воспитывать  культуру общения, сотрудничества.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

«сказка», «народная», «авторская»

Здоровьесберегающие технологии

Соблюдение норм СанПиНа.

смена видов деятельности;

оздоровительные минутки; динамическая пауза,

разнообразные методы изложения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный;

разнообразные формы работы: индивидуальная работа, работа в паре;

учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная  презентация, аудиозапись мелодии «Приходите в гости к нам»

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

компьютер и проектор, магнитофон

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный этап.

Задача: формирование у учащихся рефлексивных умений самоорганизации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.

- Здравствуйте, дети! ….....    Садитесь.

 

- Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда -

Внимание ваших умных глаз.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на учебную работу, активизируют внимание и память.

2 ЭТАП.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие  познавательных интересов и инициативы учащихся.

Аудио-запись мелодии «Сказка»

Деятельность учителя

- Я приглашаю вас в волшебный мир. Слышите, уже звучит мелодия? (звучит мелодия «Приходите в гости к нам»)

- Кто узнал эту чудесную мелодию?

- Правильно, это мелодия «Приходите в гости к нам» или «В гостях у сказки»

- Я знаю, вы любите игры, загадки. А сказки?

- Почему вы любите сказки?

- Конечно, сказки очень интересны, сегодня на уроке мы вспомним наши любимые сказки.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти

Деятельность учителя

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к повторению изученного материала.

1.Подготовительная беседа

Подготовленный ребёнок читает наизусть стихотворение:

О чёт-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

 Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

2. – Чем же отличается сказка  от другого произведения?

- что вы больше всего любите в сказках?

- Кто сочиняет сказки?

- Как называются сказки, у которых автор не известен?

- как называются сказки, автор которых нам известен?

-Каких писателей-сказочников вы знаете?

- Сейчас мы проверим, сможем ли мы отличить авторскую сказку от народной? Кто даёт правильный ответ, получает красное яблочко.

 «Царевна-лягушка» (РНС)

«Сказка о царе Салтане» ( Авторская А.С.Пушкин)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (РНС)

«Дюймовочка» (Андерсен)

 

 

Деятельность учащихся

 Включаются в работу, активизируют память.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).

Отвечают на вопросы учителя.

4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне.

Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

.

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к учебной деятельности.

Наблюдает за физиологическим состоянием учащихся с целью предотвращения умственного перенапряжения и физической усталости.

 Создает условия для сотрудничества (работы в парах) и создания ситуации успеха для каждого учащегося.

- Ребята, Мы сегодня вспомнили описателя А.С. Пушкина.

Одна из его сказок заканчивалась словами: « Сказка – ложь, да в ней намёк….» Закончите слова

- Посмотрите на доску, перед вами цветок, вот только лепестков нет у него. А лепестки перед вами. Выполните задание: вспомните сказку вашу любимую и на лепестке напишите, чему учит эта сказка.

- Молодцы, ребята, мы собрали с вами цветок.

Выполняют учебную задачу.

Динамическая минутка: электронная физминутка со сказочными героями

Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка.

6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.

Деятельность учителя

Проверяет знания учащихся в игровой форме. Организует деятельность учащихся по самопроверке. Подводит итог, предлагает  вспомнить тему и задачи урока.

Проверочная работа.

  1. Блиц-опрос по произведениям.

- А сейчас предлагаю вам викторину по сказкам. За правильный ответ – красное яблочко.

1. сказочный крокодил (Гена)

2. Дерево, предлагающее свои плоды герою. (яблоня)

3. Сказка о коллективном труде (репка)

4. Похитительница Дюймовочки (жаба)

5. волшебный «компас» из русских народных сказок»

(клубок)

6. сказочный герой, который ловил рыбу хвостом. (волк)

7. Герой русской народной сказки, который поймал говорящую щуку (Емеля)

8. две девочки из сказки «Мороз Иванович» (Рукодельница и Ленивица»

9. Девочка, спрятавшаяся в коробе, который нёс медведь. (Маша)

10. Крыса старухи Шапокляк (Лариса)

  1. На доске «Чудо-дерево», на нём различные предметы: яйцо, ключик, иголка, цветок, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, топор.

- Ребята, каким героям принадлежат эти вещи?

Деятельность учащихся

Выполняют проверочную работу. Проверяют себя.

Дают ответы на вопросы учителя.

7 ЭТАП Итог урока.

Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию  неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

.

Деятельность учителя

Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение.

Подведение итога урока:

- Пора подвести итог урока. Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой?

- Правильно, проверить наше знание о народной и авторской сказке.

- Согласны ли вы, что мы ее выполнили?

- «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Какой урок мы получили, прочитав сказки? (надо дружить, помогать близким, трудиться, быть добрыми, смелыми)

- Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни?

- Какие умения мы отрабатывали на уроке?

- Учились работать с текстами, добывали информацию, читали, проверяли свои знания…

- Какие элементы урока вам были интересны?

- Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока?

- Как узнать? Надо читать.

- Оцените свою работу. Посмотрите, сколько яблок вы заработали. Выставление отметок за активную, правильную творческую работу на уроке.

Деятельность учащихся

Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....

технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

Цель урока: развивать умение сравнивать разные точки зрения на одну проблему, проводить грань между выдумкой и обманом...

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев".

Технологическая карта урока по Литературному чтению по теме: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев". 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....