Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_dlya_2_klassa_na_temu_skazki.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса
на тему «Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры»
Какашинская Лилия Николаевна,
МБОУ-СОШ №18 г. Белгорода
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;
- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);
- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.
Оборудование: - карточки с названиями литературных жанров (быль, народная песня, пословица, стихотворение, рассказ, сказка);
- «светофоры» обратной связи (сигналы красный, желтый, зеленый);
- стикеры 3-х цветов для каждой четверки;
- заготовки сравнительных таблиц;
- заготовки для задания «Собери пословицу»
- слайды презентации:
1) анаграммы слов для определения заглавия сказки;
2) иллюстрации людей в национальных татарских костюмах, быта татарского народа, географического положения республики Татарстан и т. п.;
3) сводная сравнительная таблица
4) опорные фразы для рефлексии
Ход урока
- ОРГМОМЕНТ
- ВЫЗОВ
- Актуализация опорных знаний. Определение темы, постановка задач урока.
а) о теме раздела:
- Какова тема произведений, которые читаем на протяжении ряда уроков? (Произведения о семье)
- Как называется раздел? (Семья и я)
- Что называем семьей?
б) о литературных жанрах:
1) самостоятельная работа в парах:
- у доски: составление схемы «Жанры прочитанных произведений о семье»
Комментарий: у учащихся 6 карточек, а блоков на схеме 5, таким образом, 1 карточка оказывается лишней, на ней указан жанр нового произведения.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
- на местах: проверка домашнего задания (А. Плещеев. «Песня матери», Ю. Коринец. «Март») - чтение стихотворений наизусть или выразительно, взаимоанализ;
- учитель выборочно проверяет подготовку 2-3 детей, анализирует и оценивает
2) проверка самостоятельной работы:
- взаимооценка чтения:
учащимися с использованием «светофоров», комментирование причин оценки;
комментирование учителем оценки
- целеполагание:
- Что объединяет эти произведения? (о матери и о ее ребенке, стихотворения, описаны проявления любви)
Комментарий: важно, чтобы было отмечено именно это.
- Всегда ли так бывает?
- Какую в связи с этим мы ставили цель, начиная читать произведения о семье? (Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами)
- проверка парной работы: выяснение «лишнего» жанра,
- Итак, что будем сегодня читать? (Сказку)
в) определение заглавия сказки:
- Заглавие сказки состоит из двух слов. Первое слово – это число, часто встречающееся в сказках. (Три)
- Второе слово – лишнее среди рассыпанных слов.
работа с анаграммами, выявление лишнего, объяснение
- Итак, какое заглавие у нашей сказки? («Три сестры»)
г) краткий рассказ о народе-авторе с опорой на иллюстративный материал:
- Сказку эту создал татарский народ. Республика Татарстан расположение на юге Российской Федерации... и т. п.
Комментарий: это может делать заранее подготовленный ученик, только очень кратко.
д) формулирование темы, задач урока:
- Итак, сформулируйте тему урока. (Татарская сказка «Три сестры»)
- Какие задачи поставим перед собой? (выяснить о поступках героев, проанализировать их, соотнести с нормами поведения)
- Прием «Дерево предсказаний».
Работа в четверках.
Запись на стикерах разного цвета предположений: о героях; о событиях; о взаимоотношениях.
Озвучивание, приклеивание на доске в виде кроны дерева.
- ОСМЫСЛЕНИЕ
- Чтение с остановками.
текст читает учитель и хорошо читающие учащиеся
а) чтение, остановка после слов «- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.», обсуждение:
- Как женщина заботилась о своих дочерях?
- Какими они выросли?
- Верно ли, что дочери, повзрослев, стали жить вдали от матери?
- Почему мать решила послать к ним белочку?
- Предположите, как поведут себя дочери в этой ситуации.
высказывания учащихся
б) дочитывание, проверка предположений:
- Ожидали ли мы, что дочери себя так поведут?
- Удалось ли угадать, кто будет героями сказки?
дополнение записей на доске о героях, которых не назвали (предположительно, это мать и белочка)
- Физкультминутка для глаз.
3. Повторное чтение, заполнение сравнительной таблицы
а) групповая работа (3 группы по количеству сестер в сказке)
1) прочитать сказку
2) заполнить свою часть таблицы
б) коллективная работа: заполнение сводной таблицы
Старшая сестра | Средняя сестра | Младшая сестра | |
Что делала | чистила тазы | ткала | месила тесто |
Оказала ли помощь матери | «надо сначала почистить эти два таза» | «я сейчас побежала бы к матери, да очень занята» | «не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери» |
Эмоции, слова белочки | «рассердилась», «будь же ты с ними вовек неразлучна» | «тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь» | «мое дорогое дитя» |
В кого превратилась | черепаха | паучиха | золотая пчелка |
Когда превратилась | сразу | сразу | жила много лет, вместо смерти |
4. Работа по таблице:
- Кто вам нравится больше всех? Почему?
- Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?
- За что народ любит младшую дочь?
- За что были наказаны старшие дочери?
- Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)
5. Физкультминутка: Белки скачут
Скок – скок – скок.
Да на тоненький сучок.
Приседают, слушают,
Не идёт ли кто?
Раз – согнулись, разогнулись,
Два – прогнулись, потянулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- Работа над образом белочки.
Самостоятельная работа в тетради (задание 2):
- Какой была белочка? (Справедливой). Объяснение, обсуждение.
- Работа с пословицами.
а) самостоятельная индивидуальная работа:
- у доски «Собери пословицу» (2 человека):
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Любовь и труд рядом живут.
- в тетрадях (задание 5: выяснение, о какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, да слепа душа»):
б) проверка самостоятельной работы: анализ пословиц.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
- Творческая работа
- Представьте, что вы встретились с сестрами. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали?
– Измените сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерьми.
2. Анализ «Дерева предсказаний».
- Оправдались ли наши предположения?
- О каком же чувстве эта сказка? (О любви матери к своим детям, детей к родителям)
- Чему научила вас эта история, сохраненная татарским народом? (Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь).
3. Перспектива
- На следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Семья и я» и узнаем, в каких еще поступках проявляется любовь.
4. Домашнее задание.
- пречитать сказку, выполнить задания в тетради
- * Составить Синквейн к любому из персонажей сказки
V. ИТОГ УРОКА
- Над каким произведением работали?
- Выберите и закончите фразу:
Мне понравилось (не понравилось) …
Я хочу поблагодарить …
Я задумался над тем, что ….
Мне показалось важным ….
Мне было интересно …
Мне нужно обратить внимание …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Бөҗәкләр турындагы шигъри әсәрләр. З.Мансур “Кырмыска һәм малай”" (на татарском языке)
Әдәби уку дәресендә 2 сыйныфта куллану өчен....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...
Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»; расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...
Методическая разработка урока Литературного чтения 3 класс "Школа России"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока Литературного чтения 3 класс "Школа России"
Методическая разработка урока...