Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Какашинская Лилия Николаевна

Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса

на тему «Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры»

Какашинская Лилия Николаевна,

МБОУ-СОШ №18 г. Белгорода

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;

- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);

- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.

Оборудование: - карточки с названиями литературных жанров (быль, народная песня, пословица, стихотворение, рассказ, сказка);

- «светофоры» обратной связи (сигналы красный, желтый, зеленый);

- стикеры 3-х цветов для каждой четверки;

- заготовки сравнительных таблиц;

- заготовки для задания «Собери пословицу»

- слайды презентации:

1) анаграммы слов для определения заглавия сказки;

2) иллюстрации людей в национальных татарских костюмах, быта татарского народа, географического положения республики Татарстан и т. п.;

3) сводная сравнительная таблица

4) опорные фразы для рефлексии

Ход урока

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. ВЫЗОВ
  1. Актуализация опорных знаний. Определение темы, постановка задач урока.

а) о теме раздела:

- Какова тема произведений, которые читаем на протяжении ряда уроков? (Произведения о семье)

- Как называется раздел? (Семья и я)

- Что называем семьей?

б) о литературных жанрах:

1) самостоятельная работа в парах:

- у доски: составление схемы «Жанры прочитанных произведений о семье»

Комментарий: у учащихся 6 карточек, а блоков на схеме 5, таким образом, 1 карточка оказывается лишней, на ней указан жанр нового произведения.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

- на местах: проверка домашнего задания (А. Плещеев. «Песня матери», Ю. Коринец. «Март») - чтение стихотворений наизусть или выразительно, взаимоанализ;

- учитель выборочно проверяет подготовку 2-3 детей, анализирует и оценивает

2) проверка самостоятельной работы:

- взаимооценка чтения:

учащимися с использованием «светофоров», комментирование причин оценки;

комментирование учителем оценки

- целеполагание:

- Что объединяет эти произведения? (о матери и о ее ребенке, стихотворения, описаны проявления любви)

Комментарий: важно, чтобы было отмечено именно это.

- Всегда ли так бывает?

- Какую в связи с этим мы ставили цель, начиная читать произведения о семье? (Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами)

- проверка парной работы: выяснение «лишнего» жанра,

- Итак, что будем сегодня читать? (Сказку)

в) определение заглавия сказки:

- Заглавие сказки состоит из двух слов. Первое слово – это число, часто встречающееся в сказках. (Три)

- Второе слово – лишнее среди рассыпанных слов.

работа с анаграммами, выявление лишнего, объяснение

        

- Итак, какое заглавие у нашей сказки? («Три сестры»)

г) краткий рассказ о народе-авторе с опорой на иллюстративный материал:

- Сказку эту создал татарский народ. Республика Татарстан расположение на юге Российской Федерации... и т. п.

Комментарий: это может делать заранее подготовленный ученик, только очень кратко.

д) формулирование темы, задач урока:

- Итак, сформулируйте тему урока. (Татарская сказка «Три сестры»)

- Какие задачи поставим перед собой? (выяснить о поступках героев, проанализировать их, соотнести с нормами поведения)

  1. Прием «Дерево предсказаний».

Работа в четверках.

Запись на стикерах разного цвета предположений: о героях; о событиях; о взаимоотношениях.

Озвучивание, приклеивание на доске в виде кроны дерева.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ
  1. Чтение с остановками.

текст читает учитель и хорошо читающие учащиеся

а) чтение, остановка после слов «- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.», обсуждение:

- Как женщина заботилась о своих дочерях?

- Какими они выросли?

- Верно ли, что дочери, повзрослев, стали жить вдали от матери?

- Почему мать решила послать к ним белочку?

- Предположите, как поведут себя дочери в этой ситуации.

высказывания учащихся

б) дочитывание, проверка предположений:

- Ожидали ли мы, что дочери себя так поведут?

- Удалось ли угадать, кто будет героями сказки?

дополнение записей на доске о героях, которых не назвали (предположительно, это мать и белочка)

  1. Физкультминутка для глаз.

3. Повторное чтение, заполнение сравнительной таблицы

а) групповая работа (3 группы по количеству сестер в сказке)

1) прочитать сказку

2) заполнить свою часть таблицы

б) коллективная работа: заполнение сводной таблицы

Старшая сестра

Средняя сестра

Младшая сестра

Что делала

чистила тазы

ткала

месила тесто

Оказала ли помощь матери

«надо сначала почистить эти два таза»

«я сейчас побежала бы к матери, да очень занята»

«не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери»

Эмоции, слова белочки

«рассердилась»,

«будь же ты с ними вовек неразлучна»

«тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь»

«мое дорогое дитя»

В кого превратилась

черепаха

паучиха

золотая пчелка

Когда превратилась

сразу

сразу

жила много лет, вместо смерти

4. Работа по таблице:

- Кто вам нравится больше всех? Почему?

- Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?

- За что народ любит младшую дочь?

- За что были наказаны старшие дочери?

- Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

5. Физкультминутка:         Белки скачут

Скок – скок – скок.

Да на тоненький сучок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли кто?

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – прогнулись, потянулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Работа над образом белочки.

Самостоятельная работа в тетради (задание 2):

- Какой была белочка? (Справедливой). Объяснение, обсуждение.

  1. Работа с пословицами.

а) самостоятельная индивидуальная работа:

- у доски «Собери пословицу» (2 человека):

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Любовь и труд рядом живут.

- в тетрадях (задание 5: выяснение, о какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, да слепа душа»):

б) проверка самостоятельной работы: анализ пословиц.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Творческая работа

- Представьте, что вы встретились с сестрами. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали?

– Измените сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерьми.

2. Анализ «Дерева предсказаний».

- Оправдались ли наши предположения?

 - О каком же чувстве эта сказка? (О любви матери к своим детям, детей к родителям)

- Чему научила вас эта история, сохраненная татарским народом? (Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь).

3. Перспектива

- На следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Семья и я» и узнаем, в каких еще поступках проявляется любовь.

4. Домашнее задание.

  1. пречитать сказку, выполнить задания в тетради
  2. * Составить Синквейн к любому из персонажей сказки

V. ИТОГ УРОКА

- Над каким произведением работали?

- Выберите и закончите фразу:

Мне понравилось (не понравилось) …

Я хочу поблагодарить …

Я задумался над тем, что ….

Мне показалось важным ….

Мне было интересно …

Мне нужно обратить внимание …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: "Фольклор народов зарубежных стран" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с фольклором зарубежных стран; знакомство с произведением «Бульдог по кличке Дог»;  расширение знаний учачихся о произведениях авторов и...