Урок литературного чтения во 2 классе. Тема "Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. Татарская народная сказка "Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает. Татарская народная сказка «Три сестры».
Учитель :Казанцева И.М.
Цели урока:
Предметные: формировать умения определять жанр произведения (сказка)
- дать характеристику героям
- совершенствовать умение выделять смысловые части речи
Познавательные: уметь отличать виды сказок, составлять синквейн
Метапредметные
Регулятивные:
-осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока,
-ставить перед собой учебную задачу,
-сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
- находить в тексте конкретные сведения , факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
-делить текст на смысловые части;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
-понимать информацию представленную в неявном виде;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
-использовать различные виды чтения;
Преобразование и интерпритация информации:
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать, находящуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
Оценка информации:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
Коммуникативные: формировать умения работать в парах и в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.
Личностные: формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник по литературному чтению, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный этап. (Мотивация)
- Я рада вновь видеть ваши лица лица и глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний.
1. -Какой общей темой объеденены произведения, которые мы прочитали в последнем разделе ? (Тема «Семя и я»)
- Вспомните произведения каких жанров мы читали в этом разделе? (Быль, пословицы, рассказы, стихи, песни.)
-С каким жанром мы еще в этом разделе не встречались? (Сказка)
III. Конкретизация темы урока и постановка учебных задач.
1.-Сегодня мы почитаем сказку на тему очень важную для всех нас, а вот на какую именно вы ответит, прослушав притчу. (Клип «Притча о матери».)
За день до рождения
Ребёнок спросил у бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю ,
что я должен делать в этом мире?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела,
он всегда будет рядом с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как его зовут?
- Не важно, как его зовут.
Ты будешь называть его « МАМА»
- О ком пойдет речь на уроке? (О маме и о её ребенке).
-Действительно, мы сегодня будем говорить о взаимоотношениях между самыми близкими и родными людьми, между мамой и её детьми, а поможет нам в этом татарская народная сказка «Три сестры». (СЛАЙД 16)
-Как вы думаете, о ком может быть сказка с таким названием? (СЛАЙД 17)
- В какие отношения могут вступать все члены семьи? (они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге)
IV. Постановка учебной задачи.
-Какие задачи поставим сегодня на уроке? Вам помогут опорные слова (СЛАЙД 18)
ПОЗНАКОМИМСЯ … ( с татарской народной сказкой)
ПРОВЕРИМ … (своё предположение, о чем или о ком эта сказка)
БУДЕМ УЧИТЬСЯ … (работать с текстом)
V. Усвоение новых знаний.
-Давайте прочитаем сказку и посмотрим, подтвердились ли наши предположения.
Чтение с остановками
1 часть.
(Читает 1 ученик) (Остановка после 4 абзаца до слов – Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили).
1.Словарная работа. -Значение каких слов было непонятно? Объясните значение слов: тяжко заболела – тяжело поспешили - быстро пришли
2.
- Как женщина заботилась о своих дочерях? Найдите и прочитайте в тексте.
- Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была? (Мама была трудолюбивой) (КЛИК)
- Почему ей приходилось так много работать? (Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей.)
- Значит как еще можно охарактеризовать мать? (любящая, заботливая) (КЛИК)
- Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со светлой луной? (Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки).(КЛИК)
-Давайте обратимся к кластеру. О каком герое мы не предполагали? (О белочке)(КЛИК)
- Почему мать отправила к своим дочерям белочку? (Она заболела. Ей нужна была помощь)
- Прочитайте что сказала мать.
-Как вы думаете, как поступят дочери? ( Возможные ответы:1) Дочери поспешат к матери на помощь. Мама самый родной человек. Она все здоровье отдала, чтобы дочерей вырастить. 2) Я думаю, что не все дочери так поступят. Если бы все так поступили, сказка не получилась бы. Но должны все дочери помочь.)
2 часть (Читает 1 ученик)
(Вторая остановка после слов: - и вторая дочь превратилась в паучиху)
- Оправдались ли наши предположения? Чьё предположение оказалось верным?
1.Словарная работа.
-Понятно ли вам значение слов :
ярмарка – большой торг с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.
холст – льняная ткань из толстой пряжи.
- Как повели себя старшая и средняя дочери, когда узнали печальную весть от белочки о болезни матери? (Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее.)
- Как белочка отреагировала? (Наказала их) (КЛИК)
- За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали? (За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью.)
2.
-Предлагаю поработать над характерами дочерей. Найдите черты характера присущие каждой сестре на карточках расклеенных по кабинету и прикрепите их на доску к кластеру.
(Бессердечная, неблагодарная, равнодушная).
Физминутка
Моя семья.
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
3.
-Ребята, неужели и третья дочь не поспешит к матери?( Я думаю, что младшая дочь поспешит. Во всех сказках младшая дочь добрая, милая, самая любимая.)
3 часть (Читает учитель).
- Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте.
- Что пережила младшая дочь? (Страх, жалость, испуг)
- Почему вы так решили, если младшая дочь ни слова не произнесла?( Она так торопилась, даже руки на обтёрла.)
2.
-Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу. (чуткая, отзывчивая, заботливая, добрая ) (На карточках-по классу) (Кластер)
- Почему люди любили младшую дочь? (За то, что она не бросила мать в трудную минуту)
-Как отреагировала белочка на такое поведение мл. дочери. (Можно сказать, что белочка отблагодарила мл. дочь? (КЛИК)
- Как белочка отблагодарила её? ( долго жила и превратила в пчелку)
- Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок.( - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям.)
- Правильно ли поступила с дочерьми белочка?
V. Применение знаний и способов действий.
1.Работа с пословицами.
-А сейчас давайте, обратимся к народной мудрости – пословице. Поработайте в группах и соберите пословицу к данной сказке. (Пословица «разрезана» на отдельные слова)
ПРОВЕРКА: (СЛАЙД )
1. Мать кормит детей, как земля людей.
-Как понимаете смысл пословицы? (На земле люди выращивают урожай и за счет этого живут. Так и мать заботиться и кормит своих детей)
-К какой части сказки она относится?
2. Всем хороша, да слепа душа.
- К которой из дочерей можно отнести эту пословицу?
- Почему? ( Они были красивы и трудолюбивы, но выросли чёрствыми, неблагодарными)
3.Тот вовек не погибнет, кто родителей заботой окружает.
-Как понимаете смысл пословицы?
( Если дети хорошо относятся к своим родителям, не бросают их на произвол судьбы, то они получают родительское благословение или как говорят у татар – родительскую молитву. Существует поверье, что родительская молитва или родительское благословение будут охранять его в трудную минуту и даже могут спасти человека.)
- К которой из дочерей можно отнести эту пословицу?
2. КЛАСТЕР
- Сейчас давайте вспомним с чего начался урок и проверим предположение «о чём сказка»? Обратимся к кластеру.
- В чём мы были правы?
- Чего не предполагали в начале урока, но узнали по ходу работы над сказкой?
VI. Подведение итогов.
- Задачи, поставленные в начале урока выполнили?
- Какие качества в людях научила ценить вас эта сказка? (Чуткость, отзывчивость, внимание к родным и близким, любовь к ним)
- В чем проявляется ваша любовь и забота к родным, к маме?
-На доске портреты ваших мам. Они действительно выполнены с любовью. Я надеюсь вы навсегда сохраните эту любовь и в трудную для мам минуту придете им на помощь.
2.*
- Я предлагаю поработать в группах. Составьте синквейн на тему «Мама».
Мама Любящая, нежная Ласкает, защищает, заботится. Будь внимателен к ней! Берегите! | Мама Добрая, милая Ухаживает, воспитывает, любит. Самый драгоценный человек. Родитель! | Мама Красивая, ласковая Придумывает, рассказывает, смеётся. Хочется с ней разговаривать и разговаривать! Друг! |
VII. Домашнее задание. (СЛАЙД)
Дома я вам предлагаю поработать творчески. Задания будут двух уровней, по выбору.
1.Творческий. Измените и расскажите сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерьми.
2. Повышенный. Пересказ от лица белочки.
Перспектива на следующий урок.
На следующем уроке мы продолжим работу в разделе «Семья и я» и узнаем в каких ещё поступках проявляется любовь.
VIII. Рефлексия.
- Наш урок пдходит к концу. Покажите, с каким настроением вы его заканчиваете.
-На столе 2 сердца. Выберите то, которое соответствует вашему настроению и покажите мне его.
- Я вижу, что урок вы заканчиваете с хорошим настроением.
А я хочу закончить урок таким пожеланием:
Берегите своих матерей
Как цветы от холодной вьюги.
Их любовь во стократ сильней,
Чем друзей, и любимой подруги!
Материнской любви не объять:
В летний зной, и пургу, и в стружу
Она все вам готова отдать,
Всё до грамма и даже душу!
Не оставляйте их без участия!
Берегите всегда их, дети!
Не бывает полного счастья,
Если матери нет на свете!
Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Такими, как младшая дочь в татарской сказке «Три сестры». Любите свою маму, помогайте ей во всём всегда!
Урок окончен. Спасибо!
Кластер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)
Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1) Прочитать сказку; знат...