Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мечты о взрослой жизни (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
Класс: 3
Тема: Мечты о взрослой жизни (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»).
Формируемые качества читательского кругозора: широта, глубина, упорядоченность (связи: автор-герои, автор-произведение, автор-тема, тема – авторы).
Приемы работы, используемые на уроке:
- поиск ответа на проблемный вопрос;
- прогнозирование содержания произведения по заглавию;
- рассказ об авторе;
- озаглавливание произведения;
- сопоставление произведений коми и русских писателей;
- анализ иллюстраций;
- словесное рисование;
- сопоставление героев;
- словарная работа;
- составление характеристики главных героев.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Какое у вас настроение? Хорошо, начнем наш урок, он у нас сегодня будет немного необычным. Готовы?
II. Вступительная беседа
- Для начала я хочу у вас спросить одну вещь: бывает ли так, что вы в чем-то не соглашаетесь с родителями?
(………………)
- Послушайте стихотворение Э. Успенского:
Речка, поле, черный лес.
Голубая даль небес…
Яхта, шхуны, океаны,
Извержения, вулканы.
Ах, Северный полюс,
Ах, Южный.
Он каждому мальчику нужный.
Ну а мама говорит:
- Пусть он дома посидит.
Он без супа пропадет.
К нему врач сейчас придет…
Он свалился с табуретки,
Ему выпишут таблетки.
- Со своей любимой мамой
Я, боюсь, несчастный самый.
- Как бы вы озаглавили стихотворение? (………………….)
- Сам автор озаглавил его так: «Жалобы юного мальчика». На что жалуется герой стихотворения?
(Мечтает о путешествиях, подвигах, а вот мама видит в нем только маленького сына и от всего его оберегает. Жалуется на непонимание со стороны взрослых, а именно мамы)
- Интересно, как вы думаете, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой? (……………..)
III. Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы».
а) Работа с текстом до чтения
- Прочитайте заглавие. Как вы понимаете значение этого слова? (………..)
- Почему перед словом стоит многоточие? О чем это говорит? (……………)
- Подставьте подходящие слова.
(купался бы, прыгал бы,…)
- Когда мы употребляем в речи частицу бы?
(Когда что-то произойдет при определенных условиях)
- Значит, можно ли предположить, что из произведения мы узнаем о чьих-то мечтах? (………………)
- Прочитайте фамилию автора. Кто герой его произведений?
(Денис Кораблев)
- Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти с героем? (…………)
- О чем же будем читать? (……………..)
б) Работа с текстом во время чтения
- Что же нам надо сделать, чтобы узнать о чем же все таки это произведение? (Прочитать)
- Прочитайте текст самостоятельно про себя.
- Что вызвало у вас смех во время чтения? (…………….)
- О чем же мечтал Дениска? (…………..)
- В чем оправдались ваши предположения о данном произведении? (…..)
- Теперь еще раз прочитаем произведение по цепочке.
/идет комбинированное чтение: дети и учитель. По ходу учитель эмоционально комментирует и обращает внимание детей. Например, Дениска не придумывает свои слова, обращенные к каждому, а повторяет то, что ему обычно в определенных ситуациях говорят домашние. И когда эти взрослые слова обращены к взрослым от имени ребенка, получается очень смешно/
- О чем же этот рассказ?
(о мечтах мальчика, о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребенком)
- Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы и бабушки?
(Часто слышит их в свой адрес)
- Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей?
(Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу)
- Что вы можете сказать о Дениске? (…………)
- Дениска очень артистичен, хорошо знает манеры и привычки своих домочадцев, любит их; он веселый, мечтатель, фантазер. Каким вы увидели автора в этом рассказе?
(очень хорошо понимает детей и взрослых, их взаимоотношения, обладает прекрасным чувством юмора)
IV. Знакомство с новым произведением: Е. Габова «Вареная сосулька»
- Ребята, а теперь я хочу познакомить вас еще с одним произведением, оно не из нашего учебника. Это произведение не менее интересно, а написала его Е. Габова /вывешивается портрет/ и называется оно «Вареная сосулька».
а) Работа с текстом до чтения
- Как вы думаете, о чем же может говорится в этом рассказе? (……….)
- Посмотрите на эту книжку. Кого мы видим на иллюстрации?
(детей, двух мальчиков)
- Что делают мальчики? ( лижут сосульки)
- Что можем сказать о содержании рассказа? (……)
- Давайте я вам прочитаю его, и посмотрим, верны ли были ваши предположения.
Чтение учителем
- Ну что, правы вы были? (………………)
- О чем же это произведение?
(о мальчике – фантазере, который добавил в суп сосульку, чтобы было вкуснее)
- Понравился ли вам Сережа? (……………)
- Можно ли мальчика назвать фантазером? Докажите. (……………)
- Поступок Сережи вызывает у вас одобрение, осуждение или смех? (……)
- Что вам показалось особенно смешным в этом рассказе? (………..)
- Случалось ли с вами что-нибудь подобное? (………..)
- А что вы можете сказать о маме мальчика? Почему автор говорит о ней «мама была хорошая»? (………….)
V. Обобщение
- Мы познакомились с двумя произведениями, одно из которых написано русским писателем, а второе – писательницей Республики Коми. Чем же похожи герои этих произведений?
(они фантазируют на разные темы, их фантазии безобидны,…)
- Ребята, а как можно относиться к данным героям – Дениске и мальчику Сереже, который возился с сосулькой? (……………)
- Посмотрите, как похожи произведения русских писателей и писателей РК. Они о детях, которые любят фантазировать, придумывать, воображать, мечтать и о взрослых, которые готовы понять своих детей.
- Чем вам запомнились произведения «…Бы» В. Драгунского и «Вареная сосулька» Е. Габовой? (………..)
- Чем похожи эти произведения? (…………..)
- А отличаются ли чем-то произведения русских писателей от произведений, написанных писателями РК? (……………)
- Понравилось ли произведение Е. Габовой – нашей землячки? (……..)
- Захотелось ли прочитать другие произведения Е. Габовой? (………..)
- Прочитайте другие рассказы из этой книги, они очень увлекательны. Спасибо за работу! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"
Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...
Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы»
Урок чтения в 3 классе с презентацией...
Конспект урока литературного чтения на тему "В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…» 3 класс. Школа России
Конспект урока литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю. Драгунский « Главные реки»".
Задачи:• раскрыть нравственный смысл произведения;• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мы...
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого" 4 кл. УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Книги о детях и для детей. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...