Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Книги о детях и для детей. В.Ю.Драгунский "Девочка на шаре"
план-конспект урока (3 класс)

Грицаева Елена Александровна

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx145.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3 А

Учитель: Грицаева Е.А.

Дата: 13.05.2021.

Тема урока: «Литературное  слушание. Книги о детях и для детей.

 В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре

Тип урока: открытие новых  знаний

Цель: развитие умений высказывать и аргументировать своё эмоциональное отношение к героям рассказа.

Задачи:

  1. Личностные: формирование потребности к восприятию и чтению рассказа, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости посредством работы над анализом произведения;
  2. Предметные: развитие умений выразительно читать произведение, воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, одноклассников, производить выборочное чтение фрагментов произведения, отражающие описание главного героя и выражать своё эмоциональное отношение к содержанию;
  3. Метапрадметные:
  • Познавательные: развитие умений производить простые (анализ, обобщение) и составные (построение рассуждений и утверждений) логические действия; формирование умений пользоваться разными видами чтения: изучающим, находить ответы на вопросы учителя в рассказе;
  • Коммуникативные: развитие умений оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать иную точку зрения;
  • Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с педагогом.

Оборудование: плакат «Тема урока», рисунки детей, выставка книг

В. Драгунского,  портрет В. Драгунского,  презентация «Девочка на шаре», презентация о В. Драгунском, карточки для парной работы, задания для групповой работы, аудиозаписи «Цирк» В .Шаинского, Цирковая музыка «Парад алле»

  1. Организационно-мотивационный этап

Ребята, каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

(Я хочу, чтобы наш сегодняшний урок был  

интересным, познавательным,  добрым, веселым)

А вот каким будет сегодняшний урок зависит только от вас.

2.Переход к изучению нового материала.

У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках ? ( Книги о детях и для детей)

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

 Словарная работа

БРАВО – выражение чувства восхищения.

ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на

шаре, канате и др. предметах.

АНТРАКТ – перерыв между выступлением.

АРЕНА- круглая площадка с барьером, на которой выступают артисты.

-Определите жанр этого произведения. (рассказ)

-Что такое рассказ?

 Рассказ– это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.(определение на доске)

-Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

-Какой это рассказ? (художественный)

-Докажите, что художественный. ( есть сюжет и художественный вымысел)

-Где происходят события, которые так потрясли главного героя?

Составление синквейна со словом «Цирк»

1. Цирк

2. Весёлый, чудесный.

3. Веселит, радует, восхищает.

4. Цирк-это удивительное место.

5. Место для отдыха.

Слайд 1 (музыка – начало представления)

Это мелодией начинается представление в цирке и происходит парад артистов- участников представления. Все вы, не раз бывали в цирке и любите искусство смелых, сильных, отважных и  веселых артистов цирка.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом В. Драгунского “Девочка на шаре”, поэтому мы с вами снова мысленно вместе с героями рассказа побываем в цирке.

3.Сообщение темы урока.  

«Литературное  слушание. Книги о детях и для детей.

 В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»( плакат на доске)

На уроке мы будем  работать с текстом, будем учиться  рассуждать, отвечать на вопросы,  строить логические высказывания о прочитанном. 

Парная работа

-Сейчас мы поработаем в парах

Вы многое узнали об артистах  цирка из рассказа, постарайтесь разгадать кроссворд, который находится у вас на столах.

КРОССВОРД

Слайд 2

http://festival.1september.ru/articles/510481/img1.gif

1.Человек, идущий по канату.

2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).

3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.

4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.

Канатоходец, эквилибрист, жонглёр, акробат .

4.Работа по теме урока

–С какими рассказами В. Драгунского вы уже знакомы?(«Он живой и светится», «Тайное становится явным», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон» и др.)

-Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?(и смешные, и грустные)

-А рассказ «Девочка на шаре» какой он? (смешной и немножко грустный)

-Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре?  ( Денис Кораблев)

-Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

(его сына звали Денис)

-А что вы знаете о писателе Викторе Драгунском?

Слайд  портрет на доске

-Готовясь к сегодняшнему уроку группы собирали материал о Викторе Драгунском. Послушаем представителей групп

1 группа. Драгунский Виктор Юзефович - советский актёр, писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1918 году отец Виктора умер от тифа.

В 1925 году семья переехала в Москву.

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Ещё учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как-то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

2 группа. Об учёбе в высшем учебном заведении не могло быть и речи. И вот окончив школу, Виктор пошёл работать учеником токаря на завод.

Позднее он устроился на фабрику, где требовались ученики -

Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

В 17 лет Виктор выдерживает экзамен в актёрскую школу. Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актёром и был принят в Театр Сатиры.

3 группа. У Драгунского возникла идея создания небольшой самодеятельной труппы внутри театра. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актёром, режиссером.

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение. Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противотанковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжёлая. Потом вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед ранеными в госпиталях.

4 группа. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктор Драгунский говорил: «Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться, и я должен приносить радость детям…» У Виктора Драгунского было двое детей, Сын –Дениска и дочь Ксения. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться

всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и

получились «Денискины рассказы» 

Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.

Писатель скончался 6 мая 1972 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Дети пошли по его стопам. Сын стал филологом, а дочь – детской писательницей.

-Рассказ сопровождается показом слайдов на доске.

-  Поэтому, совсем не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре»

5. Работа по содержанию рассказа

(Беседа – размышление.)

“Художник- автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”, - говорил С.Я. Маршак. Поэтому вы сегодня на уроке художники-читатели.

- Какие картины вы представляли, когда  читали рассказ? (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,)

- Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…”

- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?

- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?

- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым,восторженным)

Выборочное чтение

-Найдите и прочитайте

девочки:

1) Что увидел  мальчик, когда он пришел в цирк в первый раз? (стр.141 – начало части 2)

мальчики:

2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”)

- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)

- Расскажите о  выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)

- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)

- Прочитайте, как пишет об этом автор.

- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.

- О чем он думал после представления, когда шел домой?

- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог .

Учитель: И Денис стал ждать…

- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).

- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.

6. Физминутка под музыку В. Шаинского «Цирк»

Выходят: гимнастка, клоун, фокусник и проводят физминутку

7. Работа над содержанием рассказа

- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?

- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.

- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой?

- В какой момент вам стало грустно?

- А почему Денису так захотелось снова увидеть выступление эквилибристки? (ему очень понравилась девочка.)

-А чем она ему так понравилась?( она грациозна, красива, прекрасна)

- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?

(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)

- Как вы объясните: почему Денис так поступил?

- Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)

- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?

(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)

- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это.

- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (сопереживал, волновался, поддерживал сына, сострадал)

8.Работа в группах

-Группы займите свои места. Сейчас мы посмотрим внимательно ли вы читали рассказ, всё ли вам было понятным.

Задания для групп

1 группа 1. Проинсценируйте диалог Дениса и его папы после посещения цирка с классом

2Составьте и запишите план рассказа

  Поход в цирк всем классом.

  Забавы жонглёра с мячиком.

  Выступление девочки на шаре.

  Заводной клоун.

  Дрессировщик и львы.

  Обещание о скором походе в цирк.

  Наступил тот самый день.

  Представление без девочки на шаре.

   Новости о Владивостоке.

   Разочарование.

  1. В этот раз все увижу, как следует.
  2. Все так хохотали, что чуть не умерли.
  3. Я таких девочек никогда не видел.
  4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
  5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
  6. Пойдем домой, папа.
  7. Почему он не разговаривал со мной?



2 группа 1. Найдите в рассказе слова, описывающие девочку на шаре.

 2.Составьте картинный  план рассказа (2 человека у доски)

3 группа 1Расскажите, как Дениска ждал выступление девочки, когда пришел в цирк с папой.

2.Выполните модель обложки произведения «Девочка на шаре»

C:\Users\Пользователь\Desktop\img2.jpg

4 группа 1Прочитайте по ролям диалог Дениса, его папы и контролёрши.

2.Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

9.Закрепление изученного

- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)

- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)

- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?

10.Подведение итогов урока. Рефлексия

- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном, серьезном и веселом рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).

Поделимся впечатлениями:

- взволновал меня ….

- навел на размышления….

- произвело наибольшее впечатление….

- я почувствовал, что….

Надо учиться видеть красоту  в окружающем  нас мире,  ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.

- Найдите у себя на столах шар из цветной бумаги. На лицевой стороне шарика напишите одним словом или предложением, чему вас научил этот рассказ.

После этого каждый прикрепляет свой шарик на плакат, зачитывая своё мнение.

11. Домашнее задание: Пересказ от имени главного героя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Тема : В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

Цель урока: 1.Познакомить с одним из серьезных произведений В. Драгунского «Девочка на шаре».2.Отрабатывать выразительность чтения, грамотно строить предложения, выражать свои мысли в устной фор...

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Б. Заходер «Товарищам и детям"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о творчестве Б. Заходера Планируемые результатыПредметные: совершенствовать навыки выразительного чтения; работать над лексическим значение...

Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский "Девочка на шаре"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...