Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю. Драгунский « Главные реки»".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.yu_._dragunskiy_glavnye_reki.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ю. Драгунский « Главные реки»
Цель: создать условия для знакомства учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• совершенствовать библиографические навыки;
• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
• развивать читательский интерес.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слайд 1( Стихотворение)
-Ребята, сегодня у нас открытый урок. «Открытый» он называется потому, что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня так много гостей. Гости это всегда радость и хорошее настроение.
- Давайте наш урок начнём с пожелания гостям и друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.
-Начинаем урок литературного чтения
II. Проверка домашнего задания
Слайд 2(Кадры мультика.)
Показывается фрагмент м/ф «Сказка о потерянном времени», но без звука.
- Вам нужно будет озвучить кадры.
- Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время?
-Оцените работу своих одноклассников.
СЛАЙД 3 ( Часы, пожар, Некрасов, карта)
-Ребята, что вы видите.
Рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта ( с изображением реки)
-Предположите, почему именно эти изображения на доске?
- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- Тогда вам ещё подсказка – стихотворение:
III. Основная часть урока
- СЛАЙД 4 (Речевая разминка)
Речевая разминка ( текст напечатан на карточках и на слайде).
Причина
«Причина»- какое удобное слово!
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
( В. Викторов.)
- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте выразительно.
- Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?
- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?
- - Расшифруйте фамилию автора произведения, убирая парные буквы в алфавитном порядке. Слайд5 ( Ребус)
– Мы с вами познакомимся с произведением В.Ю. Драгунского.
- Какие произведения этого автора вы знаете?
-Чем они вам понравились?
– Что у них общего?
- Какие они? (о детях, о Денисе Кораблёве)
- СЛАЙД 7-21(Биография Драгунского)
– И сегодня мы познакомимся ещё с одной историей, которая вам тоже чем-то поможет.
- Что вы ждёте от сегодняшнего произведения?
- Сделайте свои предположения по иллюстрации, о чем будет эта история?
СЛАЙД 22(Иллюстрация и название)
- Уточним свои предположения по заглавию.
- СЛАЙД 23. (Словарная работа .)
- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы:
Прыть – быстрота, подвижность
Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище
Ловко- проворно, юрко, вёртко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить - поставить, ударить
- Первичное чтение.
Чтение подготовленными детьми (Новиков Д, Капылов И.) до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети слушают аудиозапись.
-Совпали ли ваши предположения о содержании?
- Ваши впечатления от прочитанного?
- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или прийти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас?
-Что вы испытывали в тот момент?
Слайд 24 Физкультминутка.
- В паре придумать 1 вопрос по содержанию и задать другим.
- Сколько лет было Дениске?
- Чем занимался Дениска весь день?
- Кем он хотел стать? (лётчиком)
- Почему проспал Дениска?
- Как относился к школе?
- Как автор показал это? ( использовал глаголы, много слов с синонимом «быстро»)
- Произведения, каких авторов прозвучали?
- Стихотворение Пушкина нам показано, а вот отрывок их стихотворения Некрасова ?
-Кто может прочитать наизусть этот отрывок?
- Стихи (Калмыков Александр.)
Мужичок с ноготок ( из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г. Однажды, в студёную зимнюю пору…
Я из лесу вышел,
Был – сильный мороз,
Гляжу, - поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз
И, шествуя важно, походкою чинной,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах
А сам - с ноготок…
К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?
- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
СЛАЙД 25
Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол - лета читал) , хочет быть взрослым, общительный, любознательный, весёлый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных.
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
- Работа с текстом
- Стр 19– Давайте вернёмся к произведению и найдём отрывок, подходящий к иллюстрации. Найдите и прочитайте.
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.
- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?
- Обратимся к тексту произведения ещё раз.
- СЛАЙД 26 - К какому жанр относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)
- А как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор?
- Вернёмся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?
- В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)
- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы изучили
( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)
- Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Начало и конец произведения)
Слайд 27-28 Кроссворд
Оцените свою работу.
IV. Подведение итогов
Чему вы научились на уроке?
Что нового узнали?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
- Что мы узнали о Викторе Драгунском?
- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)
- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ).
- О ком его рассказы? ( ОДЕТЯХ)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?
О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала ещё?
Какое задание вы могли бы предложить домой?
Домашнее задание: СЛАЙД 28
-Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Его девиз был «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости", а каждое его послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»
- Попробуйте и вы написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно.
РЕФЛЕКСИЯ ( Слайд) 30-31.
Цель: оценить содержание этапов урока
Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребёнком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, В. Драгунский "Тайное становится явным"
Урок литературного чения для обучающихся 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока- урок открытия нового знания....
Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"
Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....
Конспект урока литературного чтения по теме "В.Ю.Драгунский"Тайное всегда становится явным"
Конспект урока составлен с учтом применения технологии продуктивного чтения...
Конспект урока литературного чтения на тему "В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…» 3 класс. Школа России
Конспект урока литературного чтения...
Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...
Конспект урока литературное чтение 3 класс "В.Драгунский-друг детства"
Конспект урока....
Конспект урока литературного чтения "Рубрика "Поговорим о самом главном": беседа на нравственную тему А. Платонов "Цветок на земле""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование п...