Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «…Бы»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

МОШКАЛОВА ОЛЬГА АРТУРОВНА

Урок чтения  в 3 классе с презентацией 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx285.14 КБ
Microsoft Office document icon v.dragunskiy_.by_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс Учитель: Мошкалова О.А.

Слайд 2

Тексты будем мы … читать Информацию из текста … извлекать Точку зрения … высказывать На вопросы … отвечать И, конечно, без сомненья, Речь при этом ... развивать.

Слайд 3

Речка, поле, чёрный лес. Голубая даль небес... Яхта, шхуны, океаны, Извержения, вулканы. Ах, Северный полюс, Ах, Южный. Он каждому мальчику нужный. Ну а мама говорит: – Пусть он дома посидит. Он без супа пропадёт. К нему врач сейчас придёт... Он свалился с табуретки, Ему выпишут таблетки. – Со своей любимой мамой Я, боюсь, несчастный самый.

Слайд 4

Если бы я был взрослый, то

Слайд 5

Мечты о взрослой жизни. В.Драгунский «…Бы)

Слайд 6

Объясни Сидели б у меня как шёлковые . Хорошо, смирно, тихо

Слайд 7

Чего не достает Денису в семье? п о н и м а н и я

Слайд 8

в з а и м о п о н и м а н и е

Слайд 9

Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ

Тема: Мечты о «взрослой» жизни (В. Драгунский «…Бы»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.  

1  2

1.Орг.момент.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

Слайд № 1

А чтобы наш урок прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Тексты будем мы …читать

Информацию из текста…извлекать

Точку зрения …высказывать

На вопросы…отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом..развивать.

2. Проверка домашнего задания.

а)Повторение о разделе.

-Какой раздел начали изучать? Как он называется?

-Произведения какого автора открыли раздел?

- Каким представляли себе автора Успенского?

-Какова идея стихотворения?(Автор с улыбкой говорит о помощи детей взрослым. Он не поучает ребят, а хочет, чтобы они и на себя посмотрели со стороны.)

Б) Чтение наизусть стихотворений Э.Успенского.

Использовать ролевое чтение.

2.  Беседа.

– Бывает ли так, что вы в чём-то не соглашаетесь с родителями?

Послушайте стихотворение Э. Успенского.

Слайд № 3

Речка, поле, чёрный лес.

Голубая даль небес...

Яхта, шхуны, океаны,

Извержения, вулканы.

Ах, Северный полюс,

Ах, Южный.

Он каждому мальчику нужный.

Ну а мама говорит:

– Пусть он дома посидит.

Он без супа пропадёт.

К нему врач сейчас придёт...

Он свалился с табуретки,

Ему выпишут таблетки.

– Со своей любимой мамой

Я, боюсь, несчастный самый.

– На что жалуется герой стихотворения? (Мальчик мечтает о путешествиях, подвигах. Мама в нём видит только маленького сына и от всего его оберегает. Мальчик жалуется на непонимание со стороны взрослых.)

– Интересно, а будет ли понимать своих детей этот мальчик, когда вырастет и станет папой?

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Сам автор его назвал так: «Жалобы юного мальчика».

-Хотите скорее стать взрослыми? Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослым, то……

Слайд № 4

-Что случилось бы , если бы дети стали взрослыми , а мамы и папы

детьми ?

-Найдём ответ на этот вопрос в авторском тексте на с.105.

-Почему вы так стремитесь стать взрослыми? Чего вам не хватает? Поможет нам разобраться в этом произведение любимого вами детского писателя.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  2  4 

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «…Бы».

-Откроем учебники на с.106.

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие. Что оно означает?

– Почему перед словом стоит многоточие? О чём это говорит? Подставьте подходящие слова. (Купался бы, прыгал бы...)

– Когда мы употребляем в речи частицу бы? (Когда что-то произойдёт при определённых условиях.) Значит, из произведения узнаем о чьих-то мечтах.

-Как вы думаете эти мечты  о чём?( О взрослой жизни.)

– Прочитайте фамилию автора.

Как будет называться тема нашего урока?

Слайд №5.(Мечты о взрослой жизни. (В .Драгунский  «…Бы»

-Что вы знаете о Викторе Драгунском?

Кто герой его произведений? (Денис Кораблёв.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что могло произойти?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (аудиозапись).

2. Выявление первичного восприятия.

– Почему вы смеялись, когда слушали текст? Какое настроение сложилось у вас после прослушивания текста?

-Значит этот рассказ какой? (Юмористический.)

-Почему автор выбрал такое странное название?

– О чём же мечтал Дениска?

– В чём оправдались ваши предположения?

3. Словарная работа.

Слайд № 6 В тексте встретилось выражение «И они сидели бы у меня как шелковые…» объясните его значение. (Тихо, спокойно, смирно)

4.Работа с текстом во время чтения.

-Прочитаем текст по абзацам и прокомментируем их по ходу чтения.

1 абзац.

-Кто это я ?

-Что надумал Дениска ?

Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.

2 – 3 абзацы.

-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?

-Что узнали о семье Дениски ?

- Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? (Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.)

-О каких привычках Дениса вы узнали ?

-Хорошие это привычки или плохие ?

- Как надо читать слова в адрес мамы ? (Решительно, энергично , в приказном тоне).

4 – 5 абзацы.

- Как Дениска встретил бы папу ?

-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?

-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?

- Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?

6 -7 абзацы.

- Что значит , «как шёлковые» ?

-Как Дениска встретил бы бабушку ?

- Что значит «заголосил» ?(Громко , заговорил с причитаниями).

-Вы представили эту сцену ?

-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).

8 абзац.

-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?

-Сравнимо ли кино и мороженое ? (Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино ).

9 -10 абзацы .

-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?

-Почему абзац заканчивается многоточием ?

11 абзац.

-Кто прервал мечты мальчика ?

-Как это произошло ?

-Знакомы ли слова мамы ? Откуда ?

Физминутка

5.Выборочное чтение

-О чем мечтал мальчик?

-Зачем он хотел быть взрослым? (Хотел быть главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить)

- В какой последовательности Дениска примерял роли родителей? Зачитайте.

-Какие слова герой адресовал маме?

-А что герой рассказа сказал бы папе?

-Какие слова Дениска сказал бы бабушке?

-Смешно разговаривает мальчик с родителями? (Смешно и грустно)

- Какое мнение сложилось у вас по отношению к мальчику?

-Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает? (Недовольно, нравоучительно, требовательно, назидательно. Хочет чтобы они тоже знали как это неприятно выслушивать)

-Понимают они его?

Слайд № 7-Чего не достает Денису в семье? (Понимания)

-А родители как разговаривают с сыном? Почему?

-А Дениска всегда ли понимает их, прислушивается к их замечаниям? То есть Денис тоже их не понимает.

Слайд № 8 -Так чего же семье не достает? (Взаимопонимания)

Вернемся к началу урока. Вы мне называли массу причин по которым, вы хотели бы стать взрослыми. Чего же так часто не достает вам в семье?

Мы с вами решили эту проблему.

4. Обобщающая беседа.

а) – О чём же этот рассказ? (Не только о мечтах мальчика, но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.)

б) – Автор прямо не сказал, но мы узнали о некоторых привычках, обязанностях членов Денискиной семьи. Каких? (Мама с Дениской говорит, папа иногда кричит, бабушка голосит и т.д.)

в) – Как вы думаете, почему Денис помнит наизусть все слова папы, мамы, бабушки? (Часто их слышит в свой адрес.)

г) – Кто следит за чистотой и порядком в доме? (Бабушка.) Как вы догадались?

д) – Почему в тексте большинство предложений короткие, состоят из 2–3 слов? (Это предложения-команды, лаконичные и ясные.)

е) – Как вы думаете, на что писатель хотел с помощью этого рассказа обратить внимание взрослых? А внимание детей? (Очень важно, чтобы взрослые и дети понимали друг друга, были внимательны друг к другу.)

ж) – Вы согласны, что в этой семье у всех её членов есть чувство юмора и все они друг к другу относятся хорошо, с любовью?

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Бывает ли в вашей семье такие ситуации, когда вы обижаетесь на родителей? Почему это происходит?

-Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это, что они не любят вас?

-Какая проблема стояла перед нами? Смогли мы ее решить? Имеем ли мы право обижаться на родителей?

-Все ли вы делаете для того чтобы мама с папой поняли вас?

-К какому выводу вы пришли?

-Молодцы! Вы понимаете своих родителей и уважаете их. Пусть в ваших семьях всегда царит любовь и взаимопонимание.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Обратите внимание на формулировку темы урока. Дениска мечтает о «взрослой» жизни, он видит её преимущество в том, что взрослые могут командовать детьми и делать что хотят. Но так ли это на самом деле?

А что ещё такое, по-вашему, взрослая жизнь? (Работа, труд, чувство ответственности за детей, за семью, необходимость себя ограничивать и т.д.)

-В чем ты затруднялся …

-Что тебя удивило …

-Сделай вывод, что мне …

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

/по карточкам/

1.Как я усвоил материал                       2.Как я работал на уроке

1.                                                                  1.

2.                                                                  2.

3.                                                                  3.

4.                                                                  4.

5.                                                                  5

ΙV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа или пересказ понравившихся отрывков, прочитать рассказ родителям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мечтать по-взрослому возможно

Скрынникова Светлана Васильевна,  руководитель МАН  МОУ "Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа" г Железноводска...

Памятка "Подготовка к взрослой жизни"

Правила, которые могут помочь родителям и учителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди одноклассников в школе в период адаптационного периода...

Конспект урока литературного чтения "Мечты о взрослой жизни" (В. Драгунский «…Бы», Е. Габова «Вареная сосулька»). Образовательная система "Школа 2100" (Бунеевы)

В уроки литературного чтения можно включать произведения писателей вашего региона. В данном конспекте представлено переплетение двух произведений, схожих по тематике....

Образовательная программа "Путь во взрослую жизнь"

Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающим...

Общеобразовательный проект «Вступая во взрослую жизнь, готовим с Сан Марино

Развитие человека - очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо ...