«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»
Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).
Цели:
· развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова
· развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
· развитие умений самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (у автора), видеоролик со стихами поэтов (у автора), осеннее украшение кабинета, листы формата А-3, фломастеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/chtenie._takaya_raznaya_osen.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс
Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»
Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).
Цели:
- развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова
- развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развитие умений самостоятельно прогнозироватьсодержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (у автора), видеоролик со стихами поэтов (у автора), осеннее украшение кабинета, листы формата А-3, фломастеры.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
Ι. Этап мотивации. Психологический настрой | Видеоролик об осени (у автора) 1. На фоне видеоролика танец «листьев» 2. На фоне видеоролика чтение стихотворения об осенней картине («Осень только взялась за работу…» – читают ученики): Осень только взялась за работу, | Познавательные УУД
|
II. Актуализация знаний. | 3. «Осень в изобразительном искусстве»: – Верите ли вы, что осенний пейзаж можно передать с помощью красок и кисти? – Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень» Исаака Левитана. Приём «Ученик– ученики»: – Задайте вопросы классу по этой картине («Что изображено?, Почему осень называется золотой?, Таким лес бывает в начале осени или в конце?, Какие цвета преобладают в картине?, Ваши впечатления от пейзажа?, Какие чувства возникают, глядя на картину?) | Личностные результаты
|
III. Определение темы урока. | – Ребята, предположите чему посвящена тема нашего урока? – О чём будем говорить? – Скажите, с помощью каких видов искусства можно увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить её запахи, наслаждаться разнообразием красок? ( живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия.) | Регулятивные УУД
|
IV. Развитие умений.
| 4. «Осень в музыке» – Послушаем ребят. Как можно об этом красиво сказать. Слова ученицы: Листья, как ноты, роняет кудесница-осень. – Верите ли вы, что неповторимую красоту осеннего пейзажа можно передать с помощью музыки? – Давайте послушаем музыкальное произведение русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Учитель исполняет фрагмент на синтезаторе Затем звучит аудиозапись. – Какие интонации преобладают в мелодии? (грустные, интонации-вздохи, грусть по уходящему лету) – Послушаем красивые слова об осенней природе. Слова ученицы: Осенняя природа… Её рисуют художники, сочиняют музыку композиторы, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у композиторов – ноты, у поэтов – слова. Высказывания учащихся: – Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Дождик…, холодно по вечерам, поздно светает утром. Да, всё так! – Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть. – Этим временем года восхищались многие поэты. Изображая природу, они выражали своё отношение к ней, передавали любовь к родной земле. | Коммуникативные УУД
|
V. Работа с текстами до чтения. | 5. «Осень в поэзии» – На уроке мы встретимся с поэтами, каждый из которых рисует свою осень. – Кто они? Прочитайте их имена. – Откройте учебники на стр. 177. – Предположите, о чём будут эти стихотворения? – Как называется стихотворение К.Бальмонта? – Что заметили в стихотворении Ф.Тютчева? (нет названия –звёздочки) |
|
VI. Работа с текстами во время чтения. | Первичное чтение стихотворений про себя: а) – Прочитайте стихотворение «Осень» б) – А теперь стихотворение «Есть в осени первоначальной» – Есть что-то общее в этих стихотворениях? |
|
VII.Физкультминутка. | – А теперь полетаем вместе с осенними листочками: Ветер подул, |
|
VIII. Работа с текстами после чтения. | Повторное чтение вслух: а) чтение учителем б) чтение учащимися по четверостишиям в) анализ содержания: Осень – Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называетсяолицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц– и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое). – Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…) а) Просмотр видеоролика «Есть в осени первоначальной» (у автора) б) Прослушивание стихотворения в аудиозаписи (у автора) Фёдор Тютчев – Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.) Выразительное чтение: – У поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение двух учеников.) Обобщение: – Действительно, осень у русских поэтов разная: у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному. |
|
IX. Работа в группах. | – А сейчас каждая группа будет творить в своей творческой мастерской: 1 группа – литераторы: Задание: написать сочинение об осени по ключевым словам 2 группа – поэты: Задание: сочинить стихотворение об осени по опорным словам 3 группа – композиторы: Задание: выбрать музыку, которая может звучать в произведениях об осени 4 группа – художники: Задание: нарисовать осенний пейзаж 5 группа – объединит в себе все четыре группы и создаст кластер сегодняшнего урока Обсуждение и работа в группах Защита своего проекта |
|
X. Рефлексия. | – Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. – Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке? – С какими произведениями познакомились? |
|
XI. Самооценка. | – На память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления на волшебном дереве. Оранжевые, красные листочки – прекрасное настроение; жёлтые – хорошее; зелёный лист – мне немного грустно. – Наше осеннее дерево оделось в осеннюю палитру. – Вот оказывается какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. – Сегодня все ребята очень плодотворно поработали. Все отвечающие получили пятёрки. – Урок окончен. |
|
XII. Домашнее задание. | – Выучить наизусть одно из стихотворений – Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень» |
|
Доп. материал (по времени). |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 3 классе Введение в раздел. Какая разная осень школа 2100… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Данный урок знакомит учащихся с классиками русской литературы....
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс
Цели урока: знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень». Задачи урока: - формирование у учащихся представления...
Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс
Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...
Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)
Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербург...
Конспект внеклассного занятия "Мы такие разные, но всё-таки мы вместе" для 3 класса (по программе "Паруса Поволжья")
ЦЦели:- познакомить учащихся с понятием «толерантность»,- показать детям значимость отношений между людьми.- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям....