Урок литературного чтения в 4 классе "С.А. Есенин. Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе "С.А.Есенин. Бабушкины сказки". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения в 4 классе | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алешковичская средняя общеобразовательная школа»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ
С.А.ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ «АЛЕШКОВИЧСКАЯ СОШ»
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ
МОЙСИЕВИЧ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
АЛЕШКОВИЧИ 2015
ТЕМА УРОКА: СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Цели: познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А.Есенина;
пополнять биографические знания о поэте;
обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение прогнозировать содержания произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
- Метапредметные:
- Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного произведения, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
- Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиоприложение к учебнику.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II.Речевая разминка (слайд 2)
III. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. Учащиеся оценивают чтение друг друга.
IV. Введение в тему. Актуализация знаний
1 Чтение стихотворения о Есенине (слайд 3)
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты …
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты … (Н. Браун «Сергей Есенин»)
Учитель:Чем мы сегодня будем заниматься? А зачем?(задача урока)
Мы снова открываем страницу поэтической тетради и продолжаем чтение стихотворений. Вспомним творчество Сергея Есенина, познакомимся с новыми произведениями. ( Слайд 4) Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?) – Давайте проверим, хорошо ли вы знаете произведения С Есенина. Поиграем в игру "Добавь словечко".
Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово.
1. Черёмуха душистая…
с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри завила
2. Поёт зима, аукает……
Мохнатый лес баюкает.
3. Воробышки игривые….
Как детки сиротливые,
Прижались у окна
4. Белая берёза…
Под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
2.Сообщения учащихся (биография С.А.Есенина)
А сейчас нам ребята расскажут о С.А.Есенине. (Слайды 5-11)
Ученик 1.
В осенний день, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого в семье было трое сыновей: в этой семье и прошло почти все детство поэта.
У Сережи были озорные и отчаянные дядья. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за гриву.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал мальчика в лодку, отъезжал от берега, снимал с него белье и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Среди деревенских мальчишек Сережа был коноводом и слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
Ученик 2.
Бабушка очень любила внука, но и ругала за озорство. А дедушка подзадоривал на кулачную.
Сережа очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским педагогом.
Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сережи стала поэзия. Стихи он начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось с 16–17 лет.
- Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.
Ученик 3. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им были куплены также керосиновые лампы и керосин.
Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал поэта. Когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены: ему не на что было везти такой груз подарков, и пришлось занимать деньги на билет. Уезжал Сергей без денег и без гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не сбылась.
Последние годы поэт жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не стало.
Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им.
V.Работа над стихотворением
1.Вступительная беседа
-Любите ли вы сказки?
Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?
Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?
Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?
Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.
2.Первичное ознакомление с произведением
Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки». (слайд 12)
3.Первичные впечатления учащихся
Какое настроение оставило у вас стихотворение?
Какими вам показались дети?
На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
Случалось ли с вами подобное?
С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
4.Словарная работа (СЛАЙД 13)
Объясните значения слов:
Задворки – место за дворами, позади изб.
Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая
Гурьба – шумливая группа людей.
Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.
Галдеть – громко говорить, орать.
Брести – идти с трудом, тихо.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
(СЛАЙД 14) Минутка отдыха для глаз
Подберите синонимы к слову (слайд 15)
Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …
Подберите антоним к слову
Загалдеть – замолчать
5. Работа над выразительностью
- Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,
- Чтение – мальчики, девочки
- Чтение хором
- Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
VI. Итог урока
Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?
С каким чувством вы уходите с урока
VII. Рефлексия
Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»
VIII.Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению. (Слайд 16)
Спасибо за урок (слайд 17)
Используемые источники:
Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2014, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
Зимний пейзаж http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/12/28/13/01/23605/Zm9fLaXlvt-1280x720.jpg
С. А. Есенин http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/esenin.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по теме "С.Есенин. "Черемуха"
Конспект урока...
Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"
Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...
Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"
Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...
Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"
Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....
Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные: Формиров...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...