Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.8 МБ |
urok.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка «Забей гол» «По кругу» 2. «Аромат цветов» 3. АО УА АЫ ЭА АУ БА БО БУ БЯ БЕ БРА БРЕ СКА СТЫ
Сергей Есенин (1895-1925)
О чём писал поэт? ? ? ? Тема Родины Тема природы
Сергей Есенин Бабушкины сказки
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Кадры из фильма «Есенин» В главной роли – Сергей Безруков
Словарик Приставать – умолять, упрашивать Задворки – позади избы (за двором) Притворяться – разыгрывать, прикидываться Опостылеют - надоедят Салазки - санки Разухабистая – молодцеватая, задорная
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели... Но а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.
Тема природы Тема Родины О чём писал поэт? ? Тема детства
Тема детства С.Есенин «Бабушкины с казки» И.Суриков «Детство»
План урока Познакомиться со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки ». 2. Проанализировать стихотворение, определить тему произведения. 3. Научиться выразительно читать.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Министерство общего и среднего профессионального образования
Свердловской области
Управление образования города Новоуральска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Урок литературного чтения
по теме С. Есенин «Бабушкины сказки»
3 класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Составила:
учитель начальных классов
Большакова Светлана Геннадьевна
высшая квалификационная категория
Новоуральск,2014
Урок литературного чтения
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».
Задачи:
Образовательные: Формировать умение анализировать стихотворение
Понимать стихотворение как способ передачи чувств и мыслей автора
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие: Развивать навык выразительного чтения как средства выражения своего понимания
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Развитие познавательной активности
Воспитательные: Воспитывать любовь к близким
Воспитывать любовь к поэзии
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа.
Этап урока | Цель Предполагаемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Номер слайда |
Мотивирование к учебной деятельности | Ц-Включение в учебную деятельность Р-Положительный настрой учителя и учащихся на совместную работу | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | ||
Актуализация знаний Постановка проблемы Целеполагание Реализация плана поиска решения проблемы через групповую работу Формулировка вывода, представление продукта. Контроль и оценка. Первичное закрепление. Рефлексия деятельности Домашнее задание | Ц–актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы Р – умение выразительно прочитать наизусть стихотворение Ц – выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения Р –чувство гордости за культуру своего народа Ц – сформулировать тему, задачи урока Р -овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Ц. – создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст Ц. –обогатить и усложнить словарный запас Р –целенаправленное пополнение активного словарного запаса Ц. –обеспечить развитие у школьников монологической и идеологической речи Р. – овладеть диалогической и монологической формами речи Ц. – интерпретировать полученные результаты анализа стихотворения Р. – правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения Ц. –соотнесение цели и результатов деятельности Р – Оценивание собственной деятельности.,, | Какое было домашнее задание? Оцените на шкале качество выполнения вами домашнего задания (отлично, хорошо, плохо) Проверьте друг у друга стихотворение и оцените Поднимите руку, чей сосед должен, учитывая ваши рекомендации, дополнительно поработать дома. « Вы повторили стихотворение, прислушались к советам соседа и готовы ответить у доски.»
«Из солнечного ливня весеннее лицо Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.» О чем писал поэт? С. Есенин ? ? ? А еще? Знаем? Для чего? У меня в руках биография поэта. Страница за страницей на наших уроках продолжает оживать его короткая, но удивительно интересная жизнь. Может кто-нибудь догадался: о чем или о ком будет стихотворение? Зная тему урока, поставьте задачи урока Стихотворение прочитает вам актер, сыгравший Есенина в худ.фильме «Есенин» С.Безруков Понравилось ли произведение? Это действительно стихотворение? Прочитайте стихотворение вполголоса. Отметьте слова, значения которых вам непонятны. Зачем нам это нужно? Где можем найти значение этих слов? Прочитайте стихотворение и разделите его на смысловые части. Сколько частей получилось? Сейчас вам предстоит поработать в группе над содержанием каждой части. Зачем нам это необходимо? Давайте прочитаем стихотворение выразительно. О чем это стихотворение? Какое значение имели для Есенина эти сказки? Читали ли мы похожее стихотворение? В чем сходство? Суриков – поэт начала 19 века, Есенин - поэт начала 20 века, а актуально ли стихотворение в начале 21 века? Какое стихотворение изучали? Все ли запланированное удалось выполнить? Почему удалось? Что сокровенное вы спрятали в душу? О чем сердечко затомилось? Выразительное чтение, рассказ о своей бабушке | Речевая разминка
Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Самооценка выполнения домашнего задания. Проверяют друг у друга стихотворение и оценивают 2- 3 ученика выразительно читают стихотворение, дети анализируют чтение по плану. О Родине, о природе. Дети отвечают и читают отрывки из произведений С Есенина. Нет. Чтобы ответить надо продолжить знакомство с творчеством Есенина Дети высказывают свое мнение (уважение к культуре своего народа, интерес к творчеству великих людей и т. д) Ученики от первого лица озвучивают биографические моменты : 1 ученик: «Бабушка любила меня изо всей мочи и нежности ее не было границ…» 2 ученик: «Стихи начал слагать рано. Подталкивала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад…» Стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» 1. Познакомиться со стихотворением 2.Проанализировать стихотворение (какие чувства передал поэт, какими средствами выразительности пользовался, объяснить значение непонятных слов, найти рифмующиеся слова) 3. Научиться выразительно читать стихотворение Дети делятся своими впечатлениями. Стихотворение – это произведение, написанное в стихотворной форме, где выражаются чувства поэта Произведение становится более понятным. А мы пополним свой словарный запас. В толковом словаре посмотреть значение слов, спросить у одноклассников, у взрослых. Задворки-позади избы, за двором Опостылеют – надоедят Притворяться – разыгрывать притворяться Салазки – санки Разухабистая– задорная, молодцеватая Получилось пять четверостиший. Дети работают группами по плану. Отчет групп. Чтобы лучше понять чувства и настроение поэта и самим при чтении это передать. О детстве, о детских забавах, о бабушке, рассказывающей сказки. Он полюбил литературу и сам стал сочинять стихи. Суриков «Детство». Оба поэта выросли в деревне, общие забавы, сказки, рассказанные любящей бабушкой. Да. Те же забавы, детям бабушки рассказывают сказки. Стихотворение Есенина «Бабушкины сказки» Дети читают на слайде задачи урока и жестами сигналят. Работали сообща. Дети высказывают свои впечатления об уроке, передавая друг другу сердечко, тот, кто соглашается – жестами подтверждает свое согласие. | -осознанное и произвольное построение высказывания (П) -учет мнения соседа (Р) -использование критериев для обоснования своего суждения(К) Управление поведением партнера-контроль, Коррекция, оценка его действий(К) -использование критериев для обоснования своего суждения (К) построение высказывания (П) Анализ, синтез, классификация (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Доказательство (П) Фиксирование индивидуального затруднения (Р) Осознанное построение речевого высказывания (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Проговаривание последовательности действий (Р) Доказательство (П) Формулирование собственного мнения (К) Ответы на вопросы, используя личный опыт и информацию (П) Слушать и понимать речь других (К) Извлечение необходимой информации из текста (П) Сотрудничество со сверстниками(К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выполнение действий по плану (П) Извлечение из текста необходимой информации (П) Контроль(Р) коррекция(Р) оценка(Р) Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) Анализ, синтез, сравнение (П) Контроль и оценка процессов и результатов деятельности (П) Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) | Слайд №2 Слайд№3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 слайд №8 слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 |
1группа 1. Прочитайте отрывок 2. Найдите эпитет. Каково его значение? 3.Подберите синоним к слову «бредем». Почему поэт выбрал именно это слово? 3.Как нужно читать это четверостишие? Почему? 4.Нарисуйте словесную картинку к эпизоду: а) передний план,средний план, задний план б) цветовое решение(обосновать). Командир оценивает работу группы. | 2 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему детям «опостылили» салазки? 3. Рассмотрите иллюстрацию. Как художник изобразил детей? Почему? 4. Какой представляете бабушку? 5. Какие сказки рассказывала бабушка народные или литературные? Почему вы так решили? 6. Как нужно читать это четверостишие? Почему? Командир оценивает работу группы. | ||||
3 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему дети «еле дышат»? 3. Что такое олицетворение? Есть ли в четверостишии олицетворение? 4. Можно ли к этому отрывку отнести иллюстрацию учебника? Какие изменения внесли бы. Командир оценивает работу группы. | 4 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Найдите сравнение (загалдели) 3. Почему дети не хотели уходить? 4. Разыграйте сцену «приставания» к бабушке Командир оценивает работу группы. | ||||
5 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему бабушка говорит «несмело»? 3. Проинсценируйте это четверостишие. Командир оценивает работу группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"
Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
Урок литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". Выборочное чтение. Неповторимая красота авторской сказки".
Урок литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс....