Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
С. Есенин «Пороша»
Цели:
- Образовательная:
- изучение нового материала;
- формирование знаний о выразительности чтения стихотворного текста;
-умение воссоздать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов;
- умение находить в тексте образные средства-сравнения ;
- расширение знаний о зимнем времени года.
- Развивающая:
- развитие и обогащение речи учащихся;
- развитие творческого воображения и чувств детей к поэтическому слову;
- определение настроения автора и собственной эмоциональной реакции на художественное произведение при прослушивании и чтении текста;
- развитие наблюдательности и внимания.
- Воспитательная:
- воспитание интереса к учебному процессу и культуры общения;
- воспитание любви к родной природе.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац
- Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
- Диск с презентацией ;
Ход урока:
I. Организационный момент; концентрация внимания и настрой на урок.
Учитель.
Повторите за мной:
Мы внимательны.
Нам нравится учиться.
Мы любим беседовать на разные темы.
Мы любим задавать друг другу вопросы.
Все будет хорошо.
Мы сможем выполнить все задания.
У нас отличное настроение.
- Спасибо, ребята. Я очень надеюсь на то, что урок пройдет успешно.
Деятельность учителя. Вопросы. | Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы. |
II. Проверка домашнего задания. -Мы побывали в картинной галерее. С картиной какого художника мы познакомились? -Расскажите, что свое, особенное, вы увидели на этой картине? -Кто хотел бы доброе слово сказать об ответе товарища? | -А.А.Пластова «Первый снег». (Рассказы детей 2-2.5 мин.) |
III.Подготовительный этап к теме. - Зимняя природа побуждает людей творить чудеса. -Посмотрите вот на эти иллюстрации с зимними пейзажами. ( слайды №1,2,3,4,5). -Мне сейчас очень хочется очутиться в зимнем лесу. Там свежий морозный воздух. Настроение бодрое ,радостное… -Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? -Определите фамилию автора с произведением которого мы сегодня познакомимся. ( слайд №6) Открыть запись на доске С.Есенин «Пороша». | О зиме, о морозе, о зимнем лесе… |
IV.Мотивация. -Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему хотели бы научиться? -А для чего это вам нужно? (слайд №7-погружение в урок). -Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет? -Прочитайте текст на слайде. Как вы думаете за что же Сергей Есенин любил зиму? -А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать. -Представьте, что сейчас темный зимний вечер. На улице снег. Ветер. А у нас тепло и уютно. Горят свечи. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима». -Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок , композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами. Послушайте его стихотворение «Пороша» (читает учитель). V. Обмен впечатлениями. -Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили? | -Научиться выразительно читать стихотворение ;хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о жизни и творчестве Есенина… -Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить… -Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд. -Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками… -Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный… |
VI .Словарная разминка. -Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения. (слайд№8) -Объясни значение слов пороша, клюка, шаль. Найди их в словаре. -Какие еще слова вам непонятны? | |
VII.Физкультминутка. Не боимся мы пороши . Ловим снег-хлопок в ладоши. Руки в стороны,по швам. Снега хватит вам и нам. По пороше побежали И снежинкой полетали. | |
VIII. Работа над текстом произведения. -Стихотворение называется «Пороша». Что же такое пороша? -Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг? Работа с учебником и рабочей тетрадью. -Прочитай первое четверостишие. -Какие звуки слышны в тишине? -Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай. -Как вы думаете , каков должен быть характер звучания стихотворения? Работа с тетрадью (с.36, №1). В отрывке стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении. -Прочитайте четверостишие еще раз.При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. -Прочитай второе четверостишие. -Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? (работа в парах) -Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес? -Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? -Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта. -Что вы представляли,читая это четверостишие? -При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому,что сосна похожа на старушку, показать голосом , как дятел долбит ствол дерева.
Работа с тетрадью (с.36,№2). Нарисуй иллюстрацию к словам: Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. -Дочитаем стихотворение. -Какие представления возникли у вас при чтении? -Как надо читать эти строки? -Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? -Зимняя дорога,которая убегает вдаль,напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». -Почему дорога кажется поэту лентой? Работа с тетрадью(с.37,№3) Выпиши пары слов, стоящие в рифме. -Давайте еще раз вдумаемся в содержание стихотворения С.Есенина. -Какое название дал стихотворению С.Есенин? -Тогда почему в стихотворении ни разу это слово не прозвучало? -Кому понравилось стихотворение?Поднимите руку. | Пороша-это слой только что выпавшего снега. -Крики ворон, стук дятла. -Спокойный, неторопливый, задумчивый. -Конь замедлил шаг,пошел тихо, а потом совсем остановился. -Всадник очарован лесом, поражен видом сосны. -Дремать - некрепко спать, быть в полусне. -Лес не крепко спит. -Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать. -Значит, он проснется. -Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса. Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара(«оперлася на клюку»). Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. -Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль. -Более быстрым темпом, бодро, весело. -Все вокруг, и поля ,и луга покрыты снегом. -Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту. звоны-вороны косынкой-невидимкой клюку-суку шаль-даль -«Пороша». -Потому ,что порошей , т.е.снегом украшен весь лес, дорога и автор, а вместе с ним и мы,любуемся красотой, которая создана снегом, порошей. |
IX. Рефлексия. -Что на вас произвело большее впечатление? - Какие задания показались наиболее интересными? -Пригодятся ли вам знани этого урока в дальнейшей жизни? | |
X. Домашнее задание. -Какое домашнее задание вы можете выполнить дома? -А я вам предлагаю по желанию,на выбор выполнить такие задания.(слайд №9) | |
XI. Оценка деятельности учащихся. -Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. -Встаньте те,кто себе за урок поставил «5»? (2-3 человека поясняют за что). Встаньте те,кто себе поставил «4»? -А кто не поставил себе отметку? Почему? -Кому понравился урок? -Спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....