Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».
Задачи:
Образовательные: Формировать умение анализировать стихотворение
Понимать стихотворение как способ передачи чувств и мыслей автора
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие: Развивать навык выразительного чтения как средства выражения своего понимания
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Развитие познавательной активности
Воспитательные: Воспитывать любовь к близким
Воспитывать любовь к поэзии
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Варфоломеевка
Урок литературного чтения
по теме С. Есенин «Бабушкины сказки»
3 класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Составила:
учитель начальных классов
Бармакова Найля Амангалиевна
2015г
Урок литературного чтения
Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: Создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки».
Задачи:
Образовательные: Формировать умение анализировать стихотворение
Понимать стихотворение как способ передачи чувств и мыслей автора
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие: Развивать навык выразительного чтения как средства выражения своего понимания
Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Развитие познавательной активности
Воспитательные: Воспитывать любовь к близким
Воспитывать любовь к поэзии
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, карточки для анализа и самоанализа.
Этап урока | Цель Предполагаемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Номер слайда | ||
Мотивирование к учебной деятельности | Ц-Включение в учебную деятельность Р-Положительный настрой учителя и учащихся на совместную работу | Создание ситуации для психологического настроя на урок. - Здравствуйте, ребята. Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз) Да! (Смотрят в «бинокль») Вы готовы, ушки? Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их) Вы готовы, ручки? Да! (Хлопают в ладоши) Вы готовы, ножки? Да! (Поглаживают ноги, притопывают) Вы готовы? Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя) Прикоснитесь ладошками друг к другу -Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока. А какой у нас урок? - О чем мы должны помнить на каждом уроке? – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? – Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. | На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.. Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь. Интересным, весёлым, познавательным. | ||||
Актуализация знаний Постановка проблемы Целеполагание Реализация плана поиска решения проблемы через групповую работу Формулировка вывода, представление продукта. Контроль и оценка. Первичное закрепление. Рефлексия деятельности Домашнее задание | Ц–актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы Р – умение выразительно прочитать наизусть стихотворение Ц – выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения Р –чувство гордости за культуру своего народа Ц – сформулировать тему, задачи урока Р -овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Ц. – создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст Ц. –обогатить и усложнить словарный запас Р –целенаправленное пополнение активного словарного запаса Ц. –обеспечить развитие у школьников монологической и идеологической речи Р. – овладеть диалогической и монологической формами речи Ц. – интерпретировать полученные результаты анализа стихотворения Р. – правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения Ц. –соотнесение цели и результатов деятельности Р – Оценивание собственной деятельности.,, | Какое было домашнее задание? Оцените на шкале качество выполнения вами домашнего задания (отлично, хорошо, плохо) Проверьте друг у друга стихотворение и оцените Поднимите руку, чей сосед должен, учитывая ваши рекомендации, дополнительно поработать дома. « Вы повторили стихотворение, прислушались к советам соседа и готовы ответить у доски.»
«Из солнечного ливня весеннее лицо Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.» О чем писал поэт? С. Есенин А еще? Знаем? Для чего? Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.
Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребѐнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Может кто-нибудь догадался: о чем или о ком будет стихотворение? Зная тему урока, поставьте задачи урока Мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение ―Бабушкины сказки‖, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке Чтение учителем стихотворения Понравилось ли произведение? Это действительно стихотворение? Прочитайте стихотворение вполголоса. Отметьте слова, значения которых вам непонятны. Зачем нам это нужно? Где можем найти значение этих слов? Прочитайте стихотворение и разделите его на смысловые части. Сколько частей получилось? Сейчас вам предстоит поработать в группе над содержанием каждой части. Для чего это необходимо? Давайте прочитаем стихотворение выразительно. О чем это стихотворение? Какое значение имели для Есенина эти сказки? Читали ли мы похожее стихотворение? В чем сходство? Суриков – поэт начала 19 века, Есенин - поэт начала 20 века, а актуально ли стихотворение в начале 21 века? Какое стихотворение изучали? Все ли запланированное удалось выполнить? Почему удалось? Что сокровенное вы спрятали в душу? О чем сердечко затомилось? Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России. И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет «До свиданья, друг мой, до свиданья… Милый мой, ты у меня в груди Предначертанное расставание Обещает встречу впереди» Выразительное чтение, подготовить рассказ о своей бабушке | Речевая разминка
Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Самооценка выполнения домашнего задания. Проверяют друг у друга стихотворение и оценивают 2- 3 ученика выразительно читают стихотворение, дети анализируют чтение по плану. О Родине, о природе. Дети отвечают и читают отрывки из произведений С Есенина. Нет. Чтобы ответить надо продолжить знакомство с творчеством Есенина Дети высказывают свое мнение (уважение к культуре своего народа, интерес к творчеству великих людей и т. д) Ученики от первого лица озвучивают биографические моменты : 1 ученик: Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.‖ 2 ученик: Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. Стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки» 1. Познакомиться со стихотворением 2.Проанализировать стихотворение (какие чувства передал поэт, какими средствами выразительности пользовался, объяснить значение непонятных слов, найти рифмующиеся слова) 3. Научиться выразительно читать стихотворение Дети делятся своими впечатлениями. Стихотворение – это произведение, написанное в стихотворной форме, где выражаются чувства поэта Произведение становится более понятным. А мы пополним свой словарный запас. В толковом словаре посмотреть значение слов, спросить у одноклассников, у взрослых. Задворки-позади избы, за двором Опостылеют – надоедят Притворяться – разыгрывать притворяться Салазки – санки Разухабистая– задорная, молодцеватая Получилось пять четверостиший. Дети работают группами по плану. Отчет групп. Чтобы лучше понять чувства и настроение поэта и самим при чтении это передать. О детстве, о детских забавах, о бабушке, рассказывающей сказки. Он полюбил литературу и сам стал сочинять стихи. Суриков «Детство». Оба поэта выросли в деревне, общие забавы, сказки, рассказанные любящей бабушкой. Да. Те же забавы, детям бабушки рассказывают сказки. Стихотворение Есенина «Бабушкины сказки» Дети читают на слайде задачи урока и жестами сигналят. Работали сообща. Дети высказывают свои впечатления об уроке, передавая друг другу сердечко, тот, кто соглашается – жестами подтверждает свое согласие. | -осознанное и произвольное построение высказывания (П) -учет мнения соседа (Р) -использование критериев для обоснования своего суждения(К) Управление поведением партнера-контроль, Коррекция, оценка его действий(К) -использование критериев для обоснования своего суждения (К) построение высказывания (П) Анализ, синтез, классификация (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Доказательство (П) Фиксирование индивидуального затруднения (Р) Осознанное построение речевого высказывания (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Проговаривание последовательности действий (Р) Доказательство (П) Формулирование собственного мнения (К) Ответы на вопросы, используя личный опыт и информацию (П) Слушать и понимать речь других (К) Извлечение необходимой информации из текста (П) Сотрудничество со сверстниками(К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Выполнение действий по плану (П) Извлечение из текста необходимой информации (П) Контроль(Р) коррекция(Р) оценка(Р) Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) Анализ, синтез, сравнение (П) Контроль и оценка процессов и результатов деятельности (П) Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) | Слайд №2 Слайд№3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 слайд №8 слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 | ||
1группа 1. Прочитайте отрывок 2. Найдите эпитет. Каково его значение? 3.Подберите синоним к слову «бредем». Почему поэт выбрал именно это слово? 3.Как нужно читать это четверостишие? Почему? 4.Нарисуйте словесную картинку к эпизоду: а) передний план,средний план, задний план б) цветовое решение(обосновать). Командир оценивает работу группы. | 2 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему детям «опостылили» салазки? 3. Рассмотрите иллюстрацию. Как художник изобразил детей? Почему? 4. Какой представляете бабушку? 5. Какие сказки рассказывала бабушка народные или литературные? Почему вы так решили? 6. Как нужно читать это четверостишие? Почему? Командир оценивает работу группы. | ||||||
3 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему дети «еле дышат»? 3. Что такое олицетворение? Есть ли в четверостишии олицетворение? 4. Можно ли к этому отрывку отнести иллюстрацию учебника? Какие изменения внесли бы. Командир оценивает работу группы. | 4 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Найдите сравнение (загалдели) 3. Почему дети не хотели уходить? 4. Разыграйте сцену «приставания» к бабушке Командир оценивает работу группы. | ||||||
5 группа 1. Прочитайте отрывок 2. Почему бабушка говорит «несмело»? 3. Проинсценируйте это четверостишие. Командир оценивает работу группы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".
В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской. Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
Урок литературного чтения "С.А. Есенин «Бабушкины сказки»".
Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока:Формирование читательской компепт...
Технологическая карта урока Литературного чтения "А. Майков "Колыбельная песня"" (2 класс, УМК "Начальная школа 21 века")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А. Майкова «Колыбельная песня».Задачи урока:Дидактические:1. познако...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему Л.Пантелеев "Фенька" (3 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
Технологическая карта урока...