Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Согласные звуки и буквы Х,х" по ФГОС. 1 класс. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласные звуки и буквы х, Х. | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 А классе
Тема: Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Формы организации деятельности:
- парная, фронтальная
- индивидуальная
Средства обучения:
- учебник «Азбука» , В.Г. Горецкий, ч.2
- толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
- мультимедиа проектор
- наглядные пособия.
Цель урока: создание условий для:
- овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х, х;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- для формирования культуры поведения.
Планируемые результаты:
Предметные: Выделять звуки [х] и [х’] из, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки [х] – [х’], выявлять сходство и различие в их произнесении. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».
Метапредметные: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, производить анализ, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные: Желание продолжить свою учебу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
I.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Подготовка учащихся к работе на уроке; положительный настрой. | Приветствие учащихся. Вот звонок нам дал сигнал; Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце: Все ребята – молодцы! Проверяет готовность к уроку. Предлагает показать настроение цветом. | Настраиваются на успешную работу. | Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться | Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и учащимися. | |
II. Артикуляционная разминка. Речевая разминка. | Подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Предлагает выполнить упражнение «Хомячок». Скороговорка: -Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. | Смыслообра-зование | Регулятивные: Коммуникативные: | Правильно проговаривать звуки, читать скороговорки. |
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -Хомячок торопился на поезд, толкал всех и рассыпал багаж со знаниями. Предлагает распределить буквы по вагончикам (гласные, согласные, согласные твердые) - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хома сел на петуха. Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! С каких звуков начинались досказанные слова? Тема: - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи урока? | Распределяют буквы и характеризуют их звуки. Выделяют звуки [х], [х’]. Знакомство с новыми звуками и буквой, их обозначающей. Определяют задачи урока. | Нравственно-этическая ориентация. Смыслообра-зование | Познавательное (логическое): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные: - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Выделять звуки [х] и [х’] из слов |
IV. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | -Можем ли мы сразу сказать, в каком вагоне будет ехать эта буква? | Пытаются ответить на вопрос и определить пути решения этой проблемы. | Желание продолжить свою учебу. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
V. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву? Составим план работы: 1.Услышать звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Познакомиться с буквой. 4. Узнать место на ленте букв. 5. Читать слоги, слова и предложения. | Составляют план работы совместно с учителем. | Желание продолжить свою учебу. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации4 - смысловое чтение; - построение логической цепи рассуждения. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | |
VI. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение. | 1.Какие первые звуки слышали в досказанных словах, когда мы смеялись?? 2.Как характеризуем звуки? Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Игра «Назови слово со звуками[х], [х’] » Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. Я умею слышать и отличать звуки [х], [х’] . 3. Знакомство с буквой - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной ПОКАЖИТЕ в учебнике. «Ха» - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) - На что похожа буква? «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. - Посмотрите, какое место на ленте букв занимает буква Ха? Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Х Чему еще научимся на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Называют слова с новой буквой. Сравнивают букву с разными предметами. Оценивают успехи. | Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения. Познавательные (логические): установление причинно-следственных связей, сравнение, анализ. | Моделирование схем, слов (анализ-синтез слова) Осмысление соответствия звука букве. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) |
Физминутка | Профилактика утомления. | Проводит физкультминутку. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет Хомка сильным стать. | Выполняют упражнения. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. | Коммуникативные: Сотрудничество. Умение слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность. | |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Чтение слогов с новой буквой. - Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги. | Читают слоги. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | Регулятивные: уметь организовать свою деятельность. | Выделять звуки [х] и [х,] из слов, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Предлагает в парах соединить слоги с нужной схемой. Выделить звуки в словах – пастух, пастухи. | Работают в парах. Соединяют слоги со схемами. | Заинтересованность в приобретении новых знаний и умений. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: Выделение существенных признаков, классификация. Понимать информацию, представленную в виде текста, схем. Коммуникативные: сотрудничество как взаимодействие. | Выделять звуки [х] и [х,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. |
IX. Включение в систему знаний, повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание. | Отгадайте загадки: 1) Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (хлеб) Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: .ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы) • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) • ХЛЕБ - любая пища человека,( продовольствие.) Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) - Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.) С. 39 Чтение слов, анализ. Чтение текста: 2. Подбор заголовка. 3. Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? | Отгадывают загадку. Повторяют пословицы о хлебе.
Узнают значения слова «хлеб» из словаря. Называют родственные слова к слову «хлеб». Читают текст, подбирают заголовок, анализируют содержание, отвечают на вопросы учителя. | Желание узнавать новое. Нравственно-этическая ориентация. Устанавливают связи между другими словами. Нравственно-этическая ориентация. Уважительное отношение к мнению другого человека. | Регулятивные: прогнозирование Познавательные: - уметь извлекать информацию из текста. Коммуникативные: Умение объяснять свои действия. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения. Познавательные: - уметь извлекать информацию; установление причинно-следственных связей. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи. - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, анализ. | Читать слова и предложения с изученной буквой. Узнавать из источников значение слова. Уметь подбирать родственные слова. Читать текст, подбирать заголовок, отвечать на вопросы по содержанию. |
X. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Оцените свою работу по критериям. Я знаю букву Х и её звуки х,х,. Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение | Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной речи. - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой. Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. | Смыслообразо-вание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....