Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению на тему
коррекционная направленность урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_na_urokah_chteniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе.
Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют коррекцию недостатков у уч-ся.
Мы применяем методы и приёмы, влияющие на исправление свойственных уч-ся вспомогательных школ недостатков, способствующие их интеллектуальному развитию и становлению личности.
Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого продумываю задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики читали и делали это с включением в активную работу психологических функций. Одновременно с этим будет поступать и отрабатываться и учебная информация.
Урок чтения требует от уч-ся хорошей работы слухового и зрительного анализаторов, т.е. именно через них поступает основной объём информации. Коррекция зрительного восприятия проводится с помощью упражнений в узнавании и различении, например,
- Добавить недостающий элемент в букве…
- Определить буквы в неправильном положении.
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Определить кол-во букв на табличке, например, Сколько раз повторяется буква Г Ж В и т. п..
- Какие буквы написаны неправильно?
- Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Для развития зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины применяю игры
« Чей это силуэт?»
« Узнай, что это?»
« Путаница»
Применяются такие игры в соответствии с тематикой учебного материала.
Для совершенствования слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза, использую ряд игр, например, « Молчанка»
Называю слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
«Сложи имена»
У каждого слоги, из которых нужно составить имена детей, помня, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова.
« Волшебный домик»
Определить место данного звука в «волшебном домике» .
Обязательно используем цветные полоски и кружки для составления условно-графической схемы слов и предложений.
Среди учащихся спецшколы встречается большое количество детей с различными дефектами речи. Мы – учителя, стараемся помочь им научиться говорить хорошо и красиво, поэтому каждый урок чтения в 1 классе начинаем с артикуляционной гимнастики, с пальчиковой гимнастики. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то отстаёт соответственно и речь.
И хотя над исправлением дефектов речи работает специалист- логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. В прошлом году вместе с логопедом Натальей Владимировной был поставлен звук ш Чубаркину К. В настоящее время нужно много работать по автоматизации данного звука. Для этого я использую вертолину, чтобы как можно больше употреблять в речи слов с данным звуком.
На уроках чтения обязательно провожу физкультминутки, направленные на развитие общей моторики и двигательных функций, на речевое развитие, например, проговариваем следующие слова с определёнными движениями
Мы листики осенние
На ветках мы висели,
Дунул ветер - полетели… и т. п.
Я стараюсь упражнять детей в различных видах деятельности: слушают – отвечают, думают – рассказывают, играют (разгадывают загадки, кроссворды) - читают, т.е. стараюсь достичь эффективной работоспособности учащихся.
Например, при чтении текста « Наш сад» я применяю работу с загадкой о вороне с показом предметной картинки-отгадки:
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Здесь же выполняем условно-графическую запись слова, затем используем выборочное чтение: прочитать предложение к иллюстрации учебника и т. п..
Таким образом, все методы и приёмы коррекционной работы развивают слуховые и зрительные восприятия, активизируют словарь детей, развивают память, связную речь, мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды работы над текстом на уроке чтения в начальной школе.
В предложенной памятке дан перечень 37 видов работы над текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Использование на уроках предложенных видов работы поможет вести продуманную и целенапр...
Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе...
Проверочная работа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" . Тема работы "Жанры и стили текста" .
В данной работе представлен один из видов контроля знаний обучающихся по данной теме. Работа расчитана на 15 - 20 минут урока чтения....
Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логич...
Презентация опыта коррекционной работы с детьми с ТНР (начальная школа)
Презентация опыта коррекционной работы с детьми с ТНР (начальная школа)...
Этап словарной работы на уроках чтения в начальной школе
Материал раскрывает особенности работы над таким обязательны элементом урока литературного чтения как словарная работа, а также используемые приемы на этапе словарной работы....
коррекционная работа на уроках чтения
программа для детей ЗПР...