Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению на тему

Басихина Галина Ивановна

коррекционная направленность урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа на уроках чтения                                                                                             в  начальной школе.

Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют коррекцию недостатков  у уч-ся.

Мы применяем методы и приёмы, влияющие на исправление свойственных уч-ся вспомогательных школ недостатков, способствующие их интеллектуальному развитию и становлению личности.

Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого продумываю задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики читали и делали это  с  включением в активную работу психологических функций. Одновременно с этим будет поступать  и отрабатываться и учебная информация.

Урок чтения требует от уч-ся хорошей работы слухового и зрительного анализаторов, т.е. именно через них поступает основной объём информации. Коррекция зрительного восприятия проводится с помощью упражнений в узнавании и различении, например,

  1. Добавить недостающий элемент в букве…
  2. Определить буквы в неправильном положении.
  3. Назвать буквы, наложенные друг на друга.
  4. Определить кол-во букв на табличке, например,  Сколько раз повторяется буква   Г   Ж   В    и  т. п..
  5. Какие буквы написаны неправильно?
  6. Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

Для развития зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины применяю игры

                              « Чей это силуэт?»

                               « Узнай, что это?»

                                « Путаница»

Применяются такие игры в соответствии с тематикой учебного материала.

Для совершенствования слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза, использую ряд игр, например, « Молчанка»

              Называю слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

                                                                                           «Сложи имена»

У каждого слоги, из которых нужно составить имена детей, помня, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова.

                                                                                « Волшебный домик»

Определить место данного звука в «волшебном домике» .  

Обязательно используем цветные полоски и кружки для составления условно-графической схемы слов и предложений.

Среди учащихся спецшколы  встречается большое количество детей  с различными дефектами речи. Мы – учителя, стараемся помочь им научиться говорить хорошо и красиво, поэтому каждый урок чтения в 1 классе начинаем  с  артикуляционной  гимнастики, с пальчиковой гимнастики. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то отстаёт соответственно и речь.

 И хотя над исправлением дефектов речи работает специалист- логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. В прошлом году вместе с логопедом Натальей Владимировной был поставлен звук  ш   Чубаркину К.  В настоящее время нужно много работать  по автоматизации данного звука. Для этого я использую вертолину, чтобы как можно больше употреблять в речи слов с данным звуком.

На уроках чтения обязательно провожу физкультминутки, направленные на развитие общей моторики и двигательных функций, на речевое развитие, например, проговариваем следующие слова с определёнными движениями

     Мы листики осенние

     На ветках мы висели,

     Дунул ветер  -  полетели…      и т. п.

Я стараюсь упражнять детей в различных видах деятельности: слушают – отвечают, думают – рассказывают, играют (разгадывают загадки, кроссворды) -  читают, т.е.  стараюсь достичь  эффективной  работоспособности учащихся.

Например, при чтении текста « Наш сад»  я применяю работу с загадкой о вороне  с показом предметной картинки-отгадки:

                               Окраской сероватая,

                               Походкой мешковатая,

                               Повадкой вороватая,

                               Крикунья хрипловатая.

Здесь же выполняем условно-графическую запись слова, затем используем выборочное чтение: прочитать предложение к иллюстрации учебника и т. п..

   Таким образом, все методы и приёмы коррекционной работы развивают слуховые и зрительные восприятия,  активизируют словарь детей, развивают память, связную речь, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтения в начальной школе.

В предложенной памятке дан перечень 37 видов работы над текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Использование на уроках предложенных видов работы поможет вести продуманную и целенапр...

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе...

Проверочная работа по литературному чтению "Перспективная начальная школа" . Тема работы "Жанры и стили текста" .

В данной работе представлен один из видов контроля знаний обучающихся по данной теме. Работа расчитана на 15 - 20 минут урока чтения....

Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логич...

Презентация опыта коррекционной работы с детьми с ТНР (начальная школа)

Презентация опыта  коррекционной работы с детьми с ТНР (начальная школа)...

Этап словарной работы на уроках чтения в начальной школе

Материал раскрывает особенности работы над таким обязательны элементом урока литературного чтения как словарная работа, а также используемые приемы на этапе словарной работы....