Этап словарной работы на уроках чтения в начальной школе
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Рымарева Наталья Васильевна

Материал раскрывает особенности работы над таким обязательны элементом урока литературного чтения как словарная работа, а также используемые приемы на этапе словарной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar.rabota.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа является обязательным элементом урока литературного чтения в начальной школе. Часто при изучении того или иного произведения учащиеся встречаются со значительным количеством совсем новых или известных, но непонятных по значению слов. Это может помешать сознательному восприятию текста. В текстах ученики сталкиваются с диалектными и просторечными словами, с устаревшей и заимствованной лексикой, малоупотребительными словами, различными терминами, которые требуют толкования. В связи с этим используются такие приёмы на этапе словарной работы на уроках чтения (на материале сказки «Каша из топора»):

  1. Объяснение «трудного» слова методом попутного комментирования. Например, учитель объясняет в ходе первичного чтения, что побывка – это приезд домой на короткое время.
  2. Самостоятельное объяснение учащимися значения слова по предъявленной картинке.
  3. Работа с толковыми словарями. В конце учебника предлагается словарь с объяснением отдельных слов. Например, к сказке «Каша из топора» вошло толкование слова чулан – это помещение в доме, служащее кладовой. Также можно использовать имеющиеся в классе толковые словари для выяснения значений непонятных слов, не внесённых в словарик учебника.
  4. Предварительная отработка непонятных слов на уроках русского языка.
  5. Предварительная отработка непонятных слов учащимися дома. Например, учителем задаётся домашнее задание: выяснить значение какого-либо слова, выполнить иллюстрацию.
  6. Подбор синонимов к «трудному» слову. Например, для объяснения слова «сдобрили» кашу выстраивается синонимический ряд: приправили, смазали.

В словарную работу, контролирующую или подводящую итог предыдущим занятиям, могут входить такие упражнения: дать объяснение или определение тому или иному слову, подобрать синонимы, антонимы, вспомнить, в каких произведениях встречались эти слова, ввести их в собственные предложения.

Словарная работа должна быть неотъемлемой частью работы учителя на каждом из уроков чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII вида»

«Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»...

Словарная работа на уроках русского языка, программа "Школа 2100"

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать,...

Словарная работа (дырявый диктант) 4 класс "начальная школа 21 века"

В данном материале представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Словарная работа на уроке русского языка должна быть систематической, хорошо организова...

Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

коррекционная направленность урока...

Словарная работа на уроках письма в начальной школе (для учащихся с ОВЗ).

При знакомстве со словарными словами особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания написания слова...

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе

Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе...

Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логич...