Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ
методическая разработка по чтению
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченкo и др.). Развитие речи должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и приемы работы с детьми ОВЗ
на уроках литературного чтения в начальной школе
Все мы знаем, что чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.
Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.
Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У таких детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.
Работая с «особыми» детьми, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков.
Итак, перед нами есть цель: формирование читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ на основе приемов чтения.
Сначала мы подобрали приемы формирования читательских умений и навыков.
Затем адаптировали эти приемы для обучающихся с ОВЗ и апробировали в учебном процессе.
Мы составили банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Данные материалы актуальны и направлены на отработку читательских умений, обучающихся с ОВЗ.
Материал преподносится небольшими частями, с использованием интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала помогает внести оживление в сложный процесс чтения.
Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые приёмы способствуют эффективному изучению художественного текста на различных уроках и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.
Используя данные приемы в системе, отмечено, что у детей с ОВЗ повысилась мотивация, активизировалась познавательная деятельность, развивается речь и формируются навыки учебной деятельности. Появилась вера в себя и свои возможности.
Все приемы направленны на:
- развитие четкости произношения
- развитие подвижности речевого аппарата
- создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов
- развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда
- развитие внимания к слову и его частям
- развитие оперативной памяти, устойчивости внимания
- развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух
- развитие восприятия и понимания
- развитие логического мышления
Приемы, направленные на развитие четкости произношения
Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.
Напримет, читаем слоги с ударением на одном из них:
- здесь произносятся слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘
Или, сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
м с 3 к т р б н в 3 р л н x р
Приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения
У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие приемы:
1. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.
Например:
Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_
2. Скороговорки.
Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо, громко, шепотом, немое кино (произносят беззвучно).
Используем также приемы, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.
2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.
Слон медведь тигр лев бабочка кошка
3. “Да или нет?”
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
Приемы, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.
1. “Игра в прятки”.
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
2. Игровое упражнение “Догони”.
Дети читают отрывок текста вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.
Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.
1. Из каждого слова убирай по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:
полк краска склон экран беда тепло
(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)
2. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:
Бал рак
Приз кот
воз глас
бой рот
кон вой
банк кон
Приемы, развивающие логическое мышление.
Эти приемы способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.
Например. Переставь буквы:
В лесу на сосне диситтеляд. Хвостом упирается в остлвереавд. Носом по стволу стучит, уоркбилотд, букашек ищет.
(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)
Или. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:
озеро медведь карандаш
Речевая зарядка.
Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классах является речевая зарядка.
Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.
1. Дифференциация сходных слогов и слов.
са - за | ма - мя | гол - кол |
со –зо | мо - мё | гора - кора |
су –зу | му - мю | игра - икра |
2. Чтение слогов по подобию.
И | - А | - О | - У |
ни | на | но | ну |
зи | за | зо | зу |
ли | ла | ло | лу |
При выполнении этого задания не6обходимо обращать внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3. Чтение слов по подобию.
мак | майка | Ваня |
рак | зайка | Маня |
бак | гайка | Таня |
В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.
Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.
Также можно использовать прием «Перевертыши».
Предложите ученику расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен.
Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.
Прочитайте слова, которые зашифрованы:
ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУ
Примеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского «Чудо-дерево», в русских народных небылицах: «Ехала деревня мимо мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.
Приём «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.
Статья для учителей начальных классов...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Самообразование...
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...
Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...
Методы и приемы повышения техники чтения в начальной школе
Обобщение опыта работы по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе....