коррекционная работа на уроках чтения
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения у младших школьников
В процессе осуществления ФГОС стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных – общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Задача педагога – сформировать у детей прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению – коррекционная (индивидуальная, групповая) работа по развитию техники чтения учащихся.
Рассмотрим причины нарушения беглости чтения:
– Нарушение правильного чтения (возвращается к слову и теряет время).
– Бедность словаря.
– Узость поля зрения (этот недостаток преодолевается с трудом).
– Недостаток оперативной или кратковременной памяти.
– Слабое понимание читаемого текста.
– Слабая смысловая догадка.
Учащиеся пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку. Это влечет за собой нарушение навыка правильности чтения. Нарушение навыка правильности чтения тормозит развитие беглости чтения. Все качества чтения взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Поэтому система работы должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.
Причины нарушения правильности чтения:
– Нарушение фонематического слуха, слухового анализа и синтеза.
– Нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
– Нарушение произношения.
– Замена менее знакомых слов знакомыми.
– Нарушение мыслительной деятельности.
Наиболее распространенными недостатками выразительности чтения младших школьников являются монотонность; отсутствие пунктуационной интонации; частое использование интонации завершенности (точки) в середине предложения.
Умение работать с текстом формируются с учетом следующих положений:
– читательские умения рассматриваются в единстве с речевыми умениями;
– умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;
– умение читать уже в начальной школе рассматривается с позиции учебных умений, так как со 2 класса оно постепенно становится средством обучения [3].
Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений, направленные:
– на развитие речевого аппарата;
– расширение оперативного поля чтения;
– развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
– развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;
– развитие скорости чтения вслух и молча;
– развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
– преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, можно дать им определенные ориентиры, составить памятки, правила. Например:
Памятка «Учись читать правильно!»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
Упражнения для обучения чтению
1. Упражнения для развития четкости произношения.
Развитие четкого произношения осуществляется введением чистоговорок и скороговорок.
1) Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – не ветках снегири.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Ир-ир-ир – мой папа командир.
2) Образцы скороговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
В сени сено Сеня носит.
– Синичка, синичка – воробью сестричка.
– Лежебока, рыжий кот,
Отлежал себе живот.
– На скамейку мама села.
Справа – Сева, Слава – слева.
– Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
– Усядемся на пригорке,
Да расскажем скороговорки.
– Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
2. Упражнения для разминки перед чтением.
Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:
1) Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, ао, оие, эа, ауо, уоиэ и т. д.
2) Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.
3) «Наращивание» согласных:
рба, рбо, рбу, рбы…
србо, србу, србы…
3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
С этой целью даю ученикам для чтения карточки со словами и словосочетаниям на определенное время:
1) слова с общим корнем:
вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
2) сочетания существительного с прилагательным:
чистого берега, у дальнего леса;
3) слова, отличающиеся одной буквой:
чистота – частота,
девушка – дедушка,
булка – белка.
4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
1) Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.
Игра «Веселый фотограф».
Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят – «фотографируют» – и называют их учителю.
Для осмысления прочитанного можно задать вопрос:
– Какое слово лишнее? Почему?
2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.
да
дом
друг
доска
дорога
дорогой
директор
5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
1) Упражнение «Губы».
В целях четкого разграничивания детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и реже.
2) Упражнение «Угадай» используется для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста). Это упражнение усваивается в нескольких последовательных вариантах:
1-й. Это карточки с предложениями, в которых нет окончаний слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания.
– Мы с папой сегод..(-ня) пош..(-ли) в ки..(-но).
2-й. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний.
Око.. нашей дерев.. есть небольш.. лесок. Летом ребя.. собирают там яго.. . За грибами мы ход.. в боль.. лес за рек.. . Там живет лесн.. . Хоро.. отдохнуть в его лесн.. домике.
3) Упражнение «Финиш».
Это карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают ему заданное слово).
Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
4) Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем.
Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
5) Упражнение «Молния» – для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).
6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.
1) Антиципация частей предложений.
Он сам во всем – виновен.
Дверь была – открыта, закрыта.
Солнце уже – взошло, зашло.
Весь день шел – дождь, снег.
Над рекой стелется – туман.
Ветер гнул – деревья.
Я уже прочитал эту – книгу.
Фильм не очень – интересный.
2) Антиципация поговорок.
Сделал дело… гуляй смело.
Тише едешь… дальше будешь.
Дал слово… держи.
Лучше поздно… чем никогда.
Мал золотник… да дорог.
Семь раз отмерь… один раз отрежь.
Остальные виды работы можно рассматривать как игровые.
Кроссворды, шифровки, загадки, викторины развивают внимание, память, логическое мышление.
Один из наиболее быстрых способов активизировать внимание детей в начале урока или проверить усвоение пройденного – это цифровой диктант. Он может быть проведен в устной форме или записан на доске. Это зависит от того, как быстро и осмысленно читают дети в данном классе.
Методика проведения «Цифрового диктанта».
Работа выполняется в двух вариантах. Учитель записывает на доске (можно делать слайды в программе PowerPoint) понятия по изученной или изучаемой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры, разные для каждого варианта. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится [2].
Литературное чтение «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»
1 вариант | 2 вариант | |
1 | Присказка | 5 |
2 | Потешка | 4 |
4 | Пословица | 2 |
5 | Скороговорка | 3 |
3 | Загадка | 1 |
Информация, которую зачитывает учитель:
- Небольшое произведение устного народного творчества, в котором нужно назвать предмет или явление по их признакам и действиям. (Загадка)
- «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Кто много читает, тот много знает», Один за всех и все за одного». К какому жанру фольклора относятся эти краткие мудрые изречения? (Пословица)
- Шутливое вступление или концовка сказки. (Присказка)
- В них могут повторяться слова с одним и тем же корнем, переставляться слова, меняться звуки. Они необходимы для отработки правильности и чистоты произношения. (Скороговорки)
- - Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Что это за жанр устного народного творчества? (Потешка)
Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 5, 2.
Ответы для 2 варианта: 1, 2, 5, 3, 4 [1].
Существует несколько способов проверки: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем, учеником.
Главная задача коррекционно-развивающих упражнений на уроках чтения - выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Систематическое проведение таких упражнений исправляет произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Кроме того упражнения несут воспитательную направленность. Используемые приемы и упражнения, памятки и правила, чистоговорки и скороговорки, карточки с текстами, предложениями и отдельными словами, игровые виды работы в сочетании с самопроверкой, взаимопроверкой, проверкой помогут в процессе обучения чтению детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения у младших школьников
Данная статья посвящена коррекционно-развивающей работе на уроках чтения у младших школьников. В ней рассматриваются причины нарушения чтения и приводятся упражнения для обучения чтению. Статья направ...
Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
коррекционная направленность урока...
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...
Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе
Доклад: Коррекционная работа на уроках чтения в начальной школе...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...